Конституционно-правовые требования к проведению референдумов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 08:03, реферат

Краткое описание

В связи с болезненностью и нестабильностью развивающегося в нашей стране процесса демократизации часто слышны упреки на бедность отечественной истории демократическими традициями. Их недостаточностью подчас объясняются все беды сегодняшнего Отечества. Однако дело совсем не в слабостях российских традиций (в том числе и избирательных), а в том, что на протяжении более чем 70 лет эти традиции последовательно игнорировались. По этому поводу удачно высказался С. Егоров: “Поскольку мы выступали в роли созидателей неведомой миру и истории новой советской государственности и демократии, то считали для себя недостойным учиться у кого-либо и чему-либо”. 1

Оглавление

Введение
Глава I. Развитие института референдума.
1.1 Понятие и значение референдума и плебисцита.
1.2.Сравнительный анализ института референдума в России и за рубежом.
1.3. Референдум в России до принятия Конституции Российской Федерации.
Глава II. Правовое регулирование института референдума в России.
2.1. Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума.
2.2. Федеральное законодательство о референдуме.
Глава III. Практика реализации института референдума в субъектах Российской Федерации.
3.1. Законодательство субъектов РФ о референдумах.
3.2. Референдум как способ волеизъявления населения субъектов РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Констит.правов.требов.к провед.референд..docx

— 89.28 Кб (Скачать)

Несмотря на то, что обжалование  результатов референдума не подсудно суду общей юрисдикции, и в жалобе не был указан ответчик, дело было принято  к производству. Судья собственным  определением привлекла к участию  в деле в качестве заинтересованной стороны Костромскую областную  Думу и Костромское общественное экологическое движение "Во имя  жизни".

По просьбе движения "Во имя жизни" в процессе приняли  участие юрист Института "Экоюрис" Екатерина Хмелева и адвокат  Московской областной коллегии адвокатов, консультант Института "Экоюрис", Екатерина Гречушкина.

После нескольких месяцев  судебных слушаний, несмотря на обоснованную правовую позицию в защиту референдума, доказывающую полную несостоятельность  доводов заявителей, 25 января 1999 года судьей Костромского областного суда В.В. Царевой было принято решение  об удовлетворении жалобы.

В своем выступлении в  прениях представитель Костромской  областной Думы высказал надежду, что  в решении суда "принципы Конституции  Российской Федерации, законность восторжествуют, высшая непосредственная власть народа, выраженная гражданами Костромской  области на референдуме, обретет  подтверждение в духе правового  и демократического государства".

К сожалению, суд не смог оправдать этих надежд, встать на защиту конституционных прав граждан и  доказать свою независимость от давления атомного лобби, которое было очевидно в ходе судебного процесса.

Решение Костромского областного суда было обжаловано в Верховный  Суд РФ и пока еще не вступило в силу. Но мне кажется, что именно сейчас необходимо опубликовать имеющие  огромное общественное значение процессуальные документы, обосновывающие незаконность и неправомерность этого решения  суда, которое фактически перечеркнуло голоса трехсот тысяч граждан, высказавшихся  против строительства АЭС.

Нужно отметить, что нельзя равнодушно относиться к сложившейся  ситуации. Это был первый экологический  референдум и поэтому, приводимые правовые аргументы могут быть использованы при защите результатов состоявшихся экологических референдумов, а также  при планировании и инициировании новых. Кроме того, важно, чтобы правовая несостоятельность решения Костромского областного суда, продемонстрировавшего слабость и зависимость судебной системы, была открыта для общественности, защищающей экологические интересы.

Хотелось бы сказать о  референдумах по принятию Конституции (Устава) субъекта Российской Федерации, которые прошли в нескольких субъектах  Российской Федерации. Несомненно, что  референдумы проходили по-разному  и имели различный результат. Одним из ярких примеров референдума  по принятию Конституции субъекта РФ, является референдум, проведенный в  республике Тува в 2001 году.

Верховный хурал (парламент) Республики Тува одобрил проект новой  Конституции и принял решение  вынести его на всенародный референдум 6 мая 2001 года. Проект был предложен  президентом республики Шериг-оолом  Ооржаком в связи с тем, что  в старой Конституции многие статьи давно перестали действовать, расходились  с федеральным законодательством  и постоянно подвергались изменениям.

Интересно, что буквально  за неделю до принятия проекта республиканская  прокуратура обратила внимание парламента на большое количество (около 40) несоответствий в новом проекте Конституции  федеральному законодательству. И это  несмотря на то, что, по уверениям представителей исполнительной власти, проект прошел экспертизу в Министерстве юстиции  России. В рекордно короткий срок, всего  за одно заседание, Конституционная  комиссия Тувы ликвидировала все  противоречия и представила депутатам  исправленный проект. Парламентарии  получили на руки новый вариант Конституции  за сорок минут до начала голосования  и, естественно, даже не успели с ним  толком ознакомиться.

Если следовать букве  закона, решение о вынесении Конституции  на референдум таило в себе множество  юридических ошибок. В частности, согласно ст. 63 действовавшей на тот  момент Конституции Тувы парламент  обязан был не просто вынести текст  на референдум, а подробно обсудить его не менее чем в двух чтениях (чего сделано не было). Последние  же поправки в Конституцию вообще вносились неизвестно как - Конституционная  комиссия Тувы, почти сплошь состоящая  из лично преданных президенту республики людей, не имеет юридических полномочий на подобное законотворчество.

Таким образом, можно сделать  вывод, что проект новой Конституции  Республики Тува, был во многих вопросах не доработан, однако был вынесен  на референдум, состоявшийся 6 мая 2001 года.

Однако необходимо отметить, что Конституция Республики Тува была принята подавляющим большинством 7 мая 2001 года. В голосовании приняли  участие 85,46% избирателей, имеющих право  голоса. Высказались “за” - 85,46%, “против” - 18,69%.

Среди главных положений  Основного закона Республики Тува, следует отметить замену статуса  “президента” на статус “глава правительства”, который будет обладать более  широкими полномочиями, а также создание двухпалатного парламента из 162 депутатов, 32 из которых будут работать на постоянной основе.

Таким образом, нужно подчеркнуть, что как показывает практика, в  период всеобщей демократизации общества, институт референдума, как форма  демократии и непосредственного  участия населения в решении  социальных, политических и экономических  вопросов широко используется в нашей  стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Свобода выбора является важнейшим  фактором интеллектуального совершенствования  человека, нормального духовного  и нравственного развития каждой личности. Как верно подметил английский теоретик политического либерализма  Дж. Милль, идеи которого и поныне определяют развитие конституционного права, способность  человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан референдум – это нормальная потребность и возможность выражения  своей позиции.

Конституция Российской Федерации  провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.

Вышесказанное позволяет  судить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей  ему государственной власти в  пользу непосредственной демократии. Следует определить роль и значение референдума как самой яркой  формы непосредственного волеизъявления народа.

Подводя некоторые итоги, можно отметить, что сегодня, когда  доверие к демократии в России подорвано, когда “нет консенсуса о  том, является ли парламентская демократическая  организация власти лучшей в российских условиях”, когда низок уровень  правовой культуры населения, когда  несовершенно законодательство и неразвита  экономическая база общества, нельзя говорить однозначно о роли референдумов в процессе становления и развития демократического правового государства  в России.

Политическое значение института  референдума состоит в том, что  с его помощью граждане приобретают  возможность эффективного воздействия  на формирование политики государственных  и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять  свои решения с мнением народа или отдельной ее части.

Однако необходимо обратить внимание, что свою политическую и  демократическую функцию референдум может выполнить только при наличии  согласованного законодательства. Тем  не менее, зачастую законодательство субъектов  федерации противоречит федеральному законодательству, из-за чего возникают  пробелы и коллизии в праве. Хотелось бы отметить и то, что до сих пор  не принят закон о местных референдумах, который бы значительно помог  систематизировать местное законодательство.

Большую остроту обозначенной проблеме придает отсутствие системы  согласования между органами власти субъектов Федерации и федеральными органами власти при принятии решений  о проведении всероссийского референдума  по вопросам совместного ведения. Кроме  того, от органов власти на местах во многом зависит психологический  фактор, определяющий, в конечном счете, придут люди голосовать или нет.

Кроме того, юридическая  природа правовых актов, принимаемых  с помощью референдума и государственными органами, одинакова – они являются плодами государственно-властной деятельности и воплощают государственную  волю народа – верховного обладателя власти.

Отсюда следует, что механизм реализации решений референдума  и ответственность за их неисполнение должны быть такими же, как предписывает теория и правовая действительность.

Только с усвоением  народом демократических ценностей  важнейший демократический институт референдума начнет играть все более  и более важную роль в процессе становления и развития демократического правового государства в России. Сегодня идет совершенствование  законодательства о референдумах, в  России, и как показывает практика, институт референдума широко используется, а значит, происходит становление  и развитие демократического государства  и роль и место в этом референдума  велика. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М. “Новая волна”. 1996. 64 с.
  2. Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации” от 10 октября 1995 г. // СЗ РФ. 1995.№ 42. Ст.3921.
  3. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 19 сентября 1997 г. (в ред. от 30 марта 1999 г.) // СЗ РФ.1997.№ 38. Ст. 4339; Российская газета. 1999. 6 апреля.
  4. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 19995. №35. Ст. 3506; 1996. ; 17. Ст. 1917; № 44. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378.
  5. Закон" Республики Саха (Якутия) от 22.12.92 г. "О республиканском референдуме": Закон Волгоградской области от 06.02.95 г. "О референдумах на территории Волгоградской области"; Закон Тверской области, от 22.09.94 г. "О местных референдумах в Тверской области"; Закон Тверской области от 21.03.96 г. "Об областном референдуме"; Закон Тюменской области от 06.07.95 г. "О референдуме Тюменской области"; Закон Тюменской области" Ст. 29.11.95 г. "О местном референдуме в Тюменской области"; Закон Архангельской области от 28.05.96 г. "О местном референдуме в Архангельской области"; Закон Пермской области от 21.02.96 г. "О референдумах в Пермской области" и т. д. // Справочная правовая система “Энциклопедия Российского права", апрель 1997 г., (официальная рассылка).
  6. Закон “О местном референдуме в Московской области” от 28 декабря 1994., Закон г. Москвы “О референдуме города Москвы” от 14 февраля 1996.//"Тверская, 13", №. 12-14, 1996.
  7. Закон Санкт-Петербурга “О референдуме Санкт-Петербурга” от 18 июня 1996.//Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 1996. № 10 С. 3.
  8. Закон “О местном референдуме в Санкт-Петербурге” от 6 июля 1996.//Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 1996. № 10. С. 5.
  9. Закон Саратовской области от 22 октября 1996 г. “О референдумах в Саратовской области” // Собрание законодательства Саратовской области, 1999. № 10. Ст. 884
  10. Собрание Актов Президента и Правительства РФ, 1993. № 42. Ст. 1633.
  11. Сборник законодательных актов РСФСР о государственном суверенитете, союзном договоре и референдуме // М. Советская Россия: Верховный Совет РСФСР. 1991.
  12. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран М., “Юрист” 1998 . 327с.
  13. Маклаков В.В. Государственное право зарубежных стран М., БЕК, 1997. 415с.
  14. Мишин А.А. Конституционное государственное право зарубежных стран:. М., “Белые альвы”, 1996. 400с.
  15. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. Б.А. Страшуна. М., “БЕК”, 1996. 456с.
  16. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России М. “Юристъ” 1995. 315с.
  17. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России М. “Ось-89”, 1998. 215с.
  18. Емельянов Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. Москва - Тула: ТИГИМУС, 1997. 317с.
  19. Катков Д.Б. Конституционное право России М. “Юриспруденция” 1999. 210с.
  20. Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М. “Норма”. 2001. 272с.
  21. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. / Под ред. В. И. Васильева. М., “БЕК”, 1999.453с.
  22. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М.,1996. 375с.
  23. Государственное право РФ. / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрид. лит. 1996. 532с.
  24. Зимон Г. Заметки о политической культуре в России. // Вопросы философии. 1998.№ 2. – С. 27-32.
  25. Егоров С. А. Бедна ли Россия демократическими традициями?//Государство и право. 1997.№6. С.102.
  26. Веденеев Ю.А. Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации политико-правовой и технологические аспекты.// Государство и право. 1997. № 8. С. 5.
  27. Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований // Социс. 1995. № 10 С.12.
  28. Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии // Вестн. Моск. ун-та. сер.11, Право, 1991. №6, С.14.
  29. Шандаров М. В мае в Туве пройдет референдум // Российский региональный бюллетень. 2001. №5. Том 3. С.6.
  30. Незнамова Е. О первом экологическом референдуме // Муниципальная власть. 1997. № 5. С 5-9.
  31. Замотаев А. Учет мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление // Муниципальная власть. 1999. №4-5.С. 8-11.
  32. Бондарь В. Новая метла по-новому метет //Муниципальная власть. 2001. №5.С. 20-21.
  33. Кривачев А.А. Роль и место выборов и референдумов в процессе становления и развития правового демократического государства в России. // Государственная власть и местное самоуправление. 2001. №1. С38-45.
  34. Устинов Д.Ю. Народовластие как важнейшая основа конституционного строя России // Конституционные чтения. Межвуз. сб. научн. трудов - Саратов: ПАГС, 2000. – Вып. 1. С. 26-29.

Информация о работе Конституционно-правовые требования к проведению референдумов в Российской Федерации