Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:47, контрольная работа
Целью моей работы является исследование такой важнейшей составляющей судебной системы, какой является Конституционный Суд России.
Основные задачи, вытекающие из цели данной работы – это рассмотрение следующих вопросов:
понятие конституционного контроля и его места в системе власти современного правового государства;
описание процедуры избрания членов Конституционного Суда, их правового статуса;
Введение ……………………………………………………….………… стр. 2 .
1. Понятие и значение Конституционного Суда РФ …………….……. стр. 4 .
2. Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ стр. 6 3. Статус судей Конституционного Суда ………………………...…… стр. 9 .
4. Полномочия Конституционного Суда РФ ……………..………….... стр. 11
5. Решения Конституционного Суда …………………………….……. стр. 15 .
6. Принципы конституционного судопроизводства …………...…….. стр. 16 .
Заключение ……………………………………………………....……... стр. 18 .
Список использованной литературы ……………………….……….…. стр. 20 .
Оглавление
Введение ……………………………………………………….………… стр. 2 .
1. Понятие и
значение Конституционного
2. Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ стр. 6 3. Статус судей Конституционного Суда ………………………...…… стр. 9 .
4. Полномочия Конституционного Суда РФ ……………..………….... стр. 11
5. Решения Конституционного Суда …………………………….……. стр. 15 .
6. Принципы конституционного судопроизводства …………...…….. стр. 16 .
Заключение ……………………………………………………....……... стр. 18 .
Список использованной
литературы ……………………….……….…. стр.
20 .
Введение
Одна
из важных черт правового государства
– существование судебного
Конституционный Суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 года и вынесший свое первое решение в январе 1992 года, в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный Суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Затем, после внесения в ранее действовавшую Конституцию ст.165-1, он, несмотря на запрещение закона, получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе «правотворчества».
Сегодня, в соответствии с новой Конституцией и Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», он является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Целью моей работы является исследование такой важнейшей составляющей судебной системы, какой является Конституционный Суд России.
Основные задачи, вытекающие из цели данной работы – это рассмотрение следующих вопросов:
1. Понятие и значение Конституционного Суда РФ
Статья 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации» дает определение Конституционного Суда как судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В этом определении отражены основные черты Конституционного Суда: правовой статус - судебный орган, функция – осуществление конституционного контроля, главные принципы деятельности – самостоятельное и независимое осуществление судебной власти, процессуальная форма деятельности – конституционное судопроизводство.
Конституционный контроль – это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов Конституции данной страны.
Конституционный контроль является важным атрибутом современного демократического конституционного устройства. Без него немыслимо поддержание конституционной законности, а значит и законности в целом. Конституционный контроль обеспечивает функционирование Конституции государства как высшего нормативного акта, имеющего непосредственное действие. Без действенного же конституционного контроля Конституция обречена оставаться не более чем общей декларацией принципов и намерений. Действенность, эффективность конституционного контроля обеспечивается наличием специального независимого судебного органа - конституционного суда, а также особой, тщательно регламентированной законом процедуры конституционного производства.
Являясь особым органом судебной власти, Конституционный Суд, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции, баланса властей, выступает одновременно и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. Вместе с тем Конституционный Суд занимает особое положение в механизме конституционного контроля в государстве, так как он не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, при этом Конституционный Суд связан при осуществлении судопроизводства только федеральной Конституцией как вершиной правовой системы и Законом о Конституционном Суде.
Согласно Конституции РФ 1993 года, Конституционный Суд является одним из судебных органов, а конституционный контроль является деятельностью судебной и, следовательно, подчиняется общим принципам судопроизводства. Если исходить из того, что Конституционный Суд есть разновидность судебных органов, то нужно признать справедливость утраты Конституционным Судом РФ по новому конституционному законодательству права самостоятельно принимать дела к своему рассмотрению. Ведь в сбалансированной правовой системе немыслимо, что бы уголовный суд самостоятельно начинал уголовное преследование, а гражданский - гражданское дело. Это в корне противоречит роли суда как беспристрастного арбитра между спорящими сторонами.
Сейчас уже трудно представить, что всего несколько лет назад института конституционного контроля в нашей стране не существовало, а его ценность отрицалась.
Существование
Конституционного Суда в государстве
– это реальный шанс занять достойное
место в системе цивилизованных
правовых государств.
2. Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ
В соответствии со статьёй 125 Конституции РФ 1993 года Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда. Отсутствие судьи на таком заседании возможно лишь по уважительной причине. Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 года устанавливает, что «Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей», только в этом случае пленарное заседание полномочно принимать решения по рассматриваемым делам или вопросам. Руководит его работой Председатель Суда. В заседаниях палат участвуют судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава.
Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить председатель и заместитель председателя Конституционного Суда.
Председатель
В обязанности заместителя
Председателя Конституционного суда входит
осуществление некоторых
Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и информирует Суд об их исполнении и т.д.
После возобновления деятельности Конституционного суда в 1995 г. структура его аппарата была усовершенствована. В ней можно выделить две составляющие части: первая из них - это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных. (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности выше.)
Вторая часть аппарата - это секретариат, состоящий из ряда управлений (Управление конституционного надзора, Управление конституционных программ частного права, Управление международного права и т.д.). В их задачи входит первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную, аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями.
Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.
При Суде действует также Научно-консультационный совет, а по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного суда. В нем устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного суда, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат и т.д.
Говоря об организации
деятельности Конституционного суда РФ,
следует упомянуть о наличии в современном
конституционном законодательстве такого
института как особое мнение судьи Конституционного
Суда. Особое мнение судьи, не совпадающее
с общим решением Конституционного Суда,
публикуется вместе с решением Суда. Но,
если следовать Федеративному конституционному
закону «О Конституционном Суде РФ» (76,78),
Суд, при обнародовании принятого решения,
не связан с представлением судьей его
собственного мнения, ибо на Суд возлагается
обязанность немедленно публикации только
решения Конституционного суда. Российские
правоведы, однако, считают, что публикация
особого мнения судьи была бы желательна,
так как эта мера дает возможность познакомиться
не только со взглядами на проблему конкретного
представителя судебных органов, но и
способствует дальнейшему развитию всего
судопроизводства на демократических
началах.
3. Статус судей Конституционного Суда РФ
Личность судьи в органах конституционного контроля играет весьма заметную роль, так как ее оценивают зачастую не только по правовым критериям, но и по нравственным.
Судьёй Конституционного Суда может быть назначен:
Предложение о кандидатуре на должности судей Конституционного Суда могут вноситься Президенту членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также органами власти субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведеньями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения предложения Президента.
Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность тайным голосованием большинством голосов на срок пятнадцать лет. Предельный возраст его пребывания в должности – семьдесят лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается.
Информация о работе Конституционный Суд Российской Федерации