Конституционный Суд Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:47, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей работы является исследование такой важнейшей составляющей судебной системы, какой является Конституционный Суд России.
Основные задачи, вытекающие из цели данной работы – это рассмотрение следующих вопросов:
понятие конституционного контроля и его места в системе власти современного правового государства;
описание процедуры избрания членов Конституционного Суда, их правового статуса;

Оглавление

Введение ……………………………………………………….………… стр. 2 .
1. Понятие и значение Конституционного Суда РФ …………….……. стр. 4 .
2. Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ стр. 6 3. Статус судей Конституционного Суда ………………………...…… стр. 9 .
4. Полномочия Конституционного Суда РФ ……………..………….... стр. 11
5. Решения Конституционного Суда …………………………….……. стр. 15 .
6. Принципы конституционного судопроизводства …………...…….. стр. 16 .
Заключение ……………………………………………………....……... стр. 18 .
Список использованной литературы ……………………….……….…. стр. 20 .

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

         Судья Конституционного Суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или к которому ему исполняется семьдесят лет.

         Статус  судей Конституционного Суда в целом  не отличается от статуса судей других высших судов России. Конституция РФ в статьё 128 устанавливает также идентичный порядок назначения судей трех высших судов. Отличая в квалификации имеют частный характер.

         Судья Конституционного Суда не может занимать другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; не может принадлежать к политическим партиям и движениям, заниматься иной политической деятельностью.

         Независимость судьи Конституционного Суда обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, правом на отставку, запертом вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности.

         Судья Конституционного Суда обладает неприкосновенностью; он не может быть привлечён к ответственности, в том числе по истечению срока его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         4. Полномочия Конституционного Суда РФ

         В целях защиты основ конституционного строя,  основных прав  и

   свобод  человека  и гражданина,  обеспечения  верховенства и прямого

   действия  Конституции  Российской  Федерации   на  всей   территории

   Российской  Федерации Конституционный Суд  Российской Федерации:

         1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

         - федеральных законов,  нормативных актов Президента  России, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ. Как показывает практика, это наиболее употребляемое полномочие Конституционного Суда.

         - конституций республик,  уставов, а также законов и  иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации. Это полномочие является одним из наиважнейших, учитывая федеративный характер российского государства и проблем продолжающейся стихийной суверенизации, войны законов, сепаратизма.

         - договоров между  органами государственной власти  России и органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, а также взаимных договоров между последними.

         - еще не вступивших  в силу международных договоров Российской Федерации.

При рассмотрении вопросов по международному праву Конституционный Суд РФ исходит из ст.15(4) Конституции 1993 года, которая провозглашает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Конституция устанавливает также приоритет норм международного договора по отношению к противоречащим им правилам закона. Особую важность эти положения приобретают при решении вопросов по делам субъектов федерации.

         2. Разрешает споры о компетенции:

         - между федеральными  органами государственной власти.

         - между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

         - между высшими  государственными органами субъектов Российской Федерации.

Пожалуй, важной и самой сложной сферой правоприменения конституционного законодательства в России сегодня остаются федеральные споры: как на уровне выяснения отношений между «центром» и субъектами Российской Федерации, так и на уровне соответствия правовых систем и взаимоотношений между самими субъектами РФ. Однако на практике такие споры в республиках в составе РФ решаются уже местными конституционными судами.

         3. Проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных прав граждан и по запросам судов. Это правомочие является примером конкретного конституционного контроля, в целом не характерного для нашей конституционной системы, потому что существует проблема количества обращений в Конституционный Суд частных лиц, которые не могут быть изучены в установленные сроки ограниченным количеством членов.

         4. Даёт толкование Конституции РФ. Эта функция была впервые закреплена за Конституционным Судом РФ с принятием Конституции 1993 года. Практика показала, что это было сделано  не напрасно. Как и все другие решения этого органа, толкование Конституционного Суда имеет официальный и обязательный для всех органов государственной власти характер. С запросом о толковании Конституции, согласно тексту Закона,  в Суд могут обращаться исключительно: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов федерации.

         Согласно ст.106 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.   

         5. Даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений в адрес Президента России в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления. Это полномочие является также примером формального конституционного контроля. Строго говоря, появление этого полномочия было продиктовано почти исключительно желанием авторов действующей Конституции до предела усложнить процедуру отрешения Президента.

         6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. По сравнению с аналогичным правомочием Конституционного Суда образца 1991 года появилось важное  изменение: законодательная инициатива ограничена пределами своего ведения, то есть вопросами непосредственно связанными с организацией работы Конституционного Суда, процедурой конституционного контроля и т.п. Это призвано оградить Конституционный Суд от излишнего проявления политической инициативы.

         7. Осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации  и  органами  государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа  конституционного контроля.

         Конституционный Суд  РФ решает исключительно вопросы права.

         Конституционный Суд  Российской  Федерации  при  осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях,  когда это входит в  компетенцию других судов или иных органов.

                По вопросам своей внутренней  деятельности Конституционный   Суд  Российской Федерации   принимает  Регламент  Конституционного  Суда

Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Решения Конституционного Суда

         Решение Конституционного Суда принимается открытым голосованием путём поимённого опросы судей. Председательствующий всегда голосует последним. Решение считается принятым при условии, что за него проголосовала большинство.

         Судья Конституционного Суда не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Судья, несогласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить своё особое мнение. Итоговое решение Конституционного Суда называется постановлением. Итоговое решение Конституционного Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением. Все иные решения Конституционного Суда называются определениями.

         Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объёме в открытом заседании Конституционного Суда немедленно после его подписания. Постановления и заключения Конституционного Суда подлежат незамедлительному опубликованию.

         Решения Конституционного Суда окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после провозглашения. Они обязательны на всей территории Российской Федерации для вех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. 
 
 
 
 
 
 

6. Принципы конституционного судопроизводства

         Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие  сторон. Рассмотрим их подробнее.

    1. Независимость.

Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда производится за счёт федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. Судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и законом.

         В  своей  деятельности  судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов,  политических партий и    движений,    должностных    лиц, государственных и территориальных образований,  наций,  социальных групп и т.п.

         Решения  и   другие  акты   Конституционного  Суда  Российской Федерации выражают    соответствующую    Конституции    Российской Федерации правовую позицию   судей,  свободную  от  политических пристрастий.

         Судьи Конституционного  Суда  Российской  Федерации  принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления.  Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам,  принятым  к  предварительному изучению либо  рассматриваемым  Конституционным  Судом  Российской Федерации.

           Какое  бы    то   ни  было    вмешательство   в   деятельность Конституционного  Суда Российской Федерации не  допускается и влечет за собой  предусмотренную законом ответственность.

    1. Коллегиальность.

Рассмотрение  дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

    1. Гласность.

Рассмотрение  дел в заседаниях Конституционного Суда производится открыто. Произведение закрытых заседаний допускается в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Решение, принятые как в открытых, так и закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

    1. Устность разбирательства.

Разбирательства в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает  объяснения сторон, показания экспертов  и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

         В заседании Конституционного Суда Российской  Федерации  могут оглашаться документы,  которые  были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось  в  заседании  по данному делу.

    1. Непрерывность судебного заседания.

Заседание Конституционного Суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведённого  для отдыха или необходимого для  подготовки участников процесса к дальнейшему  разбирательству, а также для  устранения обстоятельств препятствующих нормальному ходу заседания.

         6. Состязательность и равноправие  сторон.

Информация о работе Конституционный Суд Российской Федерации