Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 08:03, реферат
В связи с болезненностью и нестабильностью развивающегося в нашей стране процесса демократизации часто слышны упреки на бедность отечественной истории демократическими традициями. Их недостаточностью подчас объясняются все беды сегодняшнего Отечества. Однако дело совсем не в слабостях российских традиций (в том числе и избирательных), а в том, что на протяжении более чем 70 лет эти традиции последовательно игнорировались. По этому поводу удачно высказался С. Егоров: “Поскольку мы выступали в роли созидателей неведомой миру и истории новой советской государственности и демократии, то считали для себя недостойным учиться у кого-либо и чему-либо”. 1
Введение
Глава I. Развитие института референдума.
1.1 Понятие и значение референдума и плебисцита.
1.2.Сравнительный анализ института референдума в России и за рубежом.
1.3. Референдум в России до принятия Конституции Российской Федерации.
Глава II. Правовое регулирование института референдума в России.
2.1. Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума.
2.2. Федеральное законодательство о референдуме.
Глава III. Практика реализации института референдума в субъектах Российской Федерации.
3.1. Законодательство субъектов РФ о референдумах.
3.2. Референдум как способ волеизъявления населения субъектов РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
С момента получения
Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям Федерального конституционного закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту Российской Федерации, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания Российской Федерации и инициативную группу. Если в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям Федерального конституционного закона, выносится постановление Центральной избирательной комиссии об отказе в проведении референдума. В этом случае данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией
РФ Конституционное Собрание вправе
вынести на референдум проект новой
Конституции РФ. Решение об этом
принимается большинством голосов
от общего числа членов Конституционного
Собрания в соответствии с порядком,
определенным Федеральным конституционным
законом о Конституционном
В соответствии со ст. 12 Федерального
конституционного закона “О референдуме
Российской Федерации”, референдум Российской
Федерации назначает Президент
Российской Федерации. До принятия такого
решения Президент в течение 10
дней со дня поступления к нему
документов направляет их в Конституционный
Суд Российской Федерации с соответствующим
запросом. Конституционный Суд проверяет
соблюдение требований, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации, и
в течение месяца направляет Президенту
соответствующее решение, которое
подлежит незамедлительному
Президент РФ издает Указ о
назначении референдума, в котором
определяет дату его проведения, при
этом голосование может быть назначено
на любой выходной день в период
от двух до трех месяцев со дня опубликования
Указа. Проведение выборов Президента
РФ, федеральных органов
Закон обязывает суды и органы прокуратуры организовывать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (заявлений) по вопросам, связанным с проведением референдума.
Для проведения голосования
и подсчета голосов граждан, имеющих
право на участие в референдуме
образуются участки референдума. Эти
участки образует глава местной
администрации по согласованию с
соответствующей
Список граждан, имеющих
право на участие в референдуме,
по участку референдума
Федеральным законом "Об
основных гарантиях избирательных
прав граждан Российской федерации"
введено понятие "регистрация
участников референдума"(статья 17).
Согласно пункту 8 статьи 22 Центральная
избирательная комиссия Российской
Федерации совместно с
В целях устранения "двойного
учета" уточнен порядок составления
участников референдума. Так, в соответствии
с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона
основанием для включения гражданина
РФ в эти списки на конкретном участке
является факт его постоянного или
преимущественного проживания на территории
этого участка, определяемый в соответствии
с федеральным
Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан в референдуме Российской Федерации” достаточно четко регулирует процедуру образования участков референдума, раскрывает процедуру составления списков граждан, участвующих в референдуме.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права и свободы человека могут быть ограничены Федеральным законом только в той части, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, в пункте 6 статьи 18 Закона применительно к проведению референдума включено положение о том, что при их проведении военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву в воинских частях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, в списки не включаются, если они не являлись жителями данного муниципального образования на момент призыва (пункт 6 статьи 18).
Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума. Каждому гражданину Российской Федерации предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению референдума о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке. Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения референдума и в день проведения референдума— немедленно. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, после начала подсчета голосов запрещается.
Таким образом, законодательство о референдуме закрепляет процедуру защиты права граждан участия в референдуме Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации,
общественные объединения вправе в
любых допускаемых законом
Следует отметить, что в главе V Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” закрепляются правила проведения агитации при проведении выборов и референдумов. Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:
1) федеральным органам
государственной власти, органам
государственной власти
2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
3) благотворительным
4) членам избирательных
комиссий, членам комиссий по
проведению референдума
Агитация заканчивается
в ноль часов по местному времени
накануне дня, предшествующего дню
проведения референдума Российской
Федерации. В день проведения референдума
и в предшествующий ему день агитация
запрещается. Запрещается также
проведение агитации, сопровождаемой
предоставлением гражданам
Таким образом, необходимо отметить,
что законодатель вводит необходимые
меры защиты, чтобы избежать использования
института референдума в
Федеральный закон “Об
основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации” в
статье 19 закрепляет, что избирательные
округа должны образовываться при соблюдении
принципа их примерного равенства по
числу избирателей с допустимым
отклонением от средней нормы
представительства избирателей
не более чем на 10 процентов, а
в труднодоступных и отдаленных
местностях – не более чем на
15 процентов, при образовании избирательных
округов на территориях компактного
проживания коренных малочисленных
народов допустимое отклонение от средней
нормы представительства
Нормы Федерального закона,
касающиеся вопросов статуса кандидатов,
зарегистрированных кандидатов, агитации
и финансирования при проведении
референдумов, призваны исключить возможность
злоупотреблений при проведении
агитации, финансировании кандидатами,
зарегистрированными
Что касается финансирования организации и проведения референдума, осуществляемого комиссиями референдума, то в Законе закреплен принцип исключительно бюджетного финансирования. В случае отсутствия бюджетного финансирования предусмотрен механизм получения соответствующими комиссиями кредитов банков (пункты 4 и 5 статьи 46 Федерального закона).
Правовое обеспечение равных условий доступа к агитации через средства массовой информации содержится в статьях 39, 40, 41 Федерального закона: предоставление бесплатного эфирного времени, равные условия доступа к платному эфирному времени, печатным площадям периодических печатных изданий.
В бюллетенях для голосования
на референдуме точно