Конституционно-правовые требования к проведению референдумов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 08:03, реферат

Краткое описание

В связи с болезненностью и нестабильностью развивающегося в нашей стране процесса демократизации часто слышны упреки на бедность отечественной истории демократическими традициями. Их недостаточностью подчас объясняются все беды сегодняшнего Отечества. Однако дело совсем не в слабостях российских традиций (в том числе и избирательных), а в том, что на протяжении более чем 70 лет эти традиции последовательно игнорировались. По этому поводу удачно высказался С. Егоров: “Поскольку мы выступали в роли созидателей неведомой миру и истории новой советской государственности и демократии, то считали для себя недостойным учиться у кого-либо и чему-либо”. 1

Оглавление

Введение
Глава I. Развитие института референдума.
1.1 Понятие и значение референдума и плебисцита.
1.2.Сравнительный анализ института референдума в России и за рубежом.
1.3. Референдум в России до принятия Конституции Российской Федерации.
Глава II. Правовое регулирование института референдума в России.
2.1. Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума.
2.2. Федеральное законодательство о референдуме.
Глава III. Практика реализации института референдума в субъектах Российской Федерации.
3.1. Законодательство субъектов РФ о референдумах.
3.2. Референдум как способ волеизъявления населения субъектов РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Констит.правов.требов.к провед.референд..docx

— 89.28 Кб (Скачать)

С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку  инициативы проведения референдума. Подписи  собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В  случае вынесения на референдум законопроекта  лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину по первому  его требованию текст этого законопроекта. Подписные листы передаются в  избирательную комиссию субъекта РФ, на территории которого собирались подписи. Данная избирательная комиссия проверяет  соблюдение требований Федерального конституционного закона, принимает и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола  инициативной группы и копию своего постановления в Центральную  избирательную комиссию Российской Федерации.

Центральная избирательная  комиссия РФ проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям  Федерального конституционного закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту Российской Федерации, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания Российской Федерации и инициативную группу. Если в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям Федерального конституционного закона, выносится постановление Центральной избирательной комиссии об отказе в проведении референдума. В этом случае данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ Конституционное Собрание вправе вынести на референдум проект новой  Конституции РФ. Решение об этом принимается большинством голосов  от общего числа членов Конституционного Собрания в соответствии с порядком, определенным Федеральным конституционным  законом о Конституционном Собрании. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту  новой Конституции Российской Федерации  направляется Президенту РФ, а также  для сведения в палаты Федерального Собрания.

В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона “О референдуме  Российской Федерации”, референдум Российской Федерации назначает Президент  Российской Федерации. До принятия такого решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный  Суд Российской Федерации с соответствующим  запросом. Конституционный Суд проверяет  соблюдение требований, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации, и  в течение месяца направляет Президенту соответствующее решение, которое  подлежит незамедлительному опубликованию. В случае признания Конституционным  Судом соблюдения требований, предусмотренных  Конституцией РФ, Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. В  случае отрицательного решения Конституционного Суда все процедуры, предусмотренные  Федеральным конституционным законом, прекращаются.

Президент РФ издает Указ о  назначении референдума, в котором  определяет дату его проведения, при  этом голосование может быть назначено  на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования  Указа. Проведение выборов Президента РФ, федеральных органов государственной  власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением референдума не допускается. Решения и действия (бездействие) Центральной комиссии референдума Российской Федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ. Решения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в соответствующий суд. Решения нижестоящей комиссии по проведению референдума могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления).

Закон обязывает суды и  органы прокуратуры организовывать свою работу (в том числе и в  выходные дни) таким образом, чтобы  обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (заявлений) по вопросам, связанным  с проведением референдума.

Для проведения голосования  и подсчета голосов граждан, имеющих  право на участие в референдуме  образуются участки референдума. Эти  участки образует глава местной  администрации по согласованию с  соответствующей территориальной  комиссией по проведению референдума  не позднее чем за 45 дней до дня  проведения референдума с учетом административно-территориального деления  и местных условий в целях  создания максимальных удобств для  граждан, имеющих право на участие  в референдуме из расчета не более 3000 граждан на каждый участок референдума. Списки участков референдума с указанием  их границ, адресов и номеров телефонов  участковых комиссий по проведению референдума  подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 35 дней до дня проведения референдума.

Список граждан, имеющих  право на участие в референдуме, по участку референдума составляется участковой комиссией по проведению референдума на основании данных, предоставляемых по установленной  форме главой местной администрации. Данные о гражданах, имеющих право  на участие в референдуме, глава  местной администрации направляет в участковую комиссию по проведению референдума не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума. Предусмотрен особый порядок составления списков военнослужащих и других граждан, находящихся ко времени проведения референдума вне территории своего участка.

Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных  прав граждан Российской федерации" введено понятие "регистрация  участников референдума"(статья 17). Согласно пункту 8 статьи 22 Центральная  избирательная комиссия Российской Федерации совместно с федеральными органами государственной власти, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления организует государственную систему  регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в  осуществлении этих функций.

В целях устранения "двойного учета" уточнен порядок составления  участников референдума. Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона основанием для включения гражданина РФ в эти списки на конкретном участке  является факт его постоянного или  преимущественного проживания на территории этого участка, определяемый в соответствии с федеральным законодательством. Здесь необходимо отметить значение понятия “преимущественного проживания”: оно является дискуссионным, потому как, не совсем ясна его сущность. По-моему  мнению, таких понятий следует  избегать и не применять в законодательстве.

Федеральный закон “Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие граждан  в референдуме Российской Федерации” достаточно четко регулирует процедуру  образования участков референдума, раскрывает процедуру составления  списков граждан, участвующих в  референдуме.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права и  свободы человека могут быть ограничены Федеральным законом только в  той части, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, в пункте 6 статьи 18 Закона применительно к  проведению референдума включено положение  о том, что при их проведении военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву  в воинских частях, расположенных  на территории соответствующего муниципального образования, в списки не включаются, если они не являлись жителями данного муниципального образования на момент призыва (пункт 6 статьи 18).

Списки граждан, имеющих  право на участие в референдуме  представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня  проведения референдума. Каждому гражданину Российской Федерации предоставляется  право заявить в участковую комиссию по проведению референдума о невключении  его в список граждан, имеющих  право на участие в референдуме, а также о любой ошибке или  неточности в указанном списке. Участковая комиссия обязана проверить заявление  и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого  решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую  комиссию по проведению референдума  или в суд, которые обязаны  рассмотреть жалобу (заявление) в  трехдневный срок, а за три дня  до дня проведения референдума и  в день проведения референдума— немедленно. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в  референдуме Российской Федерации, после начала подсчета голосов запрещается.

Таким образом, законодательство о референдуме закрепляет процедуру  защиты права граждан участия  в референдуме Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в  любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума Российской Федерации, за или против участия в нем, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную  ненависть и вражду. Запрещается  пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Следует отметить, что в  главе V Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации” закрепляются правила проведения агитации при  проведении выборов и референдумов. Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:

1) федеральным органам  государственной власти, органам  государственной власти субъектов  РФ, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам  при исполнении ими служебных  обязанностей;

2) воинским частям, военным  учреждениям и организациям;

3) благотворительным организациям  и религиозным объединениям;

4) членам избирательных  комиссий, членам комиссий по  проведению референдума Российской  Федерации.

Агитация заканчивается  в ноль часов по местному времени  накануне дня, предшествующего дню  проведения референдума Российской Федерации. В день проведения референдума  и в предшествующий ему день агитация запрещается. Запрещается также  проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно  или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежным средств. Комиссии по проведению референдума, поставленные в известность о  распространении анонимных или  подножных агитационных материалов либо об иных нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Запрещается  вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях  и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по проведению референдума. Средства массовой информации, одним из учредителей  которых являются государственные  органы, предприятия, учреждения и организации  либо которые финансируются полностью  или частично за счет государственных  средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации за ила против вопроса, вынесенного  на референдум.

Таким образом, необходимо отметить, что законодатель вводит необходимые  меры защиты, чтобы избежать использования  института референдума в неблагоприятных  для народа целях.

Федеральный закон “Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации” в  статье 19 закрепляет, что избирательные  округа должны образовываться при соблюдении принципа их примерного равенства по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы  представительства избирателей  не более чем на 10 процентов, а  в труднодоступных и отдаленных местностях – не более чем на 15 процентов, при образовании избирательных  округов на территориях компактного  проживания коренных малочисленных  народов допустимое отклонение от средней  нормы представительства избирателей  может превышать указанный предел, но не более, чем на 30 процентов.

Нормы Федерального закона, касающиеся вопросов статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, агитации и финансирования при проведении референдумов, призваны исключить возможность  злоупотреблений при проведении агитации, финансировании кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, блоками  своих избирательных кампаний, а  также злоупотреблений должностным  и служебным положением кандидатов, зарегистрированных кандидатов.

Что касается финансирования организации и проведения референдума, осуществляемого комиссиями референдума, то в Законе закреплен принцип  исключительно бюджетного финансирования. В случае отсутствия бюджетного финансирования предусмотрен механизм получения соответствующими комиссиями кредитов банков (пункты 4 и 5 статьи 46 Федерального закона).

Правовое обеспечение  равных условий доступа к агитации через средства массовой информации содержится в статьях 39, 40, 41 Федерального закона: предоставление бесплатного  эфирного времени, равные условия доступа  к платному эфирному времени, печатным площадям периодических печатных изданий.

В бюллетенях для голосования  на референдуме точно воспроизводится  текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. Бюллетень  для голосования на референдуме  Российской Федерации должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. При вынесении на референдум проекта закона Центральная комиссия решает вопрос о целесообразности приобретения к каждому бюллетеню для голосования текстов вынесении на референдум проекта закона и действующего закона, который предлагается отменить или изменить. Форма и текст бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации утверждаются Центральной комиссией референдума не позднее чем за 28 дней до дня проведения референдума.

Информация о работе Конституционно-правовые требования к проведению референдумов в Российской Федерации