Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 08:03, реферат
В связи с болезненностью и нестабильностью развивающегося в нашей стране процесса демократизации часто слышны упреки на бедность отечественной истории демократическими традициями. Их недостаточностью подчас объясняются все беды сегодняшнего Отечества. Однако дело совсем не в слабостях российских традиций (в том числе и избирательных), а в том, что на протяжении более чем 70 лет эти традиции последовательно игнорировались. По этому поводу удачно высказался С. Егоров: “Поскольку мы выступали в роли созидателей неведомой миру и истории новой советской государственности и демократии, то считали для себя недостойным учиться у кого-либо и чему-либо”. 1
Введение
Глава I. Развитие института референдума.
1.1 Понятие и значение референдума и плебисцита.
1.2.Сравнительный анализ института референдума в России и за рубежом.
1.3. Референдум в России до принятия Конституции Российской Федерации.
Глава II. Правовое регулирование института референдума в России.
2.1. Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума.
2.2. Федеральное законодательство о референдуме.
Глава III. Практика реализации института референдума в субъектах Российской Федерации.
3.1. Законодательство субъектов РФ о референдумах.
3.2. Референдум как способ волеизъявления населения субъектов РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Содержание
Введение
Глава I. Развитие института референдума.
1.1 Понятие и значение референдума и плебисцита.
1.2.Сравнительный анализ
института референдума в
1.3. Референдум в России
до принятия Конституции
Глава II. Правовое регулирование
института референдума в
2.1. Конституция РФ –
как основной источник
2.2. Федеральное законодательство о референдуме.
Глава III. Практика реализации
института референдума в
3.1. Законодательство субъектов РФ о референдумах.
3.2. Референдум как способ
волеизъявления населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
В связи с болезненностью
и нестабильностью
Становление современной российской государственности - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.
Несомненно, большое значение
в процессе демократизации государства,
в процессе развитии конституционализма
занимает институт непосредственного
участия народа в управлении государством
в форме выборов и
Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.
Для того чтобы референдум
точнее выражал волеизъявление народа,
ему должно предшествовать свободное
и всестороннее обсуждение выносимого
на голосование вопроса. Отечественная
правовая наука считала, что процедура
народного голосования " создаёт
оптимальные условия для
Опыт показал, что оценка
референдума как института
В настоящее время конституции
многих государств предусматривают. .возможность
или обязательность в ряде случаев
проведения референдумов. Инициатива
проведения референдума предоставляется
главе государства, правительству,
общественным организациям. На общенациональный
референдум могут выноситься важнейшие
вопросы политической жизни страны
— принятие конституции и поправок
к ней, изменение формы
Латинское слово referendum означает “то, что должно быть сообщено”. Родиной референдумов принято считать Швейцарию. На протяжении веков высшим органом власти Швейцарской конфедерации оставались народные собрания кантонов. Несколько раз в год собирался выборный парламент конфедерации, но решения его депутатов не имели окончательного характера — они принимались ad referendum, т.е. для сообщения народным собраниям, и только после их одобрения вступали в силу.
В политической практике демократических
государств референдум не подменяет, а
дополняет механизмы
Целью работы является раскрытие
самого понятия и порядка
1) показать процесс развития
института референдума в
2) представить, как отображен
институт референдума в
3) проанализировать практику
проведения референдумов в
4) дать оценку политической
и правой эффективности
5) определить потенциал
использования института
В процессе исследования использовались как фундаментальные научные труды, так и материалы периодических изданий. Из последних хотелось бы выделить работы исследователей института референдума: Веденеева, Князева, Морозовой, Егорова, Незнамовой.
В современных условиях стержнем
для формирования и эффективного
действия института референдума, должно
стать обеспечение политической
свободы каждого гражданина, его
права выбирать. Нельзя допускать, чтобы
референдум заменял институты
Глава I. Развитие института референдума
Понятиями, близкими к “референдуму” можно считать плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение. Все эти четыре понятия связаны с выявлением воли избирателей, но методы такого выявления не всегда одинаковы.
Референдум (от латинского —
“должное быть сообщенным”) — это
голосование избирателей, посредством
которого принимается решение
Плебисцит (“то, что сказал
плебс”, под которым в данном
случае
понимался народ, а не римская аристократия)
— это тоже голосование
избирателей, но часто плебисцитом называют
голосование по наиболее
важным для страны вопросам, по территориальным,
международным
проблемам, по вопросам, относящимся к
личности (например, при голо
совании за единственную кандидатуру
на должность президента).
Впрочем, никакой четкости
в этой терминологии ни на официальном,
ни на неофициальном уровне нет. Выборы
президента, особенно если избирателям
предлагается одна кандидатура, в развивающихся
странах называют и референдумом
(Египет), и плебисцитом. (Пакистан).
Правда, используя эти термины, нужно
иметь в виду точность их перевода
с иных языков, особенно неевропейских,
поскольку смысловые
обозначения не всегда совпадают.
Всенародный опрос предполагает
выявление мнения населения всей
страны, причем не обязательно путем
голосования. Опрос может быть произведен
той или иной общественной организацией,
прессой. Если такой опрос не предполагает
принятия решения избирателями, то
он может быть проведен и путем
их голосования. В этом случае он может
представлять собой консультативный
референдум — для этого необходимо
проведение его уполномоченными
государственными органами и с соблюдением
необходимых процедур. Хотя Конституция
РСФСР 1937 г. и называла всенародный
опрос референдумом, ставя первое
понятие в скобки по отношению
ко второму, их не следует отождествлять:
опрос по своему смыслу ограничивается
выявлением мнения населения, а не принятие
решения избирателями. Таким образом,
юридические последствия и
Для обозначения референдума и плебисцита употребляется также термин “всенародное голосование”. Но речь здесь идет не о поголовном участии в голосовании, а о голосовании лиц, обладающих избирательными правами, по вынесенному на это голосование вопросу.
Референдум (плебисцит) —
один из важнейших способов осуществления
прямой, непосредственной демократии.
В принципе он имеет преимущества
перед представительной демократией,
т.е. такой формой, при которой
волю народа выражают и облекают в
законы и иные акты избранные населением
представители — депутаты парламента,
члены местных органов
Нужно отметить, что для
того, чтобы референдум не превратился
в фикцию, его проведение требует
полной гласности, справедливой публикации
различных мнений, большой предварительной
работы по разъяснению формулы
Необходимо отметить, что
референдум не является повсеместным
и обязательным институтом. Референдум
не применяется в тех
Референдум никогда не проводился в США на федеральном уровне, в Нидерландах и других странах, но в Швейцарии он используется очень часто (более 400 раз на федеральном уровне).
Для проведения референдума устанавливаются определенные условия. Инициатива референдума может исходить только от некоторых высших органов государства, определенного числа депутатов парламента, установленного законом числа граждан и т.д. Во Франции инициатива референдума, как сложилось в результате толкования конституции и практики, принадлежит президенту: он объявляет референдум по своей инициативе и формулирует выносимые на референдум вопросы. В Италии для проведения референдума необходимо собрать 500 тыс. подписей избирателей, в Венгрии с такой инициативой могут выступить 50 депутатов парламента, в Италии — группа органов местного самоуправления — 5 из 20 областных советов. Эта инициатива, однако, не означает, что референдум будет обязательно проведен.
Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционных судов. Если необходимые условия соблюдены, в одних странах окончательное решение принимает парламент, в других — президент; все это связано с тем, что на институт референдума серьезно влияет форма правления в государстве (парламентская или президентская республика). Однако нередко парламент или президент обязаны назначить референдум, они выбирают и устанавливают лишь определенную дату референдума. Местные референдумы проводятся обычно по инициативе местных представительных органов или группы избирателей (например, в Белоруссии — 10 % избирателей данной территории).