Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 08:03, реферат
В связи с болезненностью и нестабильностью развивающегося в нашей стране процесса демократизации часто слышны упреки на бедность отечественной истории демократическими традициями. Их недостаточностью подчас объясняются все беды сегодняшнего Отечества. Однако дело совсем не в слабостях российских традиций (в том числе и избирательных), а в том, что на протяжении более чем 70 лет эти традиции последовательно игнорировались. По этому поводу удачно высказался С. Егоров: “Поскольку мы выступали в роли созидателей неведомой миру и истории новой советской государственности и демократии, то считали для себя недостойным учиться у кого-либо и чему-либо”. 1
Введение
Глава I. Развитие института референдума.
1.1 Понятие и значение референдума и плебисцита.
1.2.Сравнительный анализ института референдума в России и за рубежом.
1.3. Референдум в России до принятия Конституции Российской Федерации.
Глава II. Правовое регулирование института референдума в России.
2.1. Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума.
2.2. Федеральное законодательство о референдуме.
Глава III. Практика реализации института референдума в субъектах Российской Федерации.
3.1. Законодательство субъектов РФ о референдумах.
3.2. Референдум как способ волеизъявления населения субъектов РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вопросы об изменении территории
Украины, вхождении ее в федерацию
или конфедерацию решаются только путем
всеукраинского референдума, вопросы
об изменении границ административно-
Разновидностью референдума,
предусмотренного законом, является совещательны
В украинском законе о референдуме
также говорится, что могут проводиться
опросы общественного мнения, но они
не порождают юридических
Для России, которая стремится
интегрироваться в мировое
Порядок проведения референдума
в РФ определяется в соответствии
с Конституцией РФ, Федеральным конституционным
законом “О референдуме Российской
Федерация” (подписан Президентом
РФ 10.10.95 г.). Референдум РФ проводится на
всей территории РФ на основе всеобщего
равного и прямого
Решение, принятое на референдуме РФ, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Такое решение действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ.
Таким образом, можно сделать
вывод, что референдум в любой
стране будет политически и
1.3. Референдум
в России до принятия
Референдум в Российской Федерации сравнительно новое явление. Между тем он имеет и собственные российские корни. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других городах Руси.
Если обратиться к истории
советского периода, то первое упоминание
о референдуме содержалось в
Конституции СССР 1936 года и соответственно
в Конституции РСФСР 1937 г, где
Президиуму Верховного Совета РСФСР
предоставлялось право
В работах некоторых ученых-
Исходя из того, что Конституция СССР 1936 г. характеризовала референдум как всенародный опрос (ст. 49), нельзя согласиться с теми авторами, которые утверждают, что референдумов в СССР не было. Другое дело, что с точки зрения современного представления о референдуме (голосование по определенному вопросу, результат которого обладает высшей юридической силой и обязателен для применения) практики применения референдума в нашей стране действительно не существовало.
Ст. 5 Конституции СССР 1977
г. предусматривала две формы
непосредственного
Конституция РФ 1993 г. в ст.
3 провозглашает формы
После издания указанных законов сложилась и практика проведения референдума.
Как известно, в марте 1991 г. состоялось первое и последнее в истории СССР всенародное голосование (референдум). Его целью было выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны Союза ССР как обновленной федерации суверенных республик.
В соответствии с ч. 3 ст. 109
Конституции РСФСР 1978 г. Верховный
Совет был обязан объявить референдум
по решению Съезда народных депутатов
РСФСР или по требованию не менее
чем I млн. граждан РСФСР либо не менее
1/3 от общею числа народных депутатов
Верховного Совета РСФСР. Более трети
всех депутатов поставили свои подписи
под требованием провести референдум
но вопросам национально государственного
устройства России, сохранения РСФСР
как суверенного государства
в составе обновленного союза
и реорганизации
Однако демократические по своей сути институты прямой демократии не могли не затронуть устоев социалистического государства. Если пост президента был введен в России в результате положительного голосования на референдуме, то решение о сохранении СССР было менее эффективно. Спустя 10 месяцев страна распалась, последовав решению лидеров России, Украины, Белоруссии.
Оживление политической жизни в сфере национальных отношений на территории бывшего СССР выражалось во множественном применении референдума — он стал конституционно-правовой формой, институционализирующей волю народов, национальностей в вопросах государственного самоопределения. На территории РФ в республиках Башкортостан и Татарстан решением референдума были утверждены декларации о суверенитете, в республиках Марий Эл и Дагестан проводились референдумы по земле и т. д. Таким образом, нужно сказать, что как показала практика, в период всеобщей демократизации общества, институт референдума, как форма демократии и непосредственного участия населения в решении социально-экономических и политических вопросов прижился и стал играть заметную роль.
25 апреля 1993 г. состоялся
всероссийский референдум, на который
выносились следующие вопросы: "Доверяете
ли Вы Президенту Российской
Федерации Б.Н. Ельцину?", "Одобряете
ли Вы социальную политику, осуществляемую
Президентом РФ и
1. Всероссийский референдум 25 апреля 1993 г. состоялся.
2. По первому и второму
вопросам решения приняты, так
как за них проголосовало
3. По третьему и четвертому
вопросам решения не приняты,
так как за них проголосовало
менее половины граждан,
12 декабря 1993 г. на основании
Указа Президента РФ от 15 октября
1993 г. № 1633 “О проведении всенародного
голосования по проекту
Это был первый в истории России всенародный конституционный референдум. Россияне оценили проект, предложенный Президентом РФ и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых – 32 937 630, или 58,4 %, проголосовало за принятие Конституции. День проведения референдума стал днем принятия новой Конституции России.
Глава II. Правовое
регулирование института
2.1. Конституция
РФ – как основной источник
закрепления института
Одной из новелл Конституции
РФ 1993 г. является то, что она в
отличие от предшествующих, не просто
декларирует возможность
Также, нужно отметить, что
Конституция Российской Федерации
предусматривает референдум Российской
Федерации, референдум субъекта Российской
Федерации и местный
Действие нормы о референдуме как высшем выражении власти народа нельзя рассматривать отдельно от содержания норм других статей Конституции. В частности ч.2 ст. 66 определяет, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это прямое конституционное предписание. Отсылка к ч.3 ст.3 Конституции для использования процедуры принятия устава на референдуме явилась бы некорректной, так как в данном случае сама Конституция предписывает принятие устава представительным органом, а не вынесение его на референдум.
Конституция отнесла к компетенции Президента право назначения всероссийского референдума. По прежней Конституции это полномочие было закреплено за Съездом народных депутатов, то есть за представительным органом.
Изменение субъекта, обладающего
названным правом, обусловлено конкретными
сложными условиями развития России,
так как сохранение этого права
за столь политически
Однако это не означает, что Президент становится единственным субъектом, обладающим этим правом.
В соответствии со ст.84 Конституции,
Президент Российской Федерации
назначает референдум в соответствии
с федеральным конституционным
законом. Последний предусматривает
условия обязательного
Часть вторая статьи 130 Конституции
РФ определяет основные институты местного
самоуправления, которые обеспечивают
гражданам реальную самостоятельность
при принятии ими решений по вопросам
местного значения. К ним относятся
местный референдум, выборы, другие
формы прямого волеизъявления граждан,
а также формируемые ими