Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 09:39, научная работа
Краткое описание
Актуальность темы исследования. Обеспечение конституционной законности является важнейшим условием существования и развития Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
КАЗЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРOФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗOВАНИЯ
«РОСТOВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ РOССИЙСКOЙ ФЕДЕРАЦИИ»
НАУЧНАЯ РАБОТА
на тему:
«Конституционный
Суд Российской Федерации»
Выполнил:
рядовой полиции
Панарин А.А.
Научный руководитель:
преподаватель кафедры
уголовного процесса,
к.ю.н. Мирошниченко А.Ю.
Ростов-на-Дону
2014 г.
Содержание
Введение
Актуальность темы
исследования. Обеспечение конституционной
законности является важнейшим условием
существования и развития Российской
Федерации как демократического федеративного
правового государства с республиканской
формой правления, в котором признаются
и гарантируются права и свободы человека
и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права
и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации.
Согласно Конституции Российской
Федерации (статья 18) права и свободы человека
и гражданина, будучи непосредственно
действующими, определяют смысл, содержание
и применение законов и обеспечиваются
правосудием. Именно от состояния последнего
во многом зависит отношение граждан к
государству, уровень доверия гражданского
общества к системе публичной власти.
Успешное становление правового государства
неразрывно связано с совершенствованием
организации судебной власти, которая
должна обладать подлинной независимостью
и обеспечивать эффективное правосудие.
В настоящий момент перед судебной
системой Российской Федерации со всей
остротой стоит задача согласования ее
организации и деятельности с требованиями,
предъявляемыми к ней гражданским обществом.
Это и повышение качества судебных актов,
и обеспечение их безусловного исполнения,
облегчение доступа к правосудию, соблюдение
гарантий независимости судей, а также
повышение ответственности судей.
Если в целом судебная защита
является одним из наиболее действенных
инструментов, обеспечивающих реализацию
прав и свобод, их доступность для всех
граждан, то защита прав и свобод в порядке конституционного
судопроизводства обладает уникальной
возможностью, обеспечивая восстановление
нарушенных конкретными актами судебного
правоприменения прав граждан, гарантировать
в то же время корректировку законодательного
регулирования той или иной области общественных
отношений, попавших в сферу конституционной
юрисдикции в связи с фактом нарушения
права.
Конституционное
правосудие обязано обеспечить защиту
прав и свобод человека и гражданина посредством
конституционного судопроизводства. Конституционный
Суд Российской Федерации, будучи высшим
судебным органом, осуществляющим контроль
конституционности нормативных правовых
актов и компетенции государственных
органов, принимает решения, оценивая
как буквальный смысл проверяемого акта,
так и смысл, придаваемый ему официальным
и иным толкованием или сложившейся правоприменительной
практикой, а также исходя из его места
в системе правовых актов.
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации ( ч. 2 ст. 118) судебная
власть в Российской Федерации осуществляется
посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства
на основе общих для всех видов судопроизводства
принципов, включая независимость судей,
их подчинение только Конституции Российской
Федерации и федеральному закону, несменяемость
судей, их неприкосновенность, состязательность
и равноправие сторон. Причем Конституция
Российской Федерации гарантирует каждому
судебную защиту его прав и свобод и осуществление
правосудия только судом на основе принципов
верховенства права, юридического равенства
и справедливости. Раскрытие конституционного
смысла этих начал всегда было и остается важнейшим методологическим
основанием деятельности Конституционного
Суда. В связи с этим данная тема является актуальной и представляет
научный интерес.
Фундаментальной гарантией
реализации прав и свобод является свободный
доступ к правосудию. Исходя из того, что
дискреционные полномочия законодателя
при регулировании права на доступ к правосудию
и права на законный суд, в том числе с
участием присяжных заседателей, не являются
абсолютными и не освобождают его от обязанности
не допускать ограничений конституционного
права на судебную защиту и осуществлять
правовое регулирование подсудности дел
на основе принципа правовой определенности,
Конституционный Суд конкретизирует данную
правовую позицию, посредством вынесения
решений, укрепляя при этом процессуальные
гарантии участников судебного разбирательства.
Создание такого института
как Конституционный Суд Российской
Федерации и появление конституционного
судопроизводства, как формы конституционного
контроля – одно из важных достижений
судебно-правовой реформы в Российской
Федерации. Именно это нововведение дало
толчок к созданию независимой судебной
власти, которая занимает самостоятельное
место в системе ветвей государственной
власти Российской Федерации. Но какой
длительный путь становления и развития
должен был пройти институт конституционного
контроля, чтобы сегодня в нашей стране
существовал такой орган, как Конституционный
Суд?
Впервые в истории России, которая
богата «традициями» беззакония и несправедливости,
был создан орган, призванный защищать
права человека от произвола власти. Важно
отметить, что это самый совершенный современный
институт со всеми его недостатками и
преимуществами, осуществляющий конституционное
правосудие. Его наличие – одно из основных
условий создания правового государства,
где господствует Закон, распространяющийся
в равной степени на всех граждан.
Цель данной работы – рассмотреть теоретические
и правовые аспекты Конституционного
Суда Российской Федерации, также проблемы
и разработать пути их решения.
Поставленная цель обуславливает
необходимость решения следующих задач:
ознакомиться с историей Конституционного
Суда Российской Федерации;
изучить правовые аспекты основы
деятельности Конституционного Суда Российской
Федерации, состав и порядок образования
Конституционного Суда Российской Федерации;
проанализировать компетенцию
Конституционного Суда Российской Федерации;
рассмотреть отдельные виды конституционного судопроизводства;
выявить имеющиеся проблемы
конституционного правосудия и предложить пути их решения.
Объектом является Конституционный
Суд Российской Федерации.
Предметом – деятельность Конституционного
Суда Российской Федерации.
Методологическую базу работы
составляют такие методы как: анализ и
синтез, метод индукции, метод сравнения.
В данной работе применялся системный
анализ, который заключался в определении
цели и задач, в постановке проблемы и
возможных путей её решения, в подборе
информации по данной теме.
Научная работа
состоит из введения, трех глав, объединяющих
четыре параграфа, заключения и списка
литературы.
В первой главе говорится о сущности, правом
и историческом аспектах Конституционного
Суда Российской Федерации.
Вторая глава раскрывает особенности деятельности
Конституционного Суда Российской Федерации.
Третья глава содержит имеющиеся проблемы
конституционного правосудия и пути их
решения.
В заключении подводится итог работы, обобщается
материал.
Глава 1. Конституционный Суд
Российской Федерации: сущность, исторический
и правовой аспекты
1.1 Этапы становления и развития
Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный контроль является
эффективным средством обеспечения верховенства
конституционных норм, являющегося главным
атрибутом любого государства с такой
формой политической устройства как демократия.
Главным и основным назначением конституционного
контроля, в широком смысле этих слов,
следует считать, прежде всего, выявление
нормативно-правовых актов и действий
органов государственной власти и должностных
лиц не соответствующих конституционным
предписаниям и противоречащих им, а так
же принятие мер по устранению выявленных
отклонений. Фактически конституционный
контроль возникал там и тогда, где и когда
начали появляться законы, называемые
конституциями.
Важно отметить, что Конституционный
Суд Российской Федерации – единственный
суд с функциями конституционного контроля.
Институт конституционного
контроля прошел в нашем государстве
длинный путь становления и развития.
Существуют различные мнения
по вопросу выделения этапов формирования
Конституционного Суда, на наш взгляд
целесообразно рассмотреть официальную
позицию по данному вопросу, которая нашла
свое отражение на официальном портале Конституционного
Суда Российской Федерации.
Таким образом, можно отметить следующие этапы
формирования Конституционного Суда Российской
Федерации:
I этап - «Предыстория»
Впервые проблема конституционного
контроля в нашей стране возникла после
образования СССР, в тот момент, когда
возникла потребность преодолевать различия
и справляться с противоречиями в области
законодательства республик советского
союза. Юридической базой для этого стала
Конституция СССР: ее предписания создавали
условия для формирования единообразия
складывавшемуся в то время законодательству.
Образованный в 1924 году Верховный Суд
СССР стал органом, на который возложили
функцию контролирования соблюдения предписаний
Конституции СССР. С начала 30-х г. активность
Верховного Суда СССР в области конституционного
контроля существенно снизилась, а затем
и вовсе «исчезла». В Конституции 1936 г.
уже не было упоминания о конституционном
контроле, осуществляемом судами.
Советские конституции не играли
никакой значительной роли в жизни общества,
то есть в течение почти всех 75 лет Советской
власти, их легко можно было обойти.
Интерес к проблематике конституционного
контроля появился вновь во второй
половине восьмидесятых годов, в тот
момент когда начались поиски путей создания
того, что называется правовым государством.
Идея создания такого специализированного
органа, который будет ответственен за
соблюдение Основного закона государства,
принадлежит М.С. Горбачеву. Именно он
предложил сформировать Комитет конституционного
надзора СССР.
На законодательном уровне
данная идея была претворена в жизнь 1
декабря 1988 года, когда ст. 125 Конституции
СССР была дополнена и изменена. Было установлено,
что Комитет конституционного надзора
(ККН СССР) должен иметь в своем составе
23 высококвалифицированных специалиста
– юристов и политологов; что это должны
быть представители от всех 15 союзных
республик; и что избираться он будет
Съездом народных депутатов СССР.
21–23 декабря 1989 года на Втором
Съезде народных депутатов СССР приняли
новый закон «О конституционном надзоре
в СССР» и избрали председателя Комитета
конституционного надзора С.С. Алексеева
и его заместителя Б.М. Лазарева.
Оставшихся 25 членов комитета
съезд поручил избрать Верховному Совету.
26 апреля 1990 года Верховным
Советом были избраны 19 членов Комитета
конституционного надзора.
Главной задачей Комитета Конституционного
надзора СССР стала проверка конституционности
законов СССР и законопроектов, а также
актов Генерального прокурора СССР, Главного
государственного арбитра СССР и еще ряд
других нормативно-правовых актов.
С мая 1990 года по декабрь 1991
года - за время своего существования -
Комитет конституционного надзора СССР
принял всего 23 решения.
Комитет конституционного надзора
мужественно повел себя во время попытки
государственного переворота 19 августа
1991 года. Все члены Комитета конституционного
надзора, находившиеся в Москве (5 человек)
собрались на заседание. Для принятия
решений Комитета конституционного надзора
нужно было как минимум 11 человек, и поэтому
было принято решение, что каждый из них
может выступить в личном качестве и обратиться
в Верховный Совет СССР с достаточно резким
запросом, в котором они выражают озабоченность
существующим положением. Вместе с тем
функционирующие в то время Средства Массовой
Информации сократили и исказили позицию
членов Комитета конституционного надзора
настолько, что сложилось впечатление,
будто Комитет конституционного надзора
почти либо одобряет действия ГКЧП, либо
как минимум не возражает против них.
В тот же день родилось несправедливо
возмутительное и прилипчивое прозвище
«Комитет конституционного позора», которое
потом пришлось долго опровергать членам
Комитет конституционного надзора и его
аппарату.
По собственной инициативе
прекратил свое существование в декабре
1991 года Комитет конституционного надзора
СССР.
II этап - Недавняя
история
15 декабря 1990 года в Конституции
РСФСР впервые появилось упоминание
и обозначение Конституционного Суда.
В поправках, которые были одобрены Вторым
Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось
о том, что Конституционный Суд РСФСР должен
быть избран Съездом РСФСР, и что порядок
его деятельности должен быть установлен
определенным законом.
На четвертом Съезде народных
депутатов РСФСР обсудили проект Закона
о Конституционном Суде РФ, во время голосования
закон не добрал более сотни голосов.
Закон был утвержден только
следующим, Пятым Съездом 12 июля 1991 года
и несколько в иной отличной от первоначального
варианта редакции.
29–30 октября 1991 года по
представлению новоизбранного Председателя
Верховного Совета Р.И. Хасбулатова были
выбраны 13 из 15 судей Конституционного
Суда.
30 октября 1991 года состоялось
первое рабочее совещание Конституционного
Суда РСФСР, а 14 января 1992 года – уже и
первое заседание.
На первом заседании члены
Конституционного Суда рассмотрели дело
о проверке конституционности Указа Президента
РСФСР «Об образовании Министерства безопасности
и внутренних дел РСФСР», согласно которому
министерство государственной безопасности
и внутренних дел были объединены в один
орган.