Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 09:39, научная работа
Краткое описание
Актуальность темы исследования. Обеспечение конституционной законности является важнейшим условием существования и развития Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Конституционный Суд признал,
что данный Указ не соответствует Конституции.
Суд обозначил то, что Президент, подписав
этот Указ, тем самым превысил свои полномочия.
Также в постановлении Конституционного
Суда было указано, что деятельность правоохранительных
органов связана с реальными ограничениями
прав и свобод граждан, в том числе нарушение
права на неприкосновенность личности,
телефонных переговоров, личной жизни,
жилища, тайны переписки. Разделение и
взаимное сдерживание служб государственной
безопасности и внутренних дел предназначенная
для обеспечения демократического строя
и является одной из гарантий против узурпации
власти.
Решением, которое повлекло
за собой самые драматические последствия,
было то, которым Конституционный Суд
признал противоречащим Конституции Указ
Президента № 1400 о роспуске Съезда народных
депутатов. 7 октября 1993 года Президентом
Ельциным была приостановлена деятельность
Конституционного Суда.
III этап - Новая история
12 декабря 1993 года на всенародном
референдуме была принята новая
Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции
заложила новые правовые основы
деятельности Конституционного Суда.
1. Конституционный Суд
Российской Федерации состоит
из 19 судей.
2. Конституционный Суд
Российской Федерации по запросам
Президента Российской Федерации, Совета
Федерации, Государственной Думы, одной
пятой членов Совета Федерации или депутатов
Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации, Верховного Суда
Российской Федерации и Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации, органов законодательной
и исполнительной власти субъектов Российской
Федерации разрешает дела о соответствии
Конституции Российской Федерации:
федеральных законов, нормативных
актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной
Думы, Правительства Российской Федерации;
конституций республик, уставов,
а также законов и иных нормативных актов
субъектов Российской Федерации, изданных
по вопросам, относящимся к ведению органов государственной
власти Российской Федерации и совместному
ведению органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации;
договоров между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации;
не вступивших в силу международных
договоров Российской Федерации.
3. Конституционный Суд
Российской Федерации разрешает
споры о компетенции:
между федеральными органами
государственной власти;
между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации;
между высшими государственными
органами субъектов Российской Федерации.
4. Конституционный Суд
Российской Федерации по жалобам
на нарушение конституционных прав
и свобод граждан и по запросам судов проверяет
конституционность закона, примененного
или подлежащего применению в конкретном
деле, в порядке, установленном федеральным
законом.
5. Конституционный Суд
Российской Федерации по запросам
Президента Российской Федерации, Совета
Федерации, Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации, органов законодательной
власти субъектов Российской Федерации
дает толкование Конституции Российской
Федерации.
6. Акты или их отдельные
положения, признанные неконституционными,
утрачивают силу; не соответствующие Конституции
Российской Федерации международные договоры
Российской Федерации не подлежат введению
в действие и применению.
7. Конституционный Суд
Российской Федерации по запросу
Совета Федерации дает заключение о
соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения Президента Российской Федерации
в государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления».
24 июня 1994 года Государственная
Дума приняла новый закон о
Конституционном Суде – федеральный конституционный
закон «О Конституционном Суде Российской
Федерации». 12 июля за предложенную редакцию
проголосовал Совет Федерации. 21 июля
закон был подписан Президентом РФ, а 23
июля – опубликован. В феврале 1995 года
Суд был полностью укомплектован.
IV этап - Новейшая
история
Последнее десятилетие стало
временем непрерывного совершенствования
законодательной базы и практических
приемов и способов работы Конституционного
Суда. В январе 2001 года срок полномочий
судей, назначенных на должность Советом
Федерации, был продлен на три года (с двенадцати
до пятнадцати лет). А в марте 2005 года в
Федеральном Конституционном законе «О
Конституционном Суде Российской Федерации»
были внесены поправки, которые установили,
что полномочия судьи Конституционного
Суда перестали быть ограниченными определенным
сроком. Согласно новым положениям закона
судьи исполняли свои полномочия со дня
назначения на должность и до достижения
ими возраста семидесяти лет.
Следующими изменениями законодательной
базы осуществления конституционного
правосудия имели место зимой в 2007 года.
Ст. 115 Федерального конституционного
закона «О Конституционном Суде Российской
Федерации», устанавливающая место постоянного
пребывания Конституционного Суда, была
изложена в новой редакции: «Местом постоянного
пребывания Конституционного Суда Российской
Федерации является город Санкт-Петербург».
Указанная поправка вступила
в силу 5 февраля в 2007 году, а уже с 21 мая
следующего 2008 года конституционное судопроизводство
стало осуществляться в комплексе исторических
зданий Сената в центре города Санкт-Петербург.
Новое изменение Федерального
конституционного закона «О Конституционном
Суде Российской Федерации» было в июне
2009 года. Законодатель предусмотрел новый
порядок назначения на должность Председателя
Конституционного Суда и его заместителей,
которых стало два, так как вместо должности
судьи-секретаря была введена должность
второго заместителя Председателя Конституционного
Суда. Теперь и Председатель, и два его
заместителя назначаются на свои должности
Советом Федерации по представлению Президента
Российской Федерации. Срок их полномочий
составляет шесть лет, но по истечении
этого срока они снова могут быть назначены
на занимаемые должности.
Большой блок изменений в Федеральном
конституционном законе «О Конституционном
Суде Российской Федерации» был принят
в ноябре 2010 года. В основном они затронули
вопросы совершенствования процедуры
конституционного судопроизводства. В
частности, Конституционный Суд получил
возможность, при определенных условиях,
разрешать дела без проведения слушаний.
Это позволило Суду, сократив сроки рассмотрения
ряда категорий дел, повысить эффективность
и оперативность защиты нарушенных прав
и свобод граждан Российской Федерации.
В 2014 году была расширена компетенция
Конституционного Суда в части проверки
конституционности вопросов, выносимых
на общероссийский референдум, а также
в сфере разрешения коллизий между российским
законодательством и международными
правовыми актами в их интерпретации
межгосударственными органами по защите
прав и свобод человека. Изменения 2010 и
2014 годов также затронули правовое регулирование
ряда процедурных вопросов деятельности
Конституционного Суда Российской Федерации,
в том числе в части реализации права граждан
и их объединений на обращение в Суд.
В настоящее время Конституционный
Суд Российской Федерации поддерживает
связи со значительным числом зарубежных
судебных органов конституционного контроля.
Эти контакты выражаются как в участии
Суда в деятельности международных объединений
конституционных судов, так и в обмене
двусторонними визитами для взаимного
изучения опыта осуществления конституционного
судопроизводства. Кроме того, представители
Конституционного Суда участвуют в различных
международных двусторонних и многосторонних
встречах, конференциях, семинарах по
проблемам конституционного права и конституционного
правосудия.
Российский Конституционный
Суд принимает участие во Всемирной конференции
по конституционному правосудию, Второй
конгресс которой состоялся в Бразилии
в 2011 году. КС является также полноправным
членом Конференции европейских конституционных
судов (с 1996 г.) и Ассоциации азиатских
конституционных судов (с 2011 года), одним
из учредителей Конференции органов конституционного
контроля стран новой демократии (1997 г.),
участником двусторонних соглашений о
сотрудничестве с высшими судами Алжира,
Болгарии, Израиля, Италии, Молдовы, Таджикистана,
Украины.
В 2008 - 2013 гг. делегации Конституционного
Суда посетили с официальными визитами
высшие суды Австрии, Азербайджана, Алжира,
Армении, Белоруссии, Болгарии, Бразилии,
Венгрии, Германии, Израиля, Италии, Канады,
Кипра, Китайской Народной Республики,
Республики Кореи, Литвы, Македонии, Молдовы,
Монголии, Польши, Португалии, Румынии,
Сербии, Словакии, Словении, Украины, Франции,
Хорватии, Чехии, Швейцарии, а также Европейский
Суд по правам человека.
В свою очередь, Конституционный
Суд в эти же годы принял приглашенные
им с официальными визитами делегации
высших судебных органов Австрии, Азербайджана,
Алжира, Армении, Бразилии, Венгрии, Германии,
Израиля, Италии, Кипра, КНР, Республики
Кореи, Молдовы, Монголии, Перу, Польши,
Португалии, Румынии, Сербии, Словакии,
Таджикистана, Украины, Франции, Хорватии,
Чехии, Швейцарии, а также Европейского
Суда по правам человека.
Конституционным Судом регулярно
организуются различные международные
форумы, часто совместно с Венецианской
комиссией Совета Европы и другими организациями.
Среди наиболее крупных мероприятий, прошедших
в последние годы, можно назвать
Международную научно-практическую
конференцию «Конституционный контроль:
доктрина и практика», приуроченную к
20-летию Конституционного Суда Российской
Федерации (Санкт-Петербург, 2011 г.), Международную
конференцию «Политические партии в демократическом
обществе: правовые основы организации
и деятельности» (Санкт-Петербург, 2012 г.),
Международный Симпозиум по верховенству
права (Санкт-Петербург, 2013 г.), а также
регулярные международные форумы по конституционному
правосудию.
В ноябре 2013 года в Сенатском
зале Конституционного Суда прошла международная
научно-практическая конференция «Современный
конституционализм: вызовы и перспективы»,
посвящённая 20-летию принятия Российской
Конституции, в которой приняли участие
ведущие ученые-конституционалисты России,
а также иностранные участники
Таким образом, изучив этапы
развития Конституционного Суда, можно
сделать вывод о том, что на разных этапах
развития возникала потребность в конституционно-правовом
институте – Конституционном Суде – судебном органом, осуществляющим
судебный конституционный контроль, защищающим
основы конституционного строя, прав и
свобод человека и гражданина, а также
обеспечивающим верховенство и прямое
действие Конституции РФ на всей ее территории.
1.2. Правовые основы деятельности
Конституционного Суда Российской Федерации,
состава и порядка образования Конституционного
Суда Российской Федерации
Конституционный Суд Российской
Федерации - судебный орган конституционного
контроля, самостоятельно и независимо
осуществляющий судебную власть посредством
конституционного судопроизводства.
Нормативно-правовыми актами,
определяющими правовые основы деятельности
Конституционного Суда Российской Федерации,
состава и порядка образования Конституционного
Суда Российской Федерации являются следующие:
Конституция Российской Федерации
(принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);
Федеральный конституционный
законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014);
Федеральный конституционный
закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации";
Федеральный конституционный
закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
Федеральный конституционный
закон от 28 июня.2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации";
Федеральный закон от 17 января 1992 г № 2202-1 (ред. от 21.07.2014) "О прокуратуре Российской Федерации";
Федеральный закон от 15 июля.1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О международных договорах Российской Федерации";
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
Федеральный закон от 01 июня 2005 г. № 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственном языке Российской Федерации";
Указ Президента РФ от 23 декабря
2007 г. №1740 "О месте постоянного пребывания Конституционного
Суда Российской Федерации";
Указ Президента РФ от 23 декабря 2007 г. № 1741 "Вопросы Конституционного Суда Российской
Федерации";
Постановление Правительства РФ
от 27 апреля 2005 г. №257 (ред. от 30.10.2014) "О порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве";
"Кодекс судейской этики" (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012);
Регламент Конституционного Суда Российской
Федерации, принятый Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании 24 января 2011 г. (с изменениями от 8 июля 2014 г.).