Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 09:39, научная работа
Краткое описание
Актуальность темы исследования. Обеспечение конституционной законности является важнейшим условием существования и развития Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Конституционным Судом проверялись
на соответствие Конституции Российской
Федерации нормы различных правовых актов.
Работа по выявлению требующих
исполнения в порядке статьи 80 ФКЗ о КС
решений и состояния их реализации осуществляется
Секретариатом Конституционного Суда
в форме ведения Перечня решений Конституционного
Суда Российской Федерации, предполагающих
изменение федерального регулирования.
По каждому итоговому решению составляется
специальное заключение, в котором в случаях,
требующих законодательного регулирования,
определяется возможный формат его исполнения
в нормотворческой сфере.
Всего в 2013 году было принято
21 постановление Конституционного Суда,
предполагающее изменение законодательного
регулирования. Такие решения подлежат
исполнению в порядке статьи 80 ФКЗ о КС.
К этим решениям относятся постановления
от 17 января 2013 года № 1-П; от 30 января 2013
года № 3-П; от 14 февраля 2013 года № 4-П; от
5 марта 2013 года № 5-П; от 21 марта 2013 года
№ 6-П; от 22 апреля 2013 года № 8-П; от 14 мая
2013 года № 9-П; от 21 мая 2013 года № 10-П; от
5 июня 2013 года № 12-П; от 25 июня 2013 года №
14-П; от 27 июня 2013 года № 15-П; от 2 июля 2013
года № 16-П; от 18 июля 2013 года № 19-П; от 10
октября 2013 года № 20-П; от 15 октября 2013
года № 21-П; от 24 октября 2013 года № 22-П;
от 19 ноября 2013 года № 24-П; от 22 ноября 2013
года № 25-П; от 19 декабря 2013 года № 28-П;
от 23 декабря 2013 года № 29-П; от 24 декабря
2013 года № 30-П.
10 решений Конституционного
Суда (2 постановления и 8 определений),
принятых в 2013 году, содержат предложения
рекомендательного характера в
адрес нормотворческого органа.
На эти решения требования
о сроках, установленные статьей 80 ФКЗ
о КС, не распространяются. К таким
решениям относятся постановления от
5 апреля 2013 года № 7-П; от 2 июля 2013 года
№ 17-П и определения от 7 февраля 2013 года
№ 131-О; от 7 февраля 2013 года № 132-О; от 7 февраля
2013 года № 135-О; от 5 марта 2013 года № 331-О;
от 4 апреля 2013 года № 486-О; от 2 июля 2013 года
№ 1057-О; от 10 октября 2013 года № 1591-О; от
2 декабря 2013 года № 1906-О.
В практике Конституционного
Суда прослеживается тенденция к увеличению
числа решений, в которых нормы признаются
не соответствующими Конституции Российской
Федерации. Так, если в 2012 году Конституционный
Суд принял 18 решений, которыми дисквалифицировались
оспоренные нормативные положения, то
в 2013 году было принято 23 таких решения.
В соответствующих случаях
Конституционный Суд указывает на необходимость
пересмотра дела заявителя, если для этого
нет других препятствий. В 2013 году Конституционный
Суд принял 20 таких постановлений. В то
же время в ситуациях, когда по предмету
обращения ранее было вынесено постановление,
сохраняющее свою силу, и на этом основании
(пункт 3 части первой статьи 43 ФКЗ о КС)
выносилось решение об отказе в принятии
обращения к рассмотрению, при условии
что жалоба поступила до начала слушания
дела о проверке конституционности оспоренных
заявителем законоположений, Конституционный
Суд указывал на необходимость пересмотра
принятых в отношении заявителя правоприменительных
решений в форме определения. За отчетный
период было принято 10 таких определений.
По итогам 2013 года можно констатировать,
что механизм исполнения решений Конституционного
Суда в целом успешно функционирует
и обеспечивается соответствующими действиями
заинтересованных субъектов (Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, Советом Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации, Министерства юстиции
Российской Федерации, министерств и ведомств,
которым Правительством Российской Федерации
дано поручение разработать соответствующие
законопроекты).
Всего в 2013 году принято 20 федеральных
законов, направленных на исполнение постановлений
Конституционного Суда (наибольшее число
за последние годы, для сравнения: в 2011–2012
годах – 15 и 17 законов соответственно).
При этом значительное число
(17) неисполненных решений (фактически
половина от общего числа) приняты в 2013–2014
годах, по 9 из них не истекли законодательно
предусмотренные сроки исполнения.
По вопросу исполнения еще 6
решений Конституционного Суда были
даны необходимые поручения Правительства
Российской Федерации, на основании которых
ведется работа в соответствующих федеральных
органах государственной власти.
Указанные данные свидетельствуют
об устойчивой позитивной тенденции в
вопросе исполнения решений Конституционного
Суда, повышении исполнительской ответственности,
а также необходимости дальнейшего конструктивного
сотрудничества Конституционного Суда,
его Секретариата с соответствующими
органами государственной власти.
В настоящее время по вопросам
исполнения решений обеспечивается необходимое
тесное взаимодействие практически со
всеми структурами, включенными в процесс
правового регулирования. Секретариатом
Конституционного Суда осуществляется
мониторинг исполнения решений Конституционного
Суда, подготавливаются соответствующие
справки и перечни, регулярно направляемые
в федеральные органы государственной
власти.
В Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации дважды
в год направляется обновленный Перечень
решений Конституционного Суда Российской
Федерации, предполагающих изменение
федерального регулирования. В нем отражены
позиции Секретариата Конституционного
Суда, а также Правительства Российской
Федерации и Министерства юстиции Российской
Федерации о состоянии исполнения соответствующих
решений, возможных противоречиях по вопросу
их реализации. В свою очередь Государственная
Дума и ее профильные комитеты регулярно
направляют информацию о состоянии исполнения
решений.
На регулярной основе осуществляется
сотрудничество с Советом Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации.
Необходимо в связи с этим отметить,
что в 2013 году Совет Федерации посвятил
свой восьмой ежегодный доклад о состоянии
законодательства в Российской Федерации
именно мониторингу исполнения решений
Конституционного Суда, уделив в нем особое
внимание, в частности, вопросам их реализации
как на федеральном, так и на региональных
уровнях, а также проблемам исполнения
решений Конституционного Суда судебными
органами.
Налажено взаимодействие и
с Правительством Российской Федерации.
В частности, от Заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации –
Руководителя Аппарата Правительства
Российской Федерации регулярно поступают
сведения о поручениях соответствующим
федеральным органам государственной
власти по разработке законопроектов
во исполнение решений Конституционного
Суда.
Плодотворное сотрудничество
налажено с Минюстом России, согласно
Указу Президента Российской Федерации
от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения
в Российской Федерации» осуществляющим
сбор, обобщение, анализ и оценку информации
для обеспечения принятия (издания), изменения
или признания утратившими силу (отмены)
нормативных правовых актов – в целях
выполнения решений Конституционного
Суда.
Минюст России ежеквартально
предоставляет подготовленные на основе
осуществляемой им учетной и аналитической
работы материалы о ходе исполнения решений
Конституционного Суда, требующих принятия
нормативных правовых актов.
В марте 2013 года состоялось
рабочее совещание с представителями
Минюста России, на котором обсуждались
вопросы исполнения решений Конституционного
Суда, доведена позиция Секретариата Конституционного
Суда по проблеме реализации отдельных
решений.
В прошлом году был изменен
формат направляемой информации о подлежащих
исполнению решениях Конституционного
Суда. В настоящее время Секретариатом
Конституционного Суда подготавливаются
и направляются в указанные органы государственной
власти:
Перечень решений Конституционного
Суда, предполагающих изменение федерального
регулирования;
Перечень решений Конституционного
Суда, содержащих предложения рекомендательного
характера в адрес нормотворческого органа.
Изложенное не означает, что
все существующие проблемы и противоречия
разрешены и сняты. В связи с этим задача
дальнейшего совершенствования названного
механизма, его правового закрепления
по-прежнему остается актуальной.
Отдельной сферой нормоконтроля
Конституционного Суда является проверка
конституционности актов регионального
законодательства.
Так, в 2013 году Конституционным
Судом было принято Постановление
от 19 декабря 2013 года № 28-П по делу о проверке
конституционности положения абзаца второго
пункта 5 статьи 53 Уставного закона Красноярского
края «О выборах депутатов Законодательного
Собрания Красноярского края» в связи
с жалобой гражданина В.А.Худоренко, в
котором органам государственной власти
субъектов Российской Федерации было
дано предписание о внесении надлежащих
изменений в избирательное законодательство.
Кроме того, принимая
решения о проверке конституционности
норм федерального законодательства
по вопросам совместного ведения,
Конституционный Суд нередко излагает
правовые позиции, подлежащие учету региональными
законодателями.
Для повышения эффективности
исполнения таких решений Секретариатом
Конституционного Суда проводится работа
по составлению перечней решений Конституционного
Суда, предполагающих изменение регионального
регулирования (подлежащих исполнению
в порядке части третьей статьи 87 ФКЗ о
КС). Данный Перечень направляется в Совет
Федерации и Генеральную прокуратуру
Российской Федерации.
Так, в 2013 году в указанный перечень
вошли принятые Конституционным Судом
постановления от 14 февраля 2013 года №
4-П по делу о проверке конституционности
Федерального закона «О внесении изменений
в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях и Федеральный закон
«О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях» в связи с
запросом группы депутатов Государственной
Думы и жалобой гражданина Э.В.Савенко,
от 5 апреля 2013 года № 7-П по делу о проверке
конституционности абзаца четвертого
части первой статьи 6 Трудового кодекса
Российской Федерации в связи с запросом
Архангельского областного Собрания депутатов,
а также уже упомянутое постановление
от 19 декабря 2013 года № 28-П.
По вопросам надлежащего исполнения
решений Конституционного Суда региональными
органами государственной власти Конституционный
Суд осуществляет также тесное взаимодействие
с Генеральной прокуратурой Российской
Федерации.
Органами прокуратуры за отчетный
период была продолжена работа по надзору
в сфере исполнения органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
требований статей 80 и 87 ФКЗ о КС в части
приведения региональных нормативных
правовых актов в соответствие с Конституцией
Российской Федерации, в том числе в случае
признания неконституционными положений
федерального законодательства, аналогичных
содержащимся в нормативных правовых
актах субъектов Российской Федерации
(на основании приказа Генеральной прокуратуры
Российской Федерации от 2 октября 2007 года
№ 155 «Об организации прокурорского надзора
за законностью нормативных правовых
актов органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления»).
Так, по результатам надзора
(письмо от 13 сентября 2013 года № 72/1-16д-2013)
Генеральной прокуратурой Российской
Федерации была отмечена прокурорская
работа в двух субъектах Российской Федерации,
по итогам которой были приведены в соответствие
с правовыми позициями Конституционного
Суда нормативные положения регионального
законодательства.
В частности, во исполнение
правовой позиции Конституционного Суда,
выраженной в Постановлении от 14 февраля
2013 года № 4-П, прокурором Пензенской области
принесен протест на Постановление Правительства
Пензенской области от 24 декабря 2012 года
№ 936-пП. Протест был удовлетворен, а в
оспоренный нормативный правовой акт
внесены необходимые дополнения, касающиеся
определения мест для публичного выражения
общественного мнения в каждом муниципальном
образовании области.
Кроме того, в целях реализации
правовой позиции Конституционного Суда,
выраженной в Постановлении от 22 июня
2010 года № 14-П, прокурор Пермского края
обратился в суд с заявлением о признании
положений Закона Пермского края от 14
августа 2007 года № 86-ПК недействующими
как содержащими нормы, аналогичные признанным
не соответствующими Конституции Российской
Федерации. Требования были удовлетворены.
В результате в краевой закон внесены
необходимые изменения.
Несмотря на отмеченную позитивную
тенденцию по вопросам исполнения решений
Конституционного Суда, определенные
проблемы в соответствующей сфере продолжают
сохраняться.
В отношении 7 решений имеются
расхождения в позициях Секретариата
Конституционного Суда и Минюста России
относительно их исполненности.
Как показывает их анализ, все
они связаны с ненадлежащим осуществлением
законодательного регулирования во исполнение
решений Конституционного Суда (не в полной
мере учитывающим содержание выраженных
правовых позиций).
По мнению Минюста России, процедура
внесения поправок в уже принятые во исполнение
решений Конституционного Суда законы
законодательно не определена. Без соответствующих
поручений Минюст России не вправе самостоятельно
инициировать соответствующий процесс.
Вместе с тем на состоявшемся в мае 2013
года совместном заседании с представителями
Минюста России (на уровне заместителя
министра) было озвучено намерение довести
представленные Секретариатом Конституционного
Суда сведения о ненадлежащем исполнении
соответствующих решений до заинтересованных
министерств (ведомств).
Другой проблемой исполнения
решений Конституционного Суда по-прежнему
остается несвоевременный процесс подготовки
законопроектов заинтересованными органами
исполнительной власти, которым Правительством
Российской Федерации даны соответствующие
поручения. Такие поручения даются, как
правило, одновременно нескольким заинтересованным
органам, которые посредством проведения
различных согласительных процедур затягивают
установленные сроки подготовки соответствующих
законопроектов. При этом Правительство
Российской Федерации практически по
каждому решению Конституционного Суда
обеспечивает неотложное первичное реагирование,
притом что обязательными к исполнению
воспринимаются как решения о признании
норм не соответствующими Конституции
Российской Федерации, так и решения, в
которых выявляется конституционно-правовой
смысл оспоренной нормы.
В связи с внесением в пункт
1 статьи 80 ФКЗ о КС изменений, увеличивших
с трех до шести месяцев срок исполнения
решений Конституционного Суда, практически
снята проблема нарушения этих сроков,
возникавшая на стадии подготовки законопроектов
федеральными органами и согласования
позиций по законопроектам. Так, в настоящее
время все неисполненные решения Конституционного
Суда, которые проходят процедуру согласований
в Правительстве Российской Федерации,
датированы не позднее октября 2013 года
(за исключением семи, по которым имеются
разногласия в позициях Секретариата
Конституционного Суда и Минюста России
относительно их исполненности).