Информационная модернизация органов местного самоуправления в Алтайском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является изучение проблем информационной модернизации органов местного самоуправления, на примере Алтайского края.
Объектом исследования является – органы местного самоуправления. Предмет исследования – проблемы информационной модернизации органов местного самоуправления Алтайского края.
Для решения поставленных целей необходимо определить задачи исследования:
рассмотреть понятие информационной модернизации, цели и предпосылки возникновения в России
проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую процесс информационной модернизации органов МСУ

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Процесс информационной модернизации органов власти в России 6
1.1 Понятие информационной модернизации и нормативно – правовая база определяющая порядок информационной модернизации органов местного самоуправления 6
1.2 Действующие программы информационной модернизации и результаты их применения 16
1.3 Способ измерения готовности регионов России к информационному обществу 23
Глава 2. Информационная модернизация органов местного самоуправления в Алтайском крае 29
2.1 Общая характеристика Алтайского края 29
2.2 Сравнительный анализ показателей информационной модернизации органов местного самоуправления Алтайского края 30
Глава 3. Проблемы информационной модернизации органов местного, возможные пути их решения. 37
3.1 Общие проблемы информационной модернизации органов местного самоуправления в Российских регионах 37
3.2 Возможные пути решения для устранения существующих проблем информационной модернизации в регионе 41
Заключение 45
Список использованных источников 48

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 184.96 Кб (Скачать)

Создание и последующая постоянная эксплуатация инфраструктуры информационного общества, электронного правительства и электронного муниципалитета, предназначенная обеспечить прозрачность деятельности органов власти и МСУ и оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде, представляет собой очень сложную и чрезвычайно масштабную организационно-техническую задачу. И как показывает опыт минувшего десятилетия, ее решение за счет применяемых сегодня методов и в заданные сроки невозможно [16].

Для создания, внедрения, организации  эксплуатации и дальнейшего развития такой гигантской системы просто постоянного внимания со стороны Президента и Председателя Правительства РФ недостаточно.

Требуется реорганизация  существующих и (или) создание нового органа управления в составе Правительства РФ, наделенного полномочиями по обеспечению организации, контроля и управления всем комплексом вопросов создания, организации эксплуатации и развития инфраструктуры информационного общества и функционирования электронного правительства и электронного муниципалитета [16].

 Только постоянная  координация усилий и оперативное устранение ведомственных перекосов во взаимодействии органов государственной власти, субъектов РФ, МСУ и уполномоченных организаций могут обеспечить устранение дублирования работ, унификацию информационных ресурсов, создание и применение типовых проектных решений. А это повысит эффективность расходования бюджетных средств всех уровней в рамках профильной ФЦП [16].

Таким образом, для решения  данных проблем необходимо, чтобы  вновь формируемый орган управления не замыкался в пределах Садового кольца, а имел разветвленную сеть структурных подразделений во всех федеральных округах и субъектах РФ. При этом полномочия по организации указанной работы среди муниципалитетов, которые в основном дотируются из региональных бюджетов, должны быть возложены на соответствующие структуры органов власти субъектов РФ. Для коллегиальной оценки принимаемых решений по созданию, эксплуатации и развитию инфраструктуры информационного общества и функционированию электронного правительства и электронного муниципалитета уполномоченным органом в рамках экспертных советов должны привлекаться руководители соответствующих структур органов государственной власти, субъектов РФ и представители ассоциаций муниципалитетов.

3.2  Возможные пути решения для устранения существующих проблем информационной модернизации в регионе

 

Анализ показателей наглядно иллюстрирует наличие проблем в  крае.

К основным проблемам относятся:

  • недостаточность использования локальных внутренних сетей в органах местного самоуправления в Алтайском крае
  • низкое использование интернет технологий, которые являются необходимым компонентом для информационной модернизации
  • недостаточная сформированность электронных баз данных в органах местного самоуправления, а так же низкий показатель доступа к ним
  • низкая степень использования организациями интернета, для предоставления заполненных форм.

Рассмотрим меры предпринятые администрацией края для их преодоления.

В 2008 году, Алтайским краевым  законодательным собранием, была утверждена ведомственная целевая программа "Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края" на 2009-2011 годы [7].

Целью данной программы    являлось - обеспечение информационной  открытости  органов государственной власти Алтайского края и                   реализации права граждан на получение полной и объективной    информации  экономической и социальной тематики с учетом актуальных          потребностей гражданского общества [7].

По прошествии года после  программы, можно подвести предварительные итоги ее выполнения.

Очевидно, что далеко не все  выполнено. Государственным органам  и органам местного самоуправления необходимо организовать выполнение требований федерального законодательства, в том  числе разработать необходимые  акты, проанализировать административные регламенты органов, положения о  структурных подразделениях, должностные  регламенты на предмет закрепления  в них соответствующих обязанностей и ответственности.

Работа, связанная с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов  местного самоуправления, должна носить системный характер. Руководители государственных  органов и органов местного самоуправления должны провести проверку выполнения плана и реализации законодательства.

Министерство экономического развития и торговли РФ совместно  с Министерством РФ по связи и  информатизации проводили творческий конкурса по отбору заявок на реализацию проектов с участием региональных органов власти и органов местного самоуправления в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002–2010 гг.)" по созданию информационных систем поддержки принятия управленческих решений.

По итогам заявка Алтайского края -  Создание "Алтайского краевого информационно-сервисного портала" с интеграцией мероприятий ФЦП "Электронная Россия" на основе информационных и коммуникационных технологий Алтайского края, была отмечена комиссией как перспективная, но не была реализована.

Не стоит забывать о  создании Многофункционального центра предоставления государственных и  муниципальных услуг Алтайского края.

Центр был создан в  соответствии с Постановлением Администрации  Алтайского края от 21 декабря 2010 г. N 566 «О создании краевого автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных  услуг Алтайского края» [7].

Основная задача центра –  комплексное и оперативное решение  вопросов граждан в удобном для  них месте и режиме с помощью  квалифицированного персонала, исключающее  обращение в разные ведомства  и организации для получения  одной (государственной или муниципальной) услуги [35].

Работа «МФЦ Алтайского края»  упрощает оформление документов. Благодаря  осуществлению данного проекта  большинство необходимых справок  стало возможным получать сразу  и на месте.

Цели деятельности КАУ  «МФЦ Алтайского края»:

  • упрощение процедур получения государственных и муниципальных услуг за счет реализации принципа «одного окна»
  • сокращение временных и финансовых затрат на получение услуги, в том числе на получение информации (сбор справок и сведений, необходимых для получения услуги), время в пути до места предоставления, время ожидания в очереди, время общения с чиновниками
  • повышение информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг
  • повышение комфортности для заявителей в процессе получения государственных и муниципальных услуг
  • повышение удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг их качеством
  • противодействие коррупции, ликвидация рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг
  • внедрение практики интерактивного взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных и муниципальных услуг
  • развитие и совершенствование межведомственного взаимодействия различных федеральных, краевых и муниципальных служб, организаций [35].

Стоит так же отметить, что  местоположение данного центра –  г.Барнаул. С одной стороны, данное местоположение оптимально, так как  город является столицей края. Но с  другой стороны, территория края весьма обширна и для жителей районов  отдаленных от краевой столицы это  не совсем удобно.

Одним из очевидных препятствий  информационной модернизации органов  местного самоуправления в крае, остается недостаточность материально-технического оснащения органов местного самоуправления в районах края.

 Не во всех селах  имеется свободный доступ в  Интернет, а ведь программа по  модернизации предполагает наличие,  так называемых, «онлайн» сервисов.

Во многих районах ощущается  нехватка квалифицированных кадров в органах местного самоуправления.

Но, не смотря на ряд  существующих проблем, в Алтайском  крае продолжается внедрение информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления [29].

13 ноября 2012 г. в режиме видеоконференции состоялось очередное заседание Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.

Как сообщил заместитель Губернатора, начальник Главного управления экономики  и инвестиций Михаил Щетинин, в ходе подготовки к заседанию Алтайским краем направлены запросы на совместное функциональное тестирование 30 электронных сервисов в 12 федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации в соответствии с Регламентом взаимодействия участников [29].

Указанные электронные сервисы  разработаны Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, зарегистрированы в тестовом контуре системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). По всем электронным сервисам руководства пользователей, паспорта, контрольные примеры запросов размещены на технологическом портале  СМЭВ.

По словам Михаила Щетинина, проведенные  работы позволят до конца года обеспечить электронное взаимодействие при  оказании государственных и муниципальных  услуг в электронном виде с  участием Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования, Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии, Федеральной миграционной службы и  других министерств и ведомств [29].

Таким образом, основными методами решения проблем информационной модернизации органов местного самоуправления являются: увеличение материально – технической базы органов МСУ, развитие интернет услуг, наличие в крае высококвалифицированных кадров в органах местного самоуправления, доступность интернета для населения края, а так же развитие Многофункционального центра государственных и муниципальных услуг в г. Барнаул.

 

 

 

 

Заключение

 

Курсовая работа по актуальной теме «Проблемы информационной модернизации органов местного самоуправления (на примере Алтайского края)», выполнена, поставленные задачи решены.

Информационная модернизация – представляет собой довольно сложный  процесс, основной целью которого является создание совершенно нового информационного  общества.

Административная реформа  в России на современном этапе  послужила толчком для принятия различных правовых актов  в области  информационной модернизации органов  МСУ. Важнейшими результатами данной реформы  можно считать Федеральные законы №  8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления",а так же ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Стоит так же отметить, что  проведение реформы позволило субъектам  федерации начать формирование местного законодательства, направленного на информационную модернизацию органов МСУ.

Так же, важнейшим этапом информационной модернизации является реализация Федеральной целевой  программы «Электронная Россия». Важнейшим  аспектом в ее реализации можно считать  формирование, так называемого, электронного правительства. Я считаю, что идея создания данного правительства  весьма актуальна в современном  мире технологий. Но, к сожалению, реализация программы не достигла на 100% поставленных целей.

Алтайский край, являясь неотъемлемой частью нашей страны, так же прилагает  огромные усилия для облегчения предоставления государственных и муниципальных  услуг.

Для оценки ситуации готовности региона к информационной модернизации, мною были изучены данные характеризующие  различные показатели информационно  коммуникационных технологий в области  государственного и муниципального управления. Анализ данных помог выявить  основные проблемы, а так же определить место Алтайского края среди регионов Сибирского Федерального округа в рейтинге готовности к информационному обществу.

На основе полученных выводов, удалось сопоставить меры, предпринятые органами местного самоуправления Алтайского края для решения существующих проблем.

К одним из наиболее эффективных  действий, можно отнести утверждение  в 2008 году программы "Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края" на 2009-2011 годы.

Реализация данной программы  определила рейтинг наиболее информационно  открытых органов исполнительной власти в регионе. На мой взгляд, существование  данной программы способствует активизации  органов местного самоуправления, а  так же совершенствование уровня и качества государственных и  муниципальных услуг.

Для преодоления проблем, связанных с данными услугами, с 2011 года в крае начал свою работу Многофункциональный  центр предоставления государственных и муниципальных  услуг.

Но действие данного центра не до конца решает проблемы, связанные  с информационной модернизацией  органов местного самоуправления в  крае. До сих пор являются актуальные проблемы, связанные с отдаленностью  районов края, а так же нехваткой  высококвалифицированных кадров, способных  применять на практике современные  технологии.

Таким образом, основными  итогами исследования является, то, что действующее законодательство и целевые программы различных уровней являются лишь начальной стадией информационной модернизации органов местного самоуправления. Впереди предстоит огромная работа, возложенная на органы власти нашего государства. Но не стоит забывать о том, что хотя модернизация осуществляется постепенно, но уже имеет огромные положительные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации: (с  учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009
  2. Федеральный закон № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления": [федер. закон: принят ГД ФС 21.01.2009 г. по состоянию на 12.11.2012 г.]. – Информационно-правовая система «Консультант-плюс», 2012.
  3. Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» [федер. закон: принят ГД ФС 09.11.2009 г. по состоянию на 12.11.2009 г.]. – Информационно-правовая система «Консультант-плюс», 2012.
  4. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [федер. закон: принят ГД ФС 07.07.2010 г. по состоянию на 12.11.2009 г.]. – Информационно-правовая система «Консультант-плюс», 2012.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009г. № 478 //Собрание законодательства РФ.- 2009
  6. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002 – 2010 гг)»// Собрание законодательства РФ. - 2002
  7. Постановление Администрации Алтайского края от 21 декабря 2010 г. N 566 «О создании краевого автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края»// Сборник законодательства Алтайского края  2010 г. N 176, ч. 1
  8. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах. - Информационно-правовая система «Консультант-плюс», 2012.
  9. Алиева Н.З. Становление информационного общества и философия образования / Н.З. Алиева, Е.Б. Ивушкина, О.Б. Лантратов. – М. : 2008
  10. Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. –М. : 2011.
  11. Готовность регионов России к информационному обществу. Аналитический доклад института развития информационного общества / под ред. Ю.Е. Хохлова. - М.: 2009
  12. Индекс готовности регионов России к информационному обществу: 2009-2011 / под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: 2012
  13. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М. : 2007
  14. Ковалева Е.В. Государственно-правовые подходы к обеспечению информационной свободы в России / Традиции и новации времени: актуальные проблемы современного общества: Сборник научных трудов «Осень-2010». Выпуск 17. - Саратов: Изд. СГСЭУ, - 2010
  15. Губов А.Ю, Электронный муниципалитет и электронное правительство. Состояние и перспективы// Васильевские чтения. – 2011. - №11.
  16. Дмитрачков И.В, Технологии обеспечения транспарентности и прозрачности государственного управления // Коммуникативные аспекты социального управления. Саратов. - 2007.
  17. Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н., Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. // Под научн. ред. А. В. Короткова. — М.: ООО «Трейн», 2007.
  18. Дмитрачков И.В. Массмедиа в условиях политической модернизации  // Вестник Поволжской академии государственной службы. Саратов. - 2008
  19. Ирхин Ю.В. Системный сравнительный анализ становления и трансформации «электронного правительства» // Научный эксперт. Электронный журнал Центра проблемного анализа при Отделении общественных наук РАН.- 2008. - № 6
  20. Ирхин Ю.В. Электронное правительство: теория и практика // Государственная служба. - 2008. - № 4
  21. Малитков Е.М. Электронное правительство – цивилизационная неизбежность // Федеральная газета. – 2009. – №1
  22. Моисеев Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль. - 1996. - № 1
  23. Павлютенкова М.Ю. О состоянии электронного правительства в России // Интернет и современное общество: Тр. XII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 27 – 29 октября 2009 г. – СПб., 2009
  24. Юртаев А.Н. Электронное правительство: концептуальные подходы к построению / Свободный курс. – 2010. - №6.
  25. Шадрин А. Трансформация экономических и социально-политических институтов и переход к информационному обществу // Государство, экономика, общество: аспекты взаимодействия. – 2009. - №3.
  26. Шестаков Б.А. PR-обеспечение государственного управления в условиях институциональных реформ // Коммуникативные аспекты социального управления. – Саратов. - 2007.
  27. Алтайский край [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
  28. Алтайское Краевое Законодательное Собрание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altsovet.ru/
  29. В Алтайском крае продолжается внедрение информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/region_news/
  30. Есауленко А.Н. От электронного правительства — к информационному обществу . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osp.ru/cw/2012/05/13013222/

Информация о работе Информационная модернизация органов местного самоуправления в Алтайском крае