Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:32, реферат
Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории
1. Понятие, виды, организационные системы местного самоуправления
2. Принципы и функции местного самоуправления
3. Особенности и взаимоотношения органов местного управления и самоуправления с региональными и центральными органами государственной власти
4. Полномочия органов местного самоуправления
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Волгоградский Государственный Университет»
Факультет Управления и региональной экономики
Кафедра Менеджмента
Реферат
« Полномочия органов местного самоуправления»
Работу выполнила:
Ст. гр. МТб-091
Джумабаева А.Ж.
Проверил:
К.э.н., доцент Михайлова Н.А.
Волгоград, 2011г.
Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.
В конституциях современных государств закреплено и гарантировано местное самоуправление как одна из основ демократической системы управления. Понятие «местное самоуправление» отражает сложное и многообразное явления, формирование и развитие которого зависит от целого комплекса исторических, географических, политических, экономических и других особенностей территории. Оно наиболее полно позволяет реализовать конституционное положение о том, что единственным источником власти является народ Конституция РФ.
Анализ понятия местного самоуправления как формы и способа организации и осуществления власти на местах позволяет представить местное самоуправление как систему организации и деятельности граждан, обеспечивающую самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственность, исходя из интересов жителей данной территории можно представить, что для существования местного самоуправления на территории нужны определенные условия:
- круг местных проблем,
решение которых возможно
- инициатива и желание
граждан самостоятельно и
- правовая основа (Конституция,
законодательство и устав
- финансово-бюджетные
- согласование местных интересов с региональными и общегосударственными;
- четкое разграничение
собственности между органом
местного самоуправления и
- наличие квалифицированных
кадров, способных профессионально
реализовывать функции
- географические условия территории (относительная компактность проживания, существование общей инфраструктуры, климатические условия и др.).
Основной смысл формирования и деятельности местного самоуправления заключается в том, что органы местного самоуправления должны гораздо лучше решать задачи повышения уровня жизни жителей, нежели государственные органы и чиновники при централизованном управлении.
Исходя из вышесказанного можно дать следующее определение: местное самоуправление - это самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органы местного самоуправления значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.
В соответствии с Конституцией
РФ и действующим
Наиболее эффективной и демократичной формой является местный референдум, когда гражданин осуществляет в полной мере и непосредственно свои властные полномочия Реализация функций местного самоуправления на территории осуществляется через организационную структуру, которая должна обеспечивать наиболее эффективное их осуществление. Обязательным в структуре органов местного самоуправления является наличие предварительного органа или должностного лица, избираемого непосредственно жителями. Этим органом или должностным лицом формируются исполнительные структуры (администрация), которые реализуют решения представительного органа
Российский и мировой опыты предлагает большое многообразие организационных форм местного самоуправления. Выделим основные и наиболее распространенные: земства, местные советы народных депутатов, местная администрация (глава местного самоуправления), муниципальное (коммунальное) местное самоуправление (магистрат, бургомистр, мэр, ландрат и др.). Основным правовым документом органов местного самоуправления является устав (положение) о местном самоуправлении данной территории. В уставе указываются: границы и состав территории местного самоуправления, вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, полномочия выборных органов и должностных лиц, сроки полномочий, виды и порядок принятия нормативных актов, ответственность органов местного самоуправления, статус избираемых лиц (депутатов, советников и т.д.), экономическая и финансовая основа местного самоуправления и другие положения.
В системе местного самоуправления
России в соответствии со ст.27 Закона
«Об общих принципах
Местное самоуправление осуществляется на следующих принципах:
- единство граждан данной территории как субъекта и объекта управления;
- сочетание институтов
представительной и
- сочетание государственных
и общественных начал в
- экономическая и финансовая самостоятельность территории, самофинансирование и самообеспечение;
- волеизъявление граждан
через представительные и
- сочетание местных и
государственных интересов,
- самостоятельность и
независимость в пределах
- многовариантность
- сочетание в правовой
основе местного
Реализация перечисленных принципов возможна лишь при четком определении основ местного самоуправления: территориальной и финансово-экономической.
Территориальной основой местного самоуправления являются: муниципальная собственность, финансовые ресурсы (местный бюджет и внебюджетные фонды).
Анализ законодательства и практической деятельности органов местного самоуправления позволяет выделить ряд основных функций местного самоуправления:
1. Осуществление нормотворческой
и контрольной деятельности, обеспечение
реализации федерального и
2. Владение, пользование
и распоряжение муниципальной
собственностью, местными финансами,
формирование, утверждение и исполнение
местного бюджета,
3. Обеспечение комплексного
социально-экономического
4. Обеспечение содержания
и развития социальной и
5. Охрана общественного
порядка, обеспечение
В соответствии с российским
законодательством наделение
и самоуправления с региональными и центральными органами
государственной власти
Взаимоотношения органов
местной власти и управления с
региональными и федеральными органами
государственной власти определяются
в соответствии с различными конституционными
принципами - самостоятельности и
независимости местного самоуправления
(как в Российской Федерации), единства
государственного централизованного
управления (в Австрии), административно-
Наряду с многими общими,
типическими чертами эти
В законодательстве о местном самоуправлении России эти вопросы в основном определены и разграничены следующим образом.
На федеральные и субъектов Федерации органы государственной власти возложено:
- принятие, изменение и
контроль за исполнением
- обеспечение гарантий
осуществления местного
- установление и обеспечение
государственных минимальных
- регулирование отношений
между Федеральным, субъектов
Федерации и местными
- регулирование порядка
передачи объектов
- наделение органов местного
самоуправления отдельными
Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления