Полномочия органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:32, реферат

Краткое описание

Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории

Оглавление

1. Понятие, виды, организационные системы местного самоуправления
2. Принципы и функции местного самоуправления
3. Особенности и взаимоотношения органов местного управления и самоуправления с региональными и центральными органами государственной власти
4. Полномочия органов местного самоуправления

Файлы: 1 файл

реферат Полномочия органов местного самоуправления.docx

— 37.08 Кб (Скачать)

- принятие федеральных  и региональных программ развития  местного самоуправления;

- компенсация местному  самоуправлению дополнительных  расходов, возникших в результате  решения федеральных или субъектов  Федерации государственных органов;

- защита прав граждан  на осуществление местного самоуправления;

- законодательство о муниципальной  службе.

Федеральным органам государственной  власти также дано право на установление порядка судебной защиты прав местного самоуправления, ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение законов, осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности местного самоуправления и регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образования

Органам государственной  власти субъектов Федерации предоставлено  право обеспечения сбалансированности минимальных местных бюджетов, установления порядка образования, объединения, преобразования или упразднения  муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований, принятия законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным  с осуществлением местного самоуправления, установления порядка регистрации  уставов муниципальных образований.

Федеральные органы и органы государственной власти субъектов  Федерации обязаны создавать  необходимые правовые, организационные  и материально-финансовые условия  для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права  на местное самоуправление.

Только в случае чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, крупные  аварии и катастрофы, военные действия и т.п.) права местного самоуправления могут ограничиваться на срок действия этих ситуаций.

Реформа местного самоуправления в России является особенно важной для городских поселений - больших, средних и малых городов, число  которых сегодня в России больше тысячи. В них сосредоточена большая  часть населения страны. Причем доля городского населения неуклонно  растет. Если на конец XIX столетия (1897 г.) она составляла 15% в общей численности  населения России (в современных  границах), то на конец ХХ века (1998 г.) этот показатель возрос почти в пять раз и достиг 73% при общей численности  населения России 148,4 млн. человек. Увеличивается также общее число городов. Одновременно возрастает их роль в развитии российского общества. Они являются основными территориальными образованиями.

Особое место в системе  городских поселений занимают большие  города России. Они являются ее мощными опорными пунктами. Их функционирование и развитие обеспечивают территориально-хозяйственную интеграцию России и укрепляют ее экономическую целостность. Большие города являются крупными центрами социально-экономических и научно-технических комплексов. Население все в большей степени сосредотачивается в крупных городах. На долю 165 больших городов России с численность свыше 100 тысяч человек населения сегодня приходится 62,8% ее городского населения. Из этого следует вывод, что Россия - страна больших городов, и это обстоятельство влияет на организацию местного самоуправления. Складываются свои специфические особенности местного самоуправления в малых (до 20 тыс. чел.) и средних (до 100 тыс. чел.) городах, удельный вес которых составляет больше 80% в общем числе городов. В России создан ряд неправительственных общественных организаций, цель которых защищать интересы малых и средних городов. Союз городов России, союз малых городов, международная ассоциация породненных городов, Российский союз местного самоуправления и другие.

Национальные особенности  территорий различных субъектов  Федерации, ряд серьезных межнациональных  и территориальных конфликтов существенно  осложняют процессы развития местного самоуправления в России. Сложная политическая и экономическая ситуация не обеспечивают конституционных гарантий местного самоуправления в регионах. Все это отрицательно сказывается на нормальном становлении полноправных органов местного самоуправления

Развитие любых территориальных  образований невозможно без управления деятельностью населения, образующего  местное сообщество. По мере развития российского законодательства центр  тяжести в управлении городами все  больше смещается в сторону местного самоуправления. Формируется новая  отрасль российского права - муниципальное  право, что является необходимым  условием становление и развития эффективной системы местного самоуправления.

 

 

 

 

4. Полномочия органов местного самоуправления

Федеральный закон  от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня, 12 августа 2004 г.) принят Государственной Думой 16 сентября 2003 г., одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 г.

Настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых  главой 12 установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2006 года.

Настоящий Федеральный закон  в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие  правовые, территориальные, организационные  и экономические принципы организации  местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные  гарантии его осуществления Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ.

Согласно данному закону местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя  Российской Федерации, признается, гарантируется  и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления  народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В статье 17 настоящего Федерального закона рассматриваются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. К ним относятся:

1) принятие устава муниципального  образования и внесение в него  изменений и дополнений, издание  муниципальных правовых актов;

2) установление официальных  символов муниципального образования;

3) создание муниципальных  предприятий и учреждений, финансирование  муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов  на услуги, предоставляемые муниципальными  предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техническое  обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация  выполнения планов и программ  комплексного социально-экономического  развития муниципального образования,  а также организация сбора  статистических показателей, характеризующих  состояние экономики и социальной  сферы муниципального образования,  и предоставление указанных данных  органам государственной власти  в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации;

7) учреждение печатного  средства массовой информации  для опубликования муниципальных  правовых актов, иной официальной  информации;

8) осуществление международных  и внешнеэкономических связей  в соответствии с федеральными  законами;

9) иными полномочиями  в соответствии с настоящим  Федеральным законом, уставами  муниципальных образований.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей  статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов  и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Статья 19 Федерального Закона определяет порядок наделения органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

1. Полномочия органов  местного самоуправления, установленные  федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации,  по вопросам, не отнесенным настоящим  Федеральным законом к вопросам  местного значения, являются отдельными  государственными полномочиями, передаваемыми  для осуществления органам местного  самоуправления.

2. Наделение органов местного  самоуправления отдельными государственными  полномочиями Российской Федерации  осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями  субъектов Российской Федерации  - законами субъектов Российской  Федерации. Наделение органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  законами субъектов Российской Федерации  допускается, если это не противоречит федеральным законам.

3. Отдельные государственные  полномочия, передаваемые для осуществления  органам местного самоуправления, осуществляются органами местного  самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления  могут наделяться отдельными  государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

5. Финансовое обеспечение  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного  самоуправления, осуществляется только  за счет предоставляемых местным  бюджетам субвенций из соответствующих  бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы  и финансовые средства для осуществления  переданных им отдельных государственных  полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

6. Федеральный закон, закон  субъекта Российской Федерации,  предусматривающие наделение органов  местного самоуправления отдельными  государственными полномочиями, должны  содержать:

1) вид или наименование  муниципального образования, органы  местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей  органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей  органов государственной власти  при осуществлении соответствующих  полномочий;

3) способ (методику) расчета  нормативов для определения общего  объема субвенций, предоставляемых  местным бюджетам из федерального  бюджета, бюджета субъекта Российской  Федерации для осуществления  соответствующих полномочий, включая  федеральные или региональные  государственные минимальные социальные  стандарты;

4) перечень подлежащих  передаче в пользование и (или)  управление либо в муниципальную  собственность материальных средств,  необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности  органов местного самоуправления  об осуществлении переданных  им отдельных государственных  полномочий;

6) порядок осуществления  органами государственной власти  контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок  прекращения осуществления органами  местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

В статье 20 рассматривается  осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий:

1. По вопросам осуществления  органами местного самоуправления  отдельных государственных полномочий  федеральные органы исполнительной  власти и органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации в случаях, установленных  федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации,  в пределах своей компетенции  вправе издавать обязательные  для исполнения нормативные правовые  акты и осуществлять контроль  за их исполнением.

Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления