Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:32, реферат
Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории
1. Понятие, виды, организационные системы местного самоуправления
2. Принципы и функции местного самоуправления
3. Особенности и взаимоотношения органов местного управления и самоуправления с региональными и центральными органами государственной власти
4. Полномочия органов местного самоуправления
- принятие федеральных
и региональных программ
- компенсация местному
самоуправлению дополнительных
расходов, возникших в результате
решения федеральных или
- защита прав граждан
на осуществление местного
- законодательство о
Федеральным органам государственной
власти также дано право на установление
порядка судебной защиты прав местного
самоуправления, ответственности органов
местного самоуправления и их должностных
лиц за нарушение законов, осуществление
прокурорского надзора за соблюдением
законности в деятельности местного самоуправления
и регулирование особенностей организации
местного самоуправления в приграничных
территориях, закрытых административно-
Органам государственной
власти субъектов Федерации
Федеральные органы и органы
государственной власти субъектов
Федерации обязаны создавать
необходимые правовые, организационные
и материально-финансовые условия
для становления и развития местного
самоуправления и оказывать содействие
населению в осуществлении
Только в случае чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, военные действия и т.п.) права местного самоуправления могут ограничиваться на срок действия этих ситуаций.
Реформа местного самоуправления в России является особенно важной для городских поселений - больших, средних и малых городов, число которых сегодня в России больше тысячи. В них сосредоточена большая часть населения страны. Причем доля городского населения неуклонно растет. Если на конец XIX столетия (1897 г.) она составляла 15% в общей численности населения России (в современных границах), то на конец ХХ века (1998 г.) этот показатель возрос почти в пять раз и достиг 73% при общей численности населения России 148,4 млн. человек. Увеличивается также общее число городов. Одновременно возрастает их роль в развитии российского общества. Они являются основными территориальными образованиями.
Особое место в системе городских поселений занимают большие города России. Они являются ее мощными опорными пунктами. Их функционирование и развитие обеспечивают территориально-хозяйственную интеграцию России и укрепляют ее экономическую целостность. Большие города являются крупными центрами социально-экономических и научно-технических комплексов. Население все в большей степени сосредотачивается в крупных городах. На долю 165 больших городов России с численность свыше 100 тысяч человек населения сегодня приходится 62,8% ее городского населения. Из этого следует вывод, что Россия - страна больших городов, и это обстоятельство влияет на организацию местного самоуправления. Складываются свои специфические особенности местного самоуправления в малых (до 20 тыс. чел.) и средних (до 100 тыс. чел.) городах, удельный вес которых составляет больше 80% в общем числе городов. В России создан ряд неправительственных общественных организаций, цель которых защищать интересы малых и средних городов. Союз городов России, союз малых городов, международная ассоциация породненных городов, Российский союз местного самоуправления и другие.
Национальные особенности территорий различных субъектов Федерации, ряд серьезных межнациональных и территориальных конфликтов существенно осложняют процессы развития местного самоуправления в России. Сложная политическая и экономическая ситуация не обеспечивают конституционных гарантий местного самоуправления в регионах. Все это отрицательно сказывается на нормальном становлении полноправных органов местного самоуправления
Развитие любых
4. Полномочия органов местного самоуправления
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня, 12 августа 2004 г.) принят Государственной Думой 16 сентября 2003 г., одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 г.
Настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых главой 12 установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2006 года.
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ.
Согласно данному закону местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В статье 17 настоящего Федерального закона рассматриваются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. К ним относятся:
1) принятие устава
2) установление официальных
символов муниципального
3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
4) установление тарифов
на услуги, предоставляемые
5) организационное и материально-
6) принятие и организация
выполнения планов и программ
комплексного социально-
7) учреждение печатного
средства массовой информации
для опубликования
8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
Полномочия органов местного
самоуправления, установленные настоящей
статьей, осуществляются органами местного
самоуправления поселений, органами местного
самоуправления городских округов
и органами местного самоуправления
муниципальных районов
Статья 19 Федерального Закона определяет порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:
1. Полномочия органов
местного самоуправления, установленные
федеральными законами и
2. Наделение органов местного
самоуправления отдельными
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
3. Отдельные государственные
полномочия, передаваемые для
4. Органы местного
5. Финансовое обеспечение
отдельных государственных
Органы местного самоуправления
имеют право дополнительно
6. Федеральный закон, закон
субъекта Российской Федерации,
1) вид или наименование
муниципального образования,
2) перечень прав и обязанностей
органов местного
3) способ (методику) расчета
нормативов для определения
4) перечень подлежащих
передаче в пользование и (или)
5) порядок отчетности
органов местного
6) порядок осуществления
органами государственной
7) условия и порядок
прекращения осуществления
В статье 20 рассматривается
осуществление органами местного самоуправления
отдельных государственных
1. По вопросам осуществления
органами местного
Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления