Информационная модернизация органов местного самоуправления в Алтайском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является изучение проблем информационной модернизации органов местного самоуправления, на примере Алтайского края.
Объектом исследования является – органы местного самоуправления. Предмет исследования – проблемы информационной модернизации органов местного самоуправления Алтайского края.
Для решения поставленных целей необходимо определить задачи исследования:
рассмотреть понятие информационной модернизации, цели и предпосылки возникновения в России
проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую процесс информационной модернизации органов МСУ

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Процесс информационной модернизации органов власти в России 6
1.1 Понятие информационной модернизации и нормативно – правовая база определяющая порядок информационной модернизации органов местного самоуправления 6
1.2 Действующие программы информационной модернизации и результаты их применения 16
1.3 Способ измерения готовности регионов России к информационному обществу 23
Глава 2. Информационная модернизация органов местного самоуправления в Алтайском крае 29
2.1 Общая характеристика Алтайского края 29
2.2 Сравнительный анализ показателей информационной модернизации органов местного самоуправления Алтайского края 30
Глава 3. Проблемы информационной модернизации органов местного, возможные пути их решения. 37
3.1 Общие проблемы информационной модернизации органов местного самоуправления в Российских регионах 37
3.2 Возможные пути решения для устранения существующих проблем информационной модернизации в регионе 41
Заключение 45
Список использованных источников 48

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 184.96 Кб (Скачать)

Предполагалось значительно усовершенствовать  методическую и материально-техническую  базу учебных заведений. До 2005 г. планировалось  подключить к Интернету все вузы, профессиональные училища и не менее 60 % школ. К 2010 году оснащенность учебных  заведений по результатам программы, должна достигнуть такого уровня, что  на четырех учащихся будет приходиться  один компьютер[6].

Революционные изменения должны были произойти и в сфере дистанционного обучения, что особенно актуально  для столь протяженной страны. Планировалось увеличить госзаказ на дистанционное образование, доля открытых форм обучения возрастет до 20-30 %, каждое профессиональное учебное заведение должно будет опубликовать в Интернете свои учебные программы. Программа также не должна обойти вниманием вопросы здравоохранения, социальной помощи, науки и культуры.

Рассмотрим итоги реализации программы. По словам С.С. Собянина, впервые в России в единую систему собран весь набор услуг, предоставляемых государством населению в электронном виде: сегодня на справочно-информационном портале государственных услуг (gosuslugi.ru) присутствуют 410 основных федеральных услуг и более двух тысяч региональных услуг. К порталу подключены 62 субъекта РФ со своими услугами, предоставляемыми в электронном виде.

Как отметил глава Минкомсвязи Илья Массух, «Электронная Россия» была «флагманским проектом», призванным, прежде всего, привлечь внимание к вопросам информатизации в сфере госвласти. Широкая известность программы, по мнению министра, свидетельствует о том, что свои пропагандистские задачи она выполнила. Однако размеры финансирования программы на первых этапах, отметил Игорь Щёголев, были несопоставимы с масштабом её задач (бюджет программы был сравним с годовым бюджетом на информатизацию развитых регионов)[23].

В 2009 году программа была перезапущена, её приоритетом стало  удовлетворение нужд граждан и ускорение  перевода госуслуг в электронный  вид. В этом направлении были достигнуты определённые успехи. Главными итогами  ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)»  стало создание системы межведомственного  электронного взаимодействия (СМЭВ) и  портала госуслуг. Оба этих проекта  уже востребованы. «Портал госуслуг эволюционирует от справочника по услугам  или доски объявлений к функциональному  инструменту, от которого граждане получают реальную пользу», - отметил министр. СМЭВ, по словам заместителя министра Ильи Массуха, помогает в числе прочего  решить поблему разрозненности межведомственных информационных систем.

Илья Массух сообщил, что  около 90 органов власти уже перешли  на электронный документооборот, что  «избавило от ряда злоупотреблений, таких как подпись задним числом». Он также считает эффективным  решение наделить ОАО «Ростелеком» функциями единого оператора для программ «Электронная Россия» и «Информационное общество».

В заключение Илья Массух выразил  уверенность в том, что полномочия Минкомсвязи по координации расходов на информатизацию позволят эффективно решать задачи программы «Информационное  общество» в рамках выделенного  на неё финансирования.

Таким образом, действующая с 2010 года федеральная целевая программа  «Электронная Россия» является единственной программой, направленной на информационную модернизацию органов государственной  власти и органов местного самоуправления. По результатам ее применения Россия заняла 27 место в мире в рейтинге электронного правительства, улучшив свои позиции на 32 пункта — в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте [24].

К существенным затруднениям реализации программы «Электронная Россия» можно отнести то, что вновь образованные в ходе административной реформы федеральные органы исполнительной власти начали функционировать со второй половины 2004 года, а государственный координатор (Мининформсвязи России) и государственные заказчики программы были определены распоряжением Правительства Российской Федерации лишь в конце октября 2004 года.

Полнота и своевременность финансирования мероприятий программы, в том  числе ряда крупномасштабных проектов, предусмотренных к реализации поручениями  Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, не были обеспечены в полном объёме [23].

Так же, необходимо обратить внимание на то, что проведение конкурсных процедур в полном объеме ставило поставщиков  решений и оборудования в крайне тяжелые временные рамки, сократив функциональное время на выполнение работ вдвое. Практически ежегодно реализация мероприятий Программы  начиналась только со второго полугодия[16].

 Исполнители отдельных работ  по государственным контрактам  выполнили свои обязательства  с рядом недочетов, которые  были зафиксированы в двусторонних  актах, определяющих порядок и  сроки их устранения исполнителями  за свой счет.

 Проблемой является и вопрос координации гос.заказчиков программы по реализации мероприятий на региональном уровне. Необходимо отметить отсутствие комплексного подхода к региональной информатизации, когда разные заказчики вели близкие по содержанию работы, базирующиеся на различных технологических и концептуальных подходах, зачастую несовместимых между собой [19].

В процессе реализации программы «Электронная Росси» регионы столкнулись с  двумя ключевыми сложностями. Технический  аспект - недостаточная развитость инфраструктуры и неравномерная  плотность населения (особенно это  характерно для северных территорий).

Второй аспект относится уже  к области психологии. Общаясь  с региональными органами, федеральные  власти сталкиваются с ментальной проблемой - чиновники не понимают, зачем нужно  «электронное правительство», «электронное государство» и «электронное правительство».

Однако модернизация системы  информационного обеспечения органов  исполнительной власти затруднена тем, что существующие государственные  информационные системы создавались  в условиях отсутствия единых утвержденных форматов данных, протоколов и иных нормативно-технических требований к государственным информационным системам [23].  

1.3 Способ измерения готовности регионов России к информационному обществу

Для того чтобы четко сформулировать проблемы информационной модернизации органов местного самоуправления, а  так же определить пути их возможного решения необходимо дать оценку готовности регионов к данным изменениям.

Основным параметром, характеризующим  готовность региона к информационной модернизации, является Композитный Индекс готовности регионов России к информационному обществу. Он публикуется Институтом развития информационного общества с 2005 года.

 Индекс представляет собой  измеритель степени подготовленности  регионов к широкомасштабному  использованию информационно коммуникационные технологии (ИКТ) для социально-экономического развития [12].

Он рассчитывается на основе показателей, характеризующих факторы развития информационного общества (человеческий капитал, экономическую среду и  ИКТ-инфраструктуру), а также использование  ИКТ в шести областях (государственное  и муниципальное управление, образование, здравоохранение, бизнес, культура, домохозяйства). Для расчета Индекса и его  составляющих используются 77 показателей, в число которых входят основные показатели доступа и использования  ИКТ, рекомендуемые международными организациями. Индекс позволяет измерить различия между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям  информационного развития [12].

Со времени своего появления  Индекс стал важным информационно-аналитическим  инструментом для выработки, проведения и корректировки политики развития информационного общества на региональном уровне. Индекс дает возможность оценить  текущую ситуацию, выявить наиболее проблемные зоны с точки зрения информационного  неравенства регионов и определить зоны отставания и препятствия на пути развития информационного общества в субъектах РФ [12].

Органы власти субъектов Российской Федерации используют данные Индекса  для сравнительной оценки ситуации в регионе в сфере использования  ИКТ и формулировки целей дальнейшего  развития [12].

Методология построения Индекса  основана на концептуальной схеме оценки «электронной готовности». Индекс российских регионов строится на показателях, характеризующих  три ключевых фактора электронного развития (человеческий капитал, экономическая  среда, ИКТ-инфраструктура) и показателях  доступа и использования ИКТ  в шести сферах деятельности –  в государственном и муниципальном  управлении, бизнесе, образовании, здравоохранении, культуре, а также использование  ИКТ домохозяйствами и населением. Схема индекса представлена на рисунке 1.

Рисунок 1- Структура индекса готовности регионов к информационному обществу

 

Для получения оценки предметных областей (подындексов) использовались наборы показателей, объединенные по параметрам оценки данной области. Структура подындекса «ИКТ в государственном и муниципальном управлении», для подсчета включает 22 показателя. А именно:

  1. Число ПК на 100 занятых в ОГВ, штук
  2. Число ПК в составе локальной вычислительной сети (ЛВС) на 100 занятых в ОГВ, штук
  3. Число ПК, имеющих выход в интернет, на 100 занятых в ОГВ, штук
  4. Доля ОГВ, имеющих ЛВС, %
  5. Доля ОГВ, имеющих доступ к интернету, %
  6. Доля ОГВ, имеющих максимальную скорость передачи данных через Интернет-256 и выше Кбит/сек, %
  7. Доля ОГВ,на веб-сайте которых имеется возможность доступа к базам данных, %
  8. Доля ОГВ, имеющих средства электронной цифровой подписи, %
  9. Число ПК на 100 занятых в органах местного самоуправления (ОМС), штук
  10. Число ПК в составе ЛВС на 100 занятых в ОМС, штук
  11. Число ПК, имеющих выход в интернет, на 100 занятых в ОМС, штук
  12. Доля ОМС, имеющих ЛВС, %
  13. Доля ОМС, имеющих доступ к интернету, %
  14. Доля ОМС, имеющих доступ к интернету со скоростью 256 Кбит/сек и выше, %
  15. Доля ОМС, на веб-сайте которых имеется возможность доступа к базам данных, %
  16. Доля ОМС, использующих средства электронной цифровой подписи, % 
  17. Доля организаций, использующих интернет для получения информации о деятельности органов управления, %
  18. Доля организаций, использующих интернет для получения бланков форм, %
  19. Доля организаций, использующих интернет для предоставления заполненных форм, %
  20. Доля организаций, использовавших интернет для участия в электронных торгах на закупку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, %
  21. Доля ОМС, имеющих веб-сайты, %
  22. Оценка официального веб-представительства органов государственной исполнительной власти субъекта РФ, баллы [33].

Разрыв между субъектами РФ по отдельным  и интегральным показателям рассчитывается путем деления друг на друга значений показателей для этих регионов (т.е. определяется во сколько раз одно значение больше другого), а информационное неравенство – делением максимального  по России значения показателя у субъектов  РФ на минимальное. При такой процедуре  нормализации само значение индекса, изменение  его значений и отношение значений для разных субъектов РФ имеет  смысл и легко интерпретируется [12].

На основе общего Индекса, индексов-компонентов, подыдексов и оценок отдельных показателей  строятся рейтинги регионов – ранжированные  по значению индексов и отдельных  показателей списки регионов.

При расчете показателей  и подындексов использовались два  типа данных:

  • официальные данные государственной и отраслевой статистики: Федеральной службы государственной статистики (Росстата), Минобрнауки, Минкомсвязи, Минкультуры;
  • данные опросов и обследований: результаты оценки официальных веб-сайтов органов исполнительной власти субъектов РФ, которую проводит ИРИО по методологии ООН для каждого выпуска Индекса; данные представительного  опроса населения субъектов РФ Фонда «Общественное мнение» (проект «Георейтинг»).

Показатели  использования ИКТ в органах власти рассчитывались на основе результатов государственного статистического наблюдения по данным органов государственной власти и местного самоуправления, полученных из базы данных Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики (ГМЦ Росстата), а также на основе результатов оценки веб-сайтов региональных органов власти, проводимой Институтом развития информационного общества для каждого выпуска Индекса.

Таким образом, индекс готовности регионов к  информационному обществу является основными показателем, характеризующим  процесс информационной модернизации. Благодаря, данному индексу можно  определить существующие проблемы, а  так же оценить эффективность  применения законодательства в области  информационной модернизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Информационная модернизация органов местного самоуправления в Алтайском крае

2.1 Общая характеристика Алтайского  края

 

Алтайский край — субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа.

Население края составляет 2 млн. 567 тыс. человек, в том числе 1 млн. 371 тыс. чел. – городское население, 1 млн. 194 тыс [27].

В состав Алтайского края входят 11 городов  краевого значения (городских округов), 60 муниципальных районов, закрытое административно-территориальное образование "Сибирский" (городской округ). На территории края расположено 725 муниципальных  образований городских и сельских поселений [32].

Административным центром края является город Барнаул, деловой, коммерческий, культурный, научный и образовательный  центр[28].

Постоянно действующим высшим и  единственным органом законодательной  власти края является Алтайское краевое  Законодательное Собрание.

Информация о работе Информационная модернизация органов местного самоуправления в Алтайском крае