Структура органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:43, реферат

Краткое описание

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3) народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления - это разные формы осуществления власти народа. Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти.

Файлы: 1 файл

реферат см.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Структура органов местного самоуправления

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3) народ осуществляет свою власть как непосредственно, так  и через органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

Вместе с тем органы государственной  власти и органы местного самоуправления - это разные формы осуществления власти народа. Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти.

Однако, не являясь органами государственной  власти, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, которая  носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.

Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской федерации" (ст. 6) наделение органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами и законами субъектов Российской федерации. Ими же определяются условия, а также порядок контроля государства за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Вместе с тем согласно данному Закону (ст. 14), осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены органами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда (ст. 44).

 

Структура органов местного самоуправления»

 

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно

Реализация права граждан на самостоятельное определение структуры  органов местного самоуправления может происходить с использованием двух механизмов:

  • Прямое волеизъявление на местном референдуме (муниципальном образовании с численностью населения 100 человек – на сходе граждан);
  • Опосредованное волеизъявление через выборных лиц (депутатов представительного органа), которые разрабатывают структуру органов, фиксируют её в проекте устава муниципальных образований.

Согласно положению части 2 этой же стать 34, в структуру органов  местного самоуправления входят:

  • представительный орган муниципального образования,
  • глава муниципального образования,
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган,
  • иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. (Исключением является избирательная комиссия муниципального образования, которая в соответствии с избирательным законодательством и действующей редакцией Федерального закона № 131-ФЗ имеет статус муниципального органа, не входящего в структуру органов местного самоуправления )

3.Основные модели организации местного самоуправления

 

Федеральный закон  № 131 – ФЗ устанавливает ряд ограничений  на структуру органов местного самоуправления. В частности он вводит обязательность наличия органов местного самоуправления трех видов:

  • Представительного органа
  • Главы муниципального образования
  • Местной администрации

Существующие ограничения в  структуре органов местного самоуправления связаны также с обязательностью  разделения представительной и исполнительной власти. В Федеральном законе № 131-ФЗ местная администрация названа исполнительно – распорядительным органом, а для представительного установлена исключительная компетенция.

Основные модели структуры органов  местного самоуправления, предлагаемые федеральным законодателем, представляю в рисунках 1 – 5. Различие в моделях связано:

во-первых, с разделением  муниципальных образований на разные типы (поселение, муниципальный район, городской округ),

во вторых, с  установлением различного порядка формирования и статуса органов и должностных лиц, т.е. с различным распределением их полномочий внутри муниципального образования.

 

На рисунке 1 показана модель структуры, предусмотренная  частью 3 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ для сельских поселений. Модель отличается тем, что лицо, имеющее статус главы поселения, возглавляет одновременно представительный и исполнительный органы поселения, исполняя полномочия:

  • главы муниципального образования
  • руководителя представительного органа
  • главы местной администрации (исполнительно-распорядительного органа).

Модель реализуется следующим  образом: жители поселения в муниципальных выборах избирают представительный орган, а глава поселения избирается:

а) либо всеми жителями поселения  на муниципальных выборах;

б) либо депутатами из своего состава.

Замечу, что не все сельские поселения обязаны иметь такую структуру органов. Но если жители и (или) представительный орган поселения посчитают её приемлемой для своего поселения, в уставе сельского поселения должны появиться нормы, регулирующие описанную модель, а значит, предусматривающие тройное совмещение полномочий одним должностным лицом.

Такая модель организации муниципальной власти, очевидно предпочтительна для небольших поселений. Для крупных сельских поселений может быть выбрана другая из основных моделей, за исключением пятой.

 

На рисунке 2 изображена модель структуры органов местного самоуправления, названная традиционной, т.к она была достаточно распространенной до недавнего времени. Её суть состоит в том, что жители избирают на муниципальных выборах представительный орган поселения (или муниципального образования другого типа) и главу поселения. Лицо получившее полномочия главы поселения, становится и главой местной администрации, совмещая, таким образом, статус высшего должностного лица (политическая должность) и статус руководителя исполнительно-распорядительного органа.

 

Изображенная на рисунке 3 модель структуры  органов не запрещалась прежним  законодательством, но была мало распространена. Особенность этой модели состоит в том, что избранный всем населением глава муниципального образования занимается в основном политическим задачами, исполняя полномочия председателя представительного органа, в то время как хозяйственными задачами поселения занимается лицо, назначенное по контракту. Реализация этой модели состоит в том, что на муниципальных выборах жителями избирается и представительный орган и глава муниципального образования, который затем возглавляет представительный орган. При этом руководить местной администрацией будет профессиональный управляющий – менеджер, нанятый по контракту, который заключается по результатам конкурса.

 Согласно части 5 статьи 37 ФЗ № 131. в муниципальных образованиях любого типа число членов конкурсной комиссии и порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган местного самоуправления. При этом в поселении все члены конкурсной комиссии назначаются представительным органом местного самоуправления этого поселения, а в муниципальных районах и городских округах при формировании конкурсной комиссии участвуют органы государственной власти субъектов РФ.

Изображенная на рисунке 4 модель структуры  органов является новшеством Федерального закона № 131-ФЗ. Представительный орган, как обычно, избирается жителями на муниципальных выборах, но статус главы муниципального образования получает избранный из состава депутатов председатель этого органа. Все что связано с исполнительной властью в системе муниципльного управления, не отличается от предыдущего варианта, т.е. главой местной администрации является профессиональный управляющий – менеджер, нанятый по контракту, который заключается по результатам конкурса.

 

Представленная на рисунке 5 модель структуры органов местного самоуправления предлагается Федеральным законом № 131 – ФЗ только для муниципальных районов. Для того чтобы она была принята и зафиксирована в уставе муниципального района, её должны поддержать представительные органы двух третей поселений, входящих в состав муниципального района в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы.

Для реализации этой модели представительный орган района не избирается непосредственно  жителями района на муниципальных выборах, а формируется путем делегирования  глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав этого района. Глава муниципального района избирается из состава сформированного представительного органа и исполняет полномочия председателя представительного органа. Главой местной администрации является профессиональный управляющий – менеджер, нанятый по контракту, который заключается по результатам конкурса.

 


Информация о работе Структура органов местного самоуправления