Внутрифирменное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ, которые объясняют правила и закономерности внутрифирменного планирования примере ОАО “Бердский кондитерский комбинат” и разработка предложений по совершенствованию процесса планирования.
Исходя из поставленной цели, данная курсовая работа ставит перед собой следующие основные задачи:
- рассмотреть экономическую сущность внутрифирменного планирования в деятельности субъектов хозяйствования, его роль, значение и задачи;
- изучить принципы, инструменты, принципы и методику внутрифирменного планирования в деятельности предприятий;
- познакомиться с действующей системой планирования на исследуемом предприятии;
- разработать предложения по совершенствованию процесса внутрифирменного планирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………
5
1.1. Содержание, необходимость, цели и задачи внутри - фирменного планирования……………………………………………………….…………...
5
1.2 Методология внутрифирменного планирования…………………………. 13
1.3 Стратегическое (перспективное) внутрифирменное планирование, его виды и цели………………………………………………..................................
17


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОАО “
21
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО “ Бердский кондитерский комбинат”………………………………………...
21
2.2. Оценка внутрифирменного планирования ОАО “ Бердский кондитерский комбинат”……………………………………………………..
23

ГЛАВА 3 Разработка мероприятий по повышению эффективности и совершенствованию внутрифирменного планирования ОАО « Бердский кондитерский комбинат»………………………………………………………

33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 4

Файлы: 1 файл

Внутрифирменное планирование.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     - обсуждение, уточнение, оформление  и утверждение.

     Приказом  директора предприятия в обязательном порядке определяются:

     - ответственные за разработку  планов, за достоверность используемых  в расчетах данных, за информирование  о ходе разработки и своевременность

внесения  в их необходимых изменений и  дополнений в течении срока их реализации;

     - сроки разработки.

     Планирование  основной деятельности предприятия  начинается с разработки стратегического  плана развития на 5 лет. Объектами  стратегического плана выступают рыночная стратегия (маркетинг), новая продукция и услуги, темпы развития предприятия, совершенствование производственной структуры, повышение финансовой устойчивости, кадровое развитие и так далее.

     Стратегический  план развития предприятия должен содержать общую стратегию предприятия с указанием целей и главных целевых показателей, заявления миссии, указание основных направлений развития и определения годовых программ развития.

     Разработка  общей стратегии развития предприятия  начинается с анализа среды тенденций развития рынка, конкурентов, а с учетом временных факторов, конкретизируется до задач в виде плана разработки на ближайшие пять лет, которые затем формулируются в конкретные задания оперативных планов.

       Для этого руководитель предприятия проводит анализ слабых и сильных сторон предприятия, а также угроз и возможностей, связанных как с внутренними процессами предприятия, так и с внешней средой, далее подсчитываются организационные ресурсы – человеческие, материальные, информационные, денежные – необходимые для обеспечения заданий, а также резервы на случай непредвиденных обстоятельств.

     Выработанная  стратегия развития ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” –

     1) опытно-экспериментальное производство  пищи по замкнутому циклу новыми технологиями с использованием ультроновых ингредиентов и реализация под своими и другими брэндами;  

2) осуществление  технического перевооружения производства  и повышение на этой основе  конкурентоспособности выпускаемой  продукции, увеличение объемов  работы на экспорт, освоение новых рынков сбыта, увеличение объемов продаж.

     Предприятием  определена цель деятельности организации: получение максимальной прибыли предприятием за счет выпуска конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей непрерывно изменяющиеся запросы потребителей.

     Предприятием  разработана и введена в действие политика в области качества предприятия, основной целью которой  является выпуск конкурентоспособной продукции, обеспечивающей стабильное развитие предприятия  и сохранение развития рынка.

     Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:

- изучение  запросов постоянных и потенциальных  потребителей, изучение спроса на  рынке, совершенствование системы  реализации продукции;

- совершенствование  продукции и производственных  процессов за счет внедрения новых конструкций моделей, технологий, внедрения нового оборудования, управления затратами;

- выбор  надежных поставщиков, понимающих  цели предприятия и вовлечение  их в деятельность по улучшению  качества;

- постоянное  повышение квалификации всех специалистов и рабочих;

- объединить  персонал предприятия во главе  с директором в единую команду,  связанную общей задачей –  обеспечение стабильного качества  и повышение результативности  работы;

- разработка, внедрение, поддержание в рабочем  состоянии системы менеджмента качества и постоянное повышение результативности ее функционирования.

     Для разработки стратегического плана  развития директору предприятия  предоставляется следующая информация, которая должна быть:

     1. Основные направления кондитерского рынка.

     В информации дается описание основных элементов – емкости, доли рынка, продажи, структуры, производители, продавцы

     Рассматривается: внешняя среда (текущее положение, анализ за предшествующий и текущий  года, спрос на продукцию, предложения, конкуренты); внутренняя среда (информация по текущему положению, реальная оценка – слабости, возможности, угрозы). Оценка состояния дел на предприятии дается за предшествующий и текущий года.

     Информация  по перспективе (возможность роста, развития предприятия и что для этого необходимо) должна охватывать временной период – 4-5 лет, с детализацией по годам первых двух лет планируемого периода. Информацию предоставляют лаборатория моделирования, отдел сбыта и отдел маркетинга.

     Так, после начала реализации инвестиционного проекта “Техническое перевооружение ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” предприятием разработаны и определены основные сегменты рынка.

       
 

       Основные направления развития  технологий производства пищи и оборудования.

     Информация  по оборудованию должна содержать наименование оборудования (тип, марку, класс), для какого производства оно предназначено, оценочную характеристику оборудования (техническую характеристику, цену, условия поставки, возможность обслуживания, монтажи и поддержки со стороны поставщика), наименование фирм и их оценка (предоставляется главным инженером, техническим отделом).

       Основные направления развития  материалов (производители, поставщики).

     Информация  содержит характеристики материалов, предполагаемое их применение, минимальный  объём поставки, предлагаемые условия и поставки, предлагаемая цена (предоставляется отделом материально-технического снабжения, лабораторией моделирования, технологической лабораторией).

     С целью освоения выпуска новых  видов продукции дополнительно  предложено провести научно – технический поиск внедрения новой технологии по теме “Производство новой серии тортов”.

     Ответственный за разработку проекта стратегического  плана развития предприятия –  директор предприятия, он же составитель рецептов.

     Полная  детализация параметров, целей, задач первого года стратегического плана отражается в объёме годового бизнес-плана развития предприятия.

      План  продаж ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” разрабатывается на основе доведенных целевых показателей стратегического плана развития предприятия и ассортиментной матрицы; анализа требований пищевого рынка; анализа продаж за предыдущий год с учетом характера спроса (равномерный или сезонный), характеристики конкурентов; особенностей сегмента рынка, на которые ориентируются программа развития, важнейших тенденций и ожидаемых изменений.

      План  продаж в описательной части отражает:

      - организацию сбыта, то есть описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации произведенной продукции;

      - обоснование объёма инвестиций, связанных с реализацией продукции, торгово-сбытовые издержки;

      - выявление спектра возможных  действий конкурентов, которых  следует опасаться, и описание  основных элементов стратегии  противодействия;

      - обоснование цены на продукцию.

      Перспективный план разработки нового ассортимента разрабатывается на 3 года на основе стратегии развития предприятия и анализа пищевого рынка. В нем рассматривается мероприятия по следующим направлениям:

      - созданию нового ассортимента  и освоению его в производстве;

      - модернизации выпускаемой продукции.

      План  разработки нового ассортимента на 1 год  разрабатывается по результатам  анализа ассортиментной матрицы  и на основании программы создания новых серий / ассортимента.

      Основными этапами процесса внутрифирменного финансового планирования на ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” являются:

     1. анализ финансовых результатов  за предыдущий период и ожидаемого  выполнения финансового плана  текущего периода (по документам  финансовой отчетности предприятия);

     2. рассмотрение и изучение производственных, маркетинговых показателей, на основе которых будут рассчитываться плановые финансовые показатели;

     3. разработка основных прогнозных  документов, таких как прогноз  бухгалтерского баланса, бюджет  движения денежных средств, которые  относятся к перспективным финансовым планам;

     4. уточнение и конкретизация показателей  прогнозных документов посредством  составления текущих финансовых  планов (бюджетов) и осуществление  текущего планирования.

     Завершается процесс финансового планирования на ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” практическим внедрением планов и контролем за их исполнением.

     Вся система внутрифирменных финансовых планов ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” разрабатывается на основе программы развития предприятия,  с детализацией по показателям, составляемой плановым отделом предприятия.

     С развитием рыночных отношений планирование стало невозможным без формирования бюджета как основного инструмента  гибкого управления предприятием; и  ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” с середины 2006 года внедрило и успешно развивает систему внутрифирменных финансовых бюджетов.

     Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют  в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств  на их реализацию, а также источники поступления этих средств (собственные, заемные).

     Функции бюджета изменяются в зависимости  от того, в какой фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.

     Операционный  бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для отдельной функции предприятия. В процессе его подготовки прогнозируемые объёмы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений предприятия.

     Финансовый  бюджет отражает предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде.

     Бюджет  продаж составляется отделом маркетинга и отражает месячный план или квартальный  объём продаж в натуральных и  в стоимостных показателях. Он составляется с учетом: уровня спроса на продукцию, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов.

     Бюджет  реализации составляется начальником  отдела сбыта и включает в себя ожидаемый поток от продаж, который  будет включен и в доходную часть бюджета потока денежных средств.

     Бюджет коммерческих расходов соотносится с объемов продаж и составляется начальником отдела сбыта. Величина процента зависит от жизненного цикла продукции.

     Бюджет  производственных запасов содержит необходимую информацию для прогнозного  баланса – подготовку данных о нормируемых оборотных средствах.

     Бюджет  общепроизводственных накладных расходов отражает объем всех затрат, связанных  с производством продукции, за исключением  затрат на прямые материальные и прямые затрат на оплату труда. Бюджет общехозяйственных расходов включает расходы на оплату труда, связанные с управлением предприятия в целом, амортизацию, расходы на ремонт, освещение, отопление, водоснабжение, услуги связи.

     Бюджет  движения денежных средств на исследуемом  предприятии составляется с целью  планирования его денежных потоков. Необходимость составления данного бюджета на ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” вызвана тем обстоятельством, что реальные притоки и оттоки денежных средств на предприятии не совпадают с суммами объемов продаж или с суммами плановых затрат. Это вызвано следующими причинами:

Информация о работе Внутрифирменное планирование