Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ, которые объясняют правила и закономерности внутрифирменного планирования примере ОАО “Бердский кондитерский комбинат” и разработка предложений по совершенствованию процесса планирования.
Исходя из поставленной цели, данная курсовая работа ставит перед собой следующие основные задачи:
- рассмотреть экономическую сущность внутрифирменного планирования в деятельности субъектов хозяйствования, его роль, значение и задачи;
- изучить принципы, инструменты, принципы и методику внутрифирменного планирования в деятельности предприятий;
- познакомиться с действующей системой планирования на исследуемом предприятии;
- разработать предложения по совершенствованию процесса внутрифирменного планирования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………
5
1.1. Содержание, необходимость, цели и задачи внутри - фирменного планирования……………………………………………………….…………...
5
1.2 Методология внутрифирменного планирования…………………………. 13
1.3 Стратегическое (перспективное) внутрифирменное планирование, его виды и цели………………………………………………..................................
17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОАО “
21
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО “ Бердский кондитерский комбинат”………………………………………...
21
2.2. Оценка внутрифирменного планирования ОАО “ Бердский кондитерский комбинат”……………………………………………………..
23
ГЛАВА 3 Разработка мероприятий по повышению эффективности и совершенствованию внутрифирменного планирования ОАО « Бердский кондитерский комбинат»………………………………………………………
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 4
- обсуждение, уточнение, оформление и утверждение.
Приказом
директора предприятия в
- ответственные за разработку планов, за достоверность используемых в расчетах данных, за информирование о ходе разработки и своевременность
внесения в их необходимых изменений и дополнений в течении срока их реализации;
- сроки разработки.
Планирование основной деятельности предприятия начинается с разработки стратегического плана развития на 5 лет. Объектами стратегического плана выступают рыночная стратегия (маркетинг), новая продукция и услуги, темпы развития предприятия, совершенствование производственной структуры, повышение финансовой устойчивости, кадровое развитие и так далее.
Стратегический план развития предприятия должен содержать общую стратегию предприятия с указанием целей и главных целевых показателей, заявления миссии, указание основных направлений развития и определения годовых программ развития.
Разработка общей стратегии развития предприятия начинается с анализа среды тенденций развития рынка, конкурентов, а с учетом временных факторов, конкретизируется до задач в виде плана разработки на ближайшие пять лет, которые затем формулируются в конкретные задания оперативных планов.
Для этого руководитель
Выработанная стратегия развития ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” –
1)
опытно-экспериментальное
2) осуществление
технического перевооружения
Предприятием определена цель деятельности организации: получение максимальной прибыли предприятием за счет выпуска конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей непрерывно изменяющиеся запросы потребителей.
Предприятием
разработана и введена в
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:
- изучение
запросов постоянных и
- совершенствование продукции и производственных процессов за счет внедрения новых конструкций моделей, технологий, внедрения нового оборудования, управления затратами;
- выбор
надежных поставщиков,
- постоянное повышение квалификации всех специалистов и рабочих;
- объединить
персонал предприятия во главе
с директором в единую команду,
- разработка,
внедрение, поддержание в
Для
разработки стратегического плана
развития директору предприятия
предоставляется следующая
1. Основные направления кондитерского рынка.
В информации дается описание основных элементов – емкости, доли рынка, продажи, структуры, производители, продавцы
Рассматривается: внешняя среда (текущее положение, анализ за предшествующий и текущий года, спрос на продукцию, предложения, конкуренты); внутренняя среда (информация по текущему положению, реальная оценка – слабости, возможности, угрозы). Оценка состояния дел на предприятии дается за предшествующий и текущий года.
Информация по перспективе (возможность роста, развития предприятия и что для этого необходимо) должна охватывать временной период – 4-5 лет, с детализацией по годам первых двух лет планируемого периода. Информацию предоставляют лаборатория моделирования, отдел сбыта и отдел маркетинга.
Так, после начала реализации инвестиционного проекта “Техническое перевооружение ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” предприятием разработаны и определены основные сегменты рынка.
Основные направления развития технологий производства пищи и оборудования.
Информация по оборудованию должна содержать наименование оборудования (тип, марку, класс), для какого производства оно предназначено, оценочную характеристику оборудования (техническую характеристику, цену, условия поставки, возможность обслуживания, монтажи и поддержки со стороны поставщика), наименование фирм и их оценка (предоставляется главным инженером, техническим отделом).
Основные направления развития материалов (производители, поставщики).
Информация содержит характеристики материалов, предполагаемое их применение, минимальный объём поставки, предлагаемые условия и поставки, предлагаемая цена (предоставляется отделом материально-технического снабжения, лабораторией моделирования, технологической лабораторией).
С целью освоения выпуска новых видов продукции дополнительно предложено провести научно – технический поиск внедрения новой технологии по теме “Производство новой серии тортов”.
Ответственный за разработку проекта стратегического плана развития предприятия – директор предприятия, он же составитель рецептов.
Полная детализация параметров, целей, задач первого года стратегического плана отражается в объёме годового бизнес-плана развития предприятия.
План продаж ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” разрабатывается на основе доведенных целевых показателей стратегического плана развития предприятия и ассортиментной матрицы; анализа требований пищевого рынка; анализа продаж за предыдущий год с учетом характера спроса (равномерный или сезонный), характеристики конкурентов; особенностей сегмента рынка, на которые ориентируются программа развития, важнейших тенденций и ожидаемых изменений.
План продаж в описательной части отражает:
- организацию сбыта, то есть описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации произведенной продукции;
- обоснование объёма инвестиций, связанных с реализацией продукции, торгово-сбытовые издержки;
- выявление спектра возможных действий конкурентов, которых следует опасаться, и описание основных элементов стратегии противодействия;
- обоснование цены на продукцию.
Перспективный план разработки нового ассортимента разрабатывается на 3 года на основе стратегии развития предприятия и анализа пищевого рынка. В нем рассматривается мероприятия по следующим направлениям:
- созданию нового ассортимента и освоению его в производстве;
- модернизации выпускаемой продукции.
План разработки нового ассортимента на 1 год разрабатывается по результатам анализа ассортиментной матрицы и на основании программы создания новых серий / ассортимента.
Основными этапами процесса внутрифирменного финансового планирования на ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” являются:
1.
анализ финансовых результатов
за предыдущий период и
2.
рассмотрение и изучение
3.
разработка основных
4.
уточнение и конкретизация
Завершается
процесс финансового
Вся
система внутрифирменных
С
развитием рыночных отношений планирование
стало невозможным без
Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств (собственные, заемные).
Функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.
Операционный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для отдельной функции предприятия. В процессе его подготовки прогнозируемые объёмы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений предприятия.
Финансовый бюджет отражает предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде.
Бюджет продаж составляется отделом маркетинга и отражает месячный план или квартальный объём продаж в натуральных и в стоимостных показателях. Он составляется с учетом: уровня спроса на продукцию, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов.
Бюджет реализации составляется начальником отдела сбыта и включает в себя ожидаемый поток от продаж, который будет включен и в доходную часть бюджета потока денежных средств.
Бюджет коммерческих расходов соотносится с объемов продаж и составляется начальником отдела сбыта. Величина процента зависит от жизненного цикла продукции.
Бюджет производственных запасов содержит необходимую информацию для прогнозного баланса – подготовку данных о нормируемых оборотных средствах.
Бюджет общепроизводственных накладных расходов отражает объем всех затрат, связанных с производством продукции, за исключением затрат на прямые материальные и прямые затрат на оплату труда. Бюджет общехозяйственных расходов включает расходы на оплату труда, связанные с управлением предприятия в целом, амортизацию, расходы на ремонт, освещение, отопление, водоснабжение, услуги связи.
Бюджет движения денежных средств на исследуемом предприятии составляется с целью планирования его денежных потоков. Необходимость составления данного бюджета на ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” вызвана тем обстоятельством, что реальные притоки и оттоки денежных средств на предприятии не совпадают с суммами объемов продаж или с суммами плановых затрат. Это вызвано следующими причинами: