Внутрифирменное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ, которые объясняют правила и закономерности внутрифирменного планирования примере ОАО “Бердский кондитерский комбинат” и разработка предложений по совершенствованию процесса планирования.
Исходя из поставленной цели, данная курсовая работа ставит перед собой следующие основные задачи:
- рассмотреть экономическую сущность внутрифирменного планирования в деятельности субъектов хозяйствования, его роль, значение и задачи;
- изучить принципы, инструменты, принципы и методику внутрифирменного планирования в деятельности предприятий;
- познакомиться с действующей системой планирования на исследуемом предприятии;
- разработать предложения по совершенствованию процесса внутрифирменного планирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………
5
1.1. Содержание, необходимость, цели и задачи внутри - фирменного планирования……………………………………………………….…………...
5
1.2 Методология внутрифирменного планирования…………………………. 13
1.3 Стратегическое (перспективное) внутрифирменное планирование, его виды и цели………………………………………………..................................
17


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОАО “
21
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО “ Бердский кондитерский комбинат”………………………………………...
21
2.2. Оценка внутрифирменного планирования ОАО “ Бердский кондитерский комбинат”……………………………………………………..
23

ГЛАВА 3 Разработка мероприятий по повышению эффективности и совершенствованию внутрифирменного планирования ОАО « Бердский кондитерский комбинат»………………………………………………………

33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 4

Файлы: 1 файл

Внутрифирменное планирование.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, план нельзя считать панацеей от всех бед. Его применение имеет  ряд ограничений, которые обусловлены:

     - неопределенностью, многомерностью  и стохастичностью среды хозяйствования, поэтому для исполнителя так важны поиск дополнительной достоверной информации и прогноз и определение степени его вероятности;

     - несовершенством законодательной  базы страны;

     - ограничениями по ресурсам;

     - проблемами этического свойства, если в обществе не сформированы  устои предпринимательской этики и отсутствует культура бизнеса.

     Кроме того, возможно искажение роли планирования по следующим причинам:

     - авторитарность руководства фирмы;

     - субъективность взглядов исполнителей;

     - неточная и неполная информация;

     - форс-мажорные обстоятельства;

     - отсутствие финансового обеспечения  действий исполнителей;

     - ошибки в экономических расчетах.

     Внутрифирменное планирование в рамках предприятия  охватывает как текущее, так и  перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования.

     Если  перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы  и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его  основе текущие планы ориентированы  на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

     Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства предприятием на всех уровнях управления; квалификацией обслуживающего персонала, работающего в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.

     Планирование  предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер  и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

     Планирование  направлено на оптимальное использование возможностей предприятия, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.

     Планирование  включает в себя определение:

     - конечных и промежуточных целей;

     - задач, решение которых необходимо  для достижения целей;

     - средств и способов их решения;

     - требуемых ресурсов, их источников  и способа распределения.

     Исходя  из всего вышеуказанного, можно сказать, что внутрифирменное финансовое планирование – это процесс определения объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям их целевого использования согласно с производственными и финансовыми показателями предприятия в плановом периоде.

     Целью внутрифирменного финансового планирования является обеспечение хозяйственной  деятельности необходимым объемом  финансовых ресурсов на основе прогнозирования  величины денежных потоков, формируемых  за счет собственных и заемных  финансовых источников. Рассматривая внутрифирменное планирование более подробно, можно отметить следующие его локальные цели:

     1) обеспечение производственного,  научно-технического и социального  развития предприятия, прежде  всего за счет собственных  средств, но с использованием  также заемных и привлеченных;

     2) оптимизация финансового результата  преимущественно за счет роста  объема продаж и снижения издержек  производства и обращения;

     3) обеспечение на должном уровне  финансовой устойчивости и ликвидности  предприятия.

     С помощью финансового планирования предприятие имеет возможность эффективно решать такие основные задачи:

     1) обеспечение производственного  процесса необходимыми финансовыми  ресурсами;

     2) установление рациональных финансовых  взаимоотношений с другими субъектами  хозяйствования, финансово-кредитными учреждениями, государством;

     3) определение путей наиболее эффективного  вложения капитала, оценка рациональности  его использования;

     4) выявление и мобилизация внутренних  резервов увеличения прибыли  за счет рационального использования финансовых ресурсов;

     5) осуществление контроля за финансовым  состоянием и платежеспособностью  предприятия.

     Внутрифирменное планирование позволяет предприятию  решить следующие конкретные вопросы:

     - какие финансовые ресурсы могут  находиться в распоряжении предприятия;

     - каковы источники их поступления;

     - достаточно ли денежных средств  для выполнения поставленных  задач;

     - какая доля средств должна  быть перечислена в бюджет, внебюджетные  фонды, банкам и другим кредиторам; 

     - каким образом рационально распределить прибыль предприятия;

     - как обеспечить сбалансированность  плановых доходов и расходов  предприятия на основе принципов  самоокупаемости и самофинансирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Методология внутрифирменного  планирования 

      План  внутрифирменной деятельности предприятия содержит целую систему экономических показателей, представляющих общую программу развития всех производственных подразделений и функциональных служб, а также отдельных категорий персонала. План — это одновременно конечная цель деятельности фирмы, руководящая линия поведения персонала, перечень основных видов выполняемых работ и услуг, передовая технология и организация производства, необходимые средства и экономические ресурсы и так далее.

      Планирование  деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводятся экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства.

      Процесс планирования осуществляется по своим  внутренним законам согласно логике обоснования показателя, то есть в соответствии с методологией планирования. Методология планирования — это учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер (и действий), необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга.

      В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую  программу своих действий, устанавливают  главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координирует работу всех составителей планов и вырабатывают решения о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

      Основные  принципы планирования ориентируют  все предприятия и фирмы на достижение наилучших экономических  показателей. Многие принципы весьма тесно  связаны и переплетены между  собой. Некоторые из них, например, эффективность и оптимальность, действуют в одном направлении. Другие, гибкость и точность, — в разных направлениях.

      Основные  принципы планирования:

      1. Принцип единства планов заключается в том, что в каждой организации разрабатывается единое направление планирования, общая стратегия деятельности на перспективу, а планы и программы могут быть разными. Координация плановой деятельности предполагает взаимосвязь элементов планирования на горизонтальном уровне и выражается в том, что деятельность каждого подразделения организации нельзя планировать эффективно, если оно не связано с планированием других подразделений этого уровня. Интеграция в процессе планирования обеспечивает единое направление плановой деятельности, единство целей всех элементов планирования на вертикальном уровне.

      2. Принцип непрерывности планов означает, что процесс планирования в организации должен осуществляться постоянно, в рамках установленного цикла, а разрабатываемые планы должны приходить на смену друг другу, уточнять и дополнять друг друга. Принцип непрерывности планирования реализуется с помощью использования системы прогнозов и планов, с учетом их преемственности. Так, тактические планы следует разрабатывать на основе перспективных стратегических направлений, а оперативные – исходя из показателей тактических планов. Необходимая взаимосвязь и преемственность должна соблюдаться и между краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными планами.

      3. Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования, со способностью изменять свою направленность и параметры в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Планы должны составляться таким образом, чтобы в них можно было вносить уточнения в соответствии с изменениями внутренних и внешних условий. Особенно это актуально в период формирования рыночных отношений, когда всевозрастающая конкурентная борьба приводит к совершенствованию эффективности хозяйственных процессов.

      4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в краткосрочном периоде. Действие данного принципа усиливается по мере приближения времени плана.

      5. Принцип участия предусматривает активное воздействие работников организации на процесс планирования независимо от занимаемой должности и выполняемых функций. Реализация принципа участия способствует более глубокому пониманию каждым участником планирования целей организации, получению более глубоких знаний. Принцип участия способствует развитию у работников, занимающихся планированием, личностных качеств, а организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих заданий. При этом планы перестают быть чем-то внешним для руководителей, они сами приобщаются к их составлению [2, с.24].

      В зависимости от главных целей  или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы внутрифирменного планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные. У каждого из этих методов, судя по их названию, имеется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату.

      Еще один элемент методологии планирования — это система мер (действий), необходимых для выполнения плана. План — реальный ориентир к действиям. И действия плана требуют своих  обоснований. Без них план никогда  не станет реальностью. Надежды на то, что запланированная цель осуществится сама собой, маловероятны. Достижение цели требует продуманных, волевых и ответственных действий. Поэтому меры выполнения плана включают:

      - развернутое описание необходимых  действий;

      - ресурсное обеспечение;

      - перечень участвующих исполнителей (служб) и определение их дифференцированных задач;

      - сроки выполнения расчетных показателей.

Информация о работе Внутрифирменное планирование