Внутрифирменное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ, которые объясняют правила и закономерности внутрифирменного планирования примере ОАО “Бердский кондитерский комбинат” и разработка предложений по совершенствованию процесса планирования.
Исходя из поставленной цели, данная курсовая работа ставит перед собой следующие основные задачи:
- рассмотреть экономическую сущность внутрифирменного планирования в деятельности субъектов хозяйствования, его роль, значение и задачи;
- изучить принципы, инструменты, принципы и методику внутрифирменного планирования в деятельности предприятий;
- познакомиться с действующей системой планирования на исследуемом предприятии;
- разработать предложения по совершенствованию процесса внутрифирменного планирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………
5
1.1. Содержание, необходимость, цели и задачи внутри - фирменного планирования……………………………………………………….…………...
5
1.2 Методология внутрифирменного планирования…………………………. 13
1.3 Стратегическое (перспективное) внутрифирменное планирование, его виды и цели………………………………………………..................................
17


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОАО “
21
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО “ Бердский кондитерский комбинат”………………………………………...
21
2.2. Оценка внутрифирменного планирования ОАО “ Бердский кондитерский комбинат”……………………………………………………..
23

ГЛАВА 3 Разработка мероприятий по повышению эффективности и совершенствованию внутрифирменного планирования ОАО « Бердский кондитерский комбинат»………………………………………………………

33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 4

Файлы: 1 файл

Внутрифирменное планирование.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

      Меры  достижения целей плана требуют  обоснования с организационной, технологической, маркетинговой, кадровой и иных сторон. типовые меры (действия) по выполнению планового показателя предусматриваются для различных сфер деятельности — в сфере основного капитала, в сфере персонала, менеджмента, оборотного капитала, в сфере рационализации издержек производства и обращения.  
 
 
 
 
 

     1.3 Текущее и оперативное планирование 

     Реализация  выработанной финансовой стратегии  предприятия достигается путем  разработки текущих планов, реализуемых  через оперативное планирование. Текущее и оперативное финансовое планирование используют утвержденные стратегические позиции в повседневной деятельности для достижения поставленных целей.

     Тактическое планирование представляет собой процесс  выработки и принятия решений  о формах и способах достижения стратегических целей с учетом определенных временных  границ и ресурсных ограничений. Поскольку в условиях высокого динамизма экономических и социальных процессов большинство организаций стремится достичь быстрых реальных результатов, то определяющее место в плановой практике играет текущее планирование, рассчитанное на среднесрочные и краткосрочные периоды (сроком на 1-2 года). Ответственность за разработку тактических решений несут менеджеры среднего и низшего звена. 

     Тактический план строится на основе генерального целевого плана и зависит от принятой стратегической концепции развития организации. Поэтому текущее планирование должно осуществляться одновременно с разработкой стратегического плана. Причем если главной задачей стратегического планирования является выработка приоритетных направлений деятельности организации, то тактическое планирование призвано ответить на вопрос, как достичь намеченных ориентиров, т.е. тактическое планирование – средство достижения поставленной стратегической цели.

     Для обеспечения реализации координальных  приоритетов развития важно при  тактическом планировании разрабатывать объективные и конкретные решения на основе полной и надежной информации с применением экономико-математических методов и информационных компьютерных технологий. Тактические планы, как правило, узконаправленные и более адресные, они всегда взаимосвязаны с оперативными планами и планами функциональных сфер деятельности организации, а поэтому легко оценивать и контролировать их выполнение.

     Поскольку тактические решения принимаются  в основном по проблемам внутреннего  развития организации, на базе конкретного цифрового материала, то их выполнение менее подвержено риску и вероятность реализации значительно выше.

     В отличие от стратегического плана, в котором определяются общие  направления повышения уровня конкурентного  преимущества организации, тактический план определяет совокупность практических действий, направленных на преобразование стратегических ориентиров в реальные результаты. Чтобы обеспечить успешную реализации стратегической цели, в процессе тактического планирования решаются следующие задачи:

     - определяются конъюнктура товарного  рынка, изучаются реальные конкуренты  и клиенты, для которых организация  намерена выпускать продукцию,  устанавливаются каналы продвижения  товаров на конкретные сегменты  рынка, задаются целевые параметры  в предстоящем году, планируется объём продаж;

     - рассчитываются производственные  мощности и объём производства  и реализации продукции, определяется  технологическое и материально-техническое  обеспечение производственно-хозяйственной  деятельности;

     - разрабатываются основные финансово-экономические параметры: смета затрат, план по прибыли, прогнозный баланс расходов и доходов;

     - обосновываются размеры необходимых  материальных, трудовых, финансовых  и других ресурсов, устанавливаются  зависимости между ресурсами,  рентабельностью и эффективность деятельности, разрабатываются мероприятия по повышению конкурентных преимуществ организации в рамках стратегических приоритетов ее развития;

     - выявляются возможные риски и  неблагоприятные события, которые  могут возникнуть в процессе реализации плана, разрабатываются меры предупреждения негативных последствий, нейтрализации и страхования рисков;

     - производятся оценка выполнения  и контроль за ходом осуществления  плановых заданий, обеспечивается  последовательная и постоянная  взаимосвязь стратегических и тактических задач, нацеленная на реализацию координальных приоритетов посредством решения текущих локальных проблем [1 с.156].

     Решение тактических задач является важным условием и определяющим фактором реализации стратегических целей. Чем содержательнее тактический план и оптимальнее его структура, тем выше вероятность выполнения намеченной стратегии и короче период ее реализации.   

     Наиболее  распространенной формой тактического плана является годовой план. Он составляется на основе всесторонних исследований многочисленных экономических процессов внешней и внутренней среды деятельности организации и призван обеспечить ее эффективное функционирование в предстоящем плане.

     Тактический план представляет собой развернутую  программу производственно-хозяйственной деятельности организации, направленную на более рациональное использование ресурсного потенциала, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Поскольку тактический план занимает промежуточное положение между стратегическим и оперативно-производственным планами, он разрабатывается с учетом координальных стратегических установок и приоритетов, которые получают в нем свое экономическое обоснование и уточнение и строится на базе краткосрочных планов и текущих тенденций развития спроса и предложения. По сравнению с долгосрочным стратегическим планом тактический план является более детальным и точным, в нем фактически происходит увязка задач всех структурных подразделений и сфер деятельности организации.

     В современных условиях тактический  план является свободным планом и  не имеет четко установленного общего для всех объектов планирования алгоритма  расчета. Его содержание и структуру  организация определяет самостоятельно исходя из установленных стратегических ориентиров, с учетом особенностей бизнеса и многочисленных условий и факторов, влияющих на производственно-хозяйственную деятельность организации (таких, например, как размер организации и тип производства, специфические особенности выпускаемой продукции, сложившаяся структура управления, стабильность контрагентов, динамичность рыночной конъюнктуры и другие).  Однако в качестве общей основы тактического планирования обычно применяются важнейшие количественные и качественные показатели работы организации, определяющие всю ее организационно-производственную и финансово-экономическую деятельность. Планирование каждого из них является самостоятельным разделом плана, по которому устанавливается объем работ, сроки их выполнения и обосновываются необходимые ресурсы.

       
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2 Исследование ЭФФЕКТИВНОСТИ  внутрифирменного планирования

ОАО “ Бердский кондитерский комбинат 

      2.1 Организационно-экономическая  характеристика деятельности  ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” 

      ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” является акционерным обществом открытого типа.

      Номенклатура  выпускаемой в настоящее время  продукции  разнообразна и включает в себя домашнюю и фабричную выпечку.

      В результате технического перевооружения на производственных площадях фабрики  организовано производство конкурентоспособных товаров.    

      Основная  доля продукции предприятия реализуется  на внутреннем рынке:

-    государственные и коммерческие  торговые предприятия,

-    сеть потребкооперации,

- фирменную  торговую сеть: магазин по реализации  продукции в г.Бердск, стационарный павильон на колхозном рынке. В 2010 году планируется открытие торговых лавок во всех областных центрах. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Таблица– Показатели производственно-финансовой деятельности предприятия за 2002-2007гг.

 
Наименование  показателей
Ед.

измер.

 
2004г.
 
2005г.
 
2006г.
 
2007г.
 
2008г.
 
2009г.
Годовой объем производства в натуральном  выражении Тыс. штук  
1454
 
1211
 
1019
 
834
 
808
 
688
Темп  роста объема производства в сопоставимых ценах  
%
 
81,7
 
91,1
 
84,8
 
92,7
 
112,5
 
95,0
Балансовая  прибыль млн.руб. 765 423 -53,6 -217 -73 -953,3
Чистая  прибыль -//- 319 82 - - - -952
Среднеспис. численность персонала чел. 1732 1542 1387 1205 1097 1066
Темп роста производительности труда % 170,0 102,9 92,8 107,3 123,3 98,6
Темп  роста заработной платы % 133,4 144,7 105,7 129,6 152,7 120,6
Уровень рентабельности % 11,9 5,5 -0,8 -3,1 -0,9 -10,0
Целевой пок-ль по энергосбережению %     -0,1 +2,0 -10,6 -10,4
 

      Среднесписочная численность всего персонала  на 01.08.2009г. составила 965 человек, в том числе промышленно-производственного персонала 913 человек.

      Среднемесячная  заработная плата персонала за 7 месяцев 2009 года составила 316,4 тыс. руб., в том числе за август   – 359,4 тыс. рублей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2. Оценка внутрифирменного  планирования ОАО  “ Бердский кондитерский комбинат ” 

     В условиях рынка система внутрифирменного планирования и прогнозирования  ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” призвана обеспечить производство конкурентоспособной продукции посредством целенаправленного поиска, оценки и отбора альтернатив при условии оптимального использования всех ресурсов, то есть призвана обеспечить гибкое развитие предприятия.

     В этих условиях планирование позволяет обеспечить высокую степень и высокую вероятность достижения целей на основе систематической подготовки решений. Тем самым оно представляет собой предпосылку эффективной деятельности предприятия.

     С 04.07.2006 ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” разработан и введен в действие стандарт “Планирование основной деятельности предприятия”, целью которого является установление единого порядка планирования основной деятельности предприятия.

     Так, прогноз развития предприятия на 5 лет отражается в стратегическом плане развития предприятия. Более полная детализация параметров, целей, задач первого года пятилетки отражается в объёме годового бизнес-плана предприятия, а в случаях, установленных законодательством, при проведении модернизации или реконструкции действующего производства, а также при создании нового производства – бизнес-планов инвестиционных проектов.

     При разработке планов развития предприятия  разработчики используют отраслевые рекомендации по разработке долгосрочных, среднесрочных  и краткосрочных прогнозов (бизнес-планов) развития коммерческих организаций.

     Разработка  любого плана условно делится  на 3 этапа:

     - подготовка исходных данных;

     - составление проекта плана (разработка  мероприятий по его реализации, установление сроков выполнения  и ответственных исполнителей);

Информация о работе Внутрифирменное планирование