Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ, которые объясняют правила и закономерности внутрифирменного планирования примере ОАО “Бердский кондитерский комбинат” и разработка предложений по совершенствованию процесса планирования.
Исходя из поставленной цели, данная курсовая работа ставит перед собой следующие основные задачи:
- рассмотреть экономическую сущность внутрифирменного планирования в деятельности субъектов хозяйствования, его роль, значение и задачи;
- изучить принципы, инструменты, принципы и методику внутрифирменного планирования в деятельности предприятий;
- познакомиться с действующей системой планирования на исследуемом предприятии;
- разработать предложения по совершенствованию процесса внутрифирменного планирования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………
5
1.1. Содержание, необходимость, цели и задачи внутри - фирменного планирования……………………………………………………….…………...
5
1.2 Методология внутрифирменного планирования…………………………. 13
1.3 Стратегическое (перспективное) внутрифирменное планирование, его виды и цели………………………………………………..................................
17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОАО “
21
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО “ Бердский кондитерский комбинат”………………………………………...
21
2.2. Оценка внутрифирменного планирования ОАО “ Бердский кондитерский комбинат”……………………………………………………..
23
ГЛАВА 3 Разработка мероприятий по повышению эффективности и совершенствованию внутрифирменного планирования ОАО « Бердский кондитерский комбинат»………………………………………………………
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 4
Меры
достижения целей плана требуют
обоснования с организационной,
технологической, маркетинговой, кадровой
и иных сторон. типовые меры (действия)
по выполнению планового показателя предусматриваются
для различных сфер деятельности — в сфере
основного капитала, в сфере персонала,
менеджмента, оборотного капитала, в сфере
рационализации издержек производства
и обращения.
1.3
Текущее и оперативное
планирование
Реализация
выработанной финансовой стратегии
предприятия достигается путем
разработки текущих планов, реализуемых
через оперативное
Тактическое планирование представляет собой процесс выработки и принятия решений о формах и способах достижения стратегических целей с учетом определенных временных границ и ресурсных ограничений. Поскольку в условиях высокого динамизма экономических и социальных процессов большинство организаций стремится достичь быстрых реальных результатов, то определяющее место в плановой практике играет текущее планирование, рассчитанное на среднесрочные и краткосрочные периоды (сроком на 1-2 года). Ответственность за разработку тактических решений несут менеджеры среднего и низшего звена.
Тактический план строится на основе генерального целевого плана и зависит от принятой стратегической концепции развития организации. Поэтому текущее планирование должно осуществляться одновременно с разработкой стратегического плана. Причем если главной задачей стратегического планирования является выработка приоритетных направлений деятельности организации, то тактическое планирование призвано ответить на вопрос, как достичь намеченных ориентиров, т.е. тактическое планирование – средство достижения поставленной стратегической цели.
Для обеспечения реализации координальных приоритетов развития важно при тактическом планировании разрабатывать объективные и конкретные решения на основе полной и надежной информации с применением экономико-математических методов и информационных компьютерных технологий. Тактические планы, как правило, узконаправленные и более адресные, они всегда взаимосвязаны с оперативными планами и планами функциональных сфер деятельности организации, а поэтому легко оценивать и контролировать их выполнение.
Поскольку
тактические решения
В отличие от стратегического плана, в котором определяются общие направления повышения уровня конкурентного преимущества организации, тактический план определяет совокупность практических действий, направленных на преобразование стратегических ориентиров в реальные результаты. Чтобы обеспечить успешную реализации стратегической цели, в процессе тактического планирования решаются следующие задачи:
-
определяются конъюнктура
-
рассчитываются
- разрабатываются основные финансово-экономические параметры: смета затрат, план по прибыли, прогнозный баланс расходов и доходов;
-
обосновываются размеры
-
выявляются возможные риски и
неблагоприятные события,
-
производятся оценка
Решение
тактических задач является важным
условием и определяющим фактором реализации
стратегических целей. Чем содержательнее
тактический план и оптимальнее его структура,
тем выше вероятность выполнения намеченной
стратегии и короче период ее реализации.
Наиболее распространенной формой тактического плана является годовой план. Он составляется на основе всесторонних исследований многочисленных экономических процессов внешней и внутренней среды деятельности организации и призван обеспечить ее эффективное функционирование в предстоящем плане.
Тактический
план представляет собой развернутую
программу производственно-
В
современных условиях тактический
план является свободным планом и
не имеет четко установленного общего
для всех объектов планирования алгоритма
расчета. Его содержание и структуру
организация определяет самостоятельно
исходя из установленных стратегических
ориентиров, с учетом особенностей бизнеса
и многочисленных условий и факторов,
влияющих на производственно-хозяйственную
деятельность организации (таких, например,
как размер организации и тип производства,
специфические особенности выпускаемой
продукции, сложившаяся структура управления,
стабильность контрагентов, динамичность
рыночной конъюнктуры и другие). Однако
в качестве общей основы тактического
планирования обычно применяются важнейшие
количественные и качественные показатели
работы организации, определяющие всю
ее организационно-
ГЛАВА 2 Исследование ЭФФЕКТИВНОСТИ внутрифирменного планирования
ОАО
“ Бердский кондитерский
комбинат ”
2.1
Организационно-экономическая
характеристика деятельности
ОАО “ Бердский
кондитерский комбинат
”
ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” является акционерным обществом открытого типа.
Номенклатура выпускаемой в настоящее время продукции разнообразна и включает в себя домашнюю и фабричную выпечку.
В результате технического перевооружения на производственных площадях фабрики организовано производство конкурентоспособных товаров.
Основная
доля продукции предприятия
-
государственные и
- сеть потребкооперации,
- фирменную
торговую сеть: магазин по реализации
продукции в г.Бердск, стационарный
павильон на колхозном рынке. В 2010 году
планируется открытие торговых лавок
во всех областных центрах.
Таблица– Показатели производственно-финансовой деятельности предприятия за 2002-2007гг.
Наименование показателей |
Ед.
измер. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Годовой объем производства в натуральном выражении | Тыс. штук | 1454 |
1211 |
1019 |
834 |
808 |
688 |
Темп роста объема производства в сопоставимых ценах | % |
81,7 |
91,1 |
84,8 |
92,7 |
112,5 |
95,0 |
Балансовая прибыль | млн.руб. | 765 | 423 | -53,6 | -217 | -73 | -953,3 |
Чистая прибыль | -//- | 319 | 82 | - | - | - | -952 |
Среднеспис. численность персонала | чел. | 1732 | 1542 | 1387 | 1205 | 1097 | 1066 |
Темп роста производительности труда | % | 170,0 | 102,9 | 92,8 | 107,3 | 123,3 | 98,6 |
Темп роста заработной платы | % | 133,4 | 144,7 | 105,7 | 129,6 | 152,7 | 120,6 |
Уровень рентабельности | % | 11,9 | 5,5 | -0,8 | -3,1 | -0,9 | -10,0 |
Целевой пок-ль по энергосбережению | % | -0,1 | +2,0 | -10,6 | -10,4 |
Среднесписочная численность всего персонала на 01.08.2009г. составила 965 человек, в том числе промышленно-производственного персонала 913 человек.
Среднемесячная
заработная плата персонала за 7 месяцев
2009 года составила 316,4 тыс. руб., в том числе
за август – 359,4 тыс. рублей.
2.2.
Оценка внутрифирменного
планирования ОАО
“ Бердский кондитерский
комбинат ”
В условиях рынка система внутрифирменного планирования и прогнозирования ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” призвана обеспечить производство конкурентоспособной продукции посредством целенаправленного поиска, оценки и отбора альтернатив при условии оптимального использования всех ресурсов, то есть призвана обеспечить гибкое развитие предприятия.
В этих условиях планирование позволяет обеспечить высокую степень и высокую вероятность достижения целей на основе систематической подготовки решений. Тем самым оно представляет собой предпосылку эффективной деятельности предприятия.
С 04.07.2006 ОАО “ Бердский кондитерский комбинат ” разработан и введен в действие стандарт “Планирование основной деятельности предприятия”, целью которого является установление единого порядка планирования основной деятельности предприятия.
Так, прогноз развития предприятия на 5 лет отражается в стратегическом плане развития предприятия. Более полная детализация параметров, целей, задач первого года пятилетки отражается в объёме годового бизнес-плана предприятия, а в случаях, установленных законодательством, при проведении модернизации или реконструкции действующего производства, а также при создании нового производства – бизнес-планов инвестиционных проектов.
При разработке планов развития предприятия разработчики используют отраслевые рекомендации по разработке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов (бизнес-планов) развития коммерческих организаций.
Разработка любого плана условно делится на 3 этапа:
- подготовка исходных данных;
-
составление проекта плана (