Внутрифирменное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Именно умелое планирование гарантирует успех в бизнесе.
Таким образом, эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5

1.1. Методологические основы планирования 5

1.1.1. Технико–экономические нормативы и нормы 5

1.1.2. Принципы управления и планирования 9

1.1.3. Система планов предприятия 12

1.1.4. Методы планирования на предприятии 15

1.2. Маркетинговые исследования планирования производственной программы 18

1.3. Производственные мощности фирмы (предприятия) 24

1.3.1. Производственные мощности 24

1.3.2. Проект производственных мощностей 30

1.4. Основные разделы и показатели плана развития предприятия 31

1.5. Разработка производственной программы 35

1.5.1. Варианты производственной программы 35

1.5.2. Показатели производственной программы 37

1.6. Содержание и порядок разработки бизнес-плана 40

1.6.1. Бизнес-план, его назначение и роль в системе перспектив развития производства 40

1.6.2. Содержание и методика составления отдельных разделов бизнес-планов 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 122.16 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования Украины

Дон ГТУ

Кафедра экономики и управления 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

Экономика предприятия

на тему: «Внутрифирменное планирование» 
 
 
 

    Разработал

    студент группы ФНП – 11з Самборский Д.А.

    Руководитель Гречишкина Е.В. 
     
     
     
     
     
     

Алчевск

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5

1.1. Методологические основы планирования 5

1.1.1. Технико–экономические нормативы и нормы 5

1.1.2. Принципы управления и планирования 9

1.1.3. Система планов предприятия 12

1.1.4. Методы планирования на предприятии 15

1.2. Маркетинговые исследования планирования производственной программы 18

1.3. Производственные мощности фирмы (предприятия) 24

1.3.1. Производственные мощности 24

1.3.2. Проект производственных мощностей 30

1.4. Основные разделы и показатели плана развития предприятия 31

1.5. Разработка производственной программы 35

1.5.1. Варианты производственной программы 35

1.5.2. Показатели производственной программы 37

1.6. Содержание и порядок разработки бизнес-плана 40

1.6.1. Бизнес-план, его назначение и роль в системе перспектив развития производства 40

1.6.2. Содержание и методика составления отдельных разделов бизнес-планов 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

 

ВВЕДЕНИЕ

     Планирование - важнейший фактор развития и функционирования промышленных фирм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции.

     Планирование  является процессом определения  целей, которых предприятие намеревается достичь за определенный период, а  также способов достижения таких  целей. Ни одно предприятие, фирма, объединение, акционерное общество, административный район, регион и в целом государство не может успешно, стабильно развиваться, не имея программы, соответствующего плана, который может служить основой экономического развития любого производственного подраздела.

     Планирование  объединяет структурные подразделения  предприятия свободной целью, наделяет все процессы однонаправленностью  и скоординированностью, что дает возможность наиболее полно и  эффективно использовать имеющиеся  ресурсы, комплексно, качественно и  своевременно решать разнообразные  задачи управления.

     В условиях ускоряющихся темпов научно-технического прогресса и растущих потребностей общества, с развитием экономики, расширением масштабов производства, усложнением межотраслевых, внутриотраслевых и внутрипроизводственных отношений происходят изменения в производстве, в сфере обращения и обслуживания. Повышается уровень концентрации производства, развивается внутрипроизводственная специализация. Неуклонно возрастает профессиональный и культурный уровень трудящихся.

     Становление рыночных отношений и нового экономического мышления предполагает развитие предпринимательской  деятельности, необходимой для подъема  производства, увеличения выпуска товаров  народного потребления, услуг населению.

     В течение ряда лет в нашей стране разрабатывался долгосрочный прогноз  научно-технического прогресса и  его социально-экономических последствий. На его основе формировался прогноз развития отдельных отраслей всего народного хозяйства. Особенно необходимы изучение мирового опыта разработки и использования прогнозов экономической деятельности и применение его с учетом специфики отечественного развития.

     В этих условиях формирование предприятиями  производственных программ осуществляется на основе прямых договоров между  производителями и потребителями  продукции, учитывающих реальные потребности  в ней, в том числе и на государственные  нужды, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения.

     При новых условиях хозяйствования и  перехода к рыночному регулированию  предприятие самостоятельно осуществляет весь комплекс плановой работы. Предоставление самостоятельности предприятию означает не только отказ от полной регламентации "сверху" всей его деятельности и предоставление предприятию широких прав относительно определения и реализации производственной программы, путей развития производства, мотивации труда, а и осознание важности беспрерывного изучения рынка, готовности нести ответственность за конечные результаты хозяйствования. Открытая система предприятия как его новое качество при рыночных условиях и прямая зависимость от взаимодействия спроса и предложение предопределяют необходимость создания системы планирования и управление предприятием, способной быстро и эффективно реагировать на рыночные потребности.

     Именно  умелое планирование гарантирует успех  в бизнесе.

     Таким образом, эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии  разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Методологические основы планирования

1.1.1. Технико–экономические нормативы и нормы

     На  уровне предприятий разработка плана  осуществляется в расчете на собственные  ресурсы, которые могут быть заработаны трудовыми коллективами.

     В современных условиях при разработке планов развития предприятий важное значение приобретает дальнейшее совершенствование  методологии планирования - совокупности приемов и способов разработки планов.

     Основные  направления совершенствования  методологии планирования:

     а) повышение научно-технического и расчетно-экономического обоснования планов;

     б) широкое применение системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм, балансовых расчетов;

     в) дальнейшее улучшение системы показателей в целях повышения эффективности производства - снижение материалоемкости и фондоемкости, рост производительности труда, увеличение выпуска высококачественной продукции, обеспечение напряженности и тщательной сбалансированности планов.

     Планы развития предприятий разрабатываются  на основе системы прогрессивных  технико-экономических нормативов и норм. Под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. на изготовление единицы продукции (или выполнение определенного объема работы) установленного качества (например, норма расхода металла на изготовление изделия, детали). Норматив - это величина относительная, характеризующаяся степень использования орудий труда, предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема и т.д. (например, показатель фондоотдачи - выпуск продукции на 1 грн. основных фондов).

     Применяемые технико-экономические нормы и  нормативы должны быть прогрессивными, т.е. при их разработке необходимо учитывать современный уровень развития науки, техники, технологии, организации производства и труда, наиболее полно использовать производственные мощности и производственный опыт.

     Наиболее  совершенный метод разработки норм - расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обосновываются с помощью всестороннего анализа состояния производства, возможных изменений в нем, изучения влияния различных факторов. В основу норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде.

     Технико-экономические  нормы и нормативы разрабатываются  по следующим основным группам:

     а) нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на единицу продукции, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы численности);

     б) нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий);

     в) нормативы использования орудий труда (нормативы использования машин, оборудования, механизмов, сооружений, инструментов);

     г) нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, запасы сырья, материалов, топлива);

     д) нормы продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, установок, производств.

     Назначение  отдельных групп норм и нормативов различно. Нормы затрат живого труда используют для определения уровня производительности труда, использования рабочего времени, установления размера заработной платы. На основе удельных норм расхода материальных ресурсов и производственной программы рассчитывается требуемое количество отдельных видов и марок материальных ресурсов. Нормативы использования орудий труда используют для расчета уровня использования производственных мощностей. Нормы и нормативы служат для определения себестоимости продукции.

     Необходимость технико-экономического обоснования  планов и повышения эффективности  производства предопределили систему  показателей плана. Показатели, применяемые в планировании, подразделяются на количественные и качественные, объемные и удельные.

     Количественные  показатели плана выражаются абсолютными  величинами. К ним относятся: объем товарной, валовой продукции, объем реализации, численность работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и т.д.) и др.

     Качественные  показатели - величины относительные. Они выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов. Это рост производительности труда, снижение себестоимости продукции и др. К качественным показателям относятся также те, которые выражают соотношение количественных показателей между собой, например, рентабельность производства, фондоотдача, качество продукции и др.

     Между количественными и качественными  показателями существуют взаимосвязь. Для того чтобы рационально организовать труд коллектива предприятия, обеспечить непрерывность и пропорциональность развития производства, нацелить работников на повышение эффективности производства одного показателя, например объема товарной продукции, недостаточно. ″Необходима система, сочетание количественных и качественных показателей, которые направили бы работников промышленности не только на увеличение объема выпуска продукции, но и на изготовление этой продукции в нужной населению и народному хозяйству страны номенклатуре, требуемого качества, с получением определенного эффекта в виде прибыли, при минимальных затратах трудовых, материальных и денежных ресурсов.1) ″ Определяющим в решении этой проблемы является переход предприятий к рыночным отношениям.

Информация о работе Внутрифирменное планирование