Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:21, курсовая работа
Именно умелое планирование гарантирует успех в бизнесе.
Таким образом, эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Методологические основы планирования 5
1.1.1. Технико–экономические нормативы и нормы 5
1.1.2. Принципы управления и планирования 9
1.1.3. Система планов предприятия 12
1.1.4. Методы планирования на предприятии 15
1.2. Маркетинговые исследования планирования производственной программы 18
1.3. Производственные мощности фирмы (предприятия) 24
1.3.1. Производственные мощности 24
1.3.2. Проект производственных мощностей 30
1.4. Основные разделы и показатели плана развития предприятия 31
1.5. Разработка производственной программы 35
1.5.1. Варианты производственной программы 35
1.5.2. Показатели производственной программы 37
1.6. Содержание и порядок разработки бизнес-плана 40
1.6.1. Бизнес-план, его назначение и роль в системе перспектив развития производства 40
1.6.2. Содержание и методика составления отдельных разделов бизнес-планов 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
г) Обеспечение равномерности и комплектности загрузки оснащения и производственных площадей;
д) Соответствие применения системы оперативного планирования особенностям разных организационных типов производства и их разновидностей;
е) Гибкость планирования, то есть оперативное планирование имеет быстро и четко реагировать на технические и номенклатурные изменения производства, вызванные техническим прогрессом, спросом, повышенным уровнем специализации и другими факторами;
ж) Экономность - минимальные трудовые и денежные затраты на функционирование и перестройку производства по необходимости.
Указанные требования должны рассматриваться в комплексе по минимальной трудоемкости плановых работ и расчетов. ″Обеспечение высокого качества текущей оперативно-плановой работы, повышение его оперативного значения, принятие оптимальных решений и одновременное сокращение трудоемкости планирование в современных условиях хозяйствования возможно лишь при использовании экономико-математических методов и новейшей компьютерной техники.1) ″
Планирование деятельности предприятия обеспечивается с помощью различных методов. Выбирая эти методы, необходимо исходить из определенных требований к ним. Методы планирования должны быть:
а) адекватными внешним условиям хозяйствования, особенностям разных этапов процесса становления и развития рыночных отношений;
б) как можно полнее учитывать профиль деятельности объекта планирования и разнообразность средств достижения основной предпринимательской цели - увеличение прибыли;
в) отвечать видовым признакам плана, который разрабатывается.
По исходной позиции для разработки плана можно выделить ресурсный (по возможностям) и целевой (по потребностям) методы планирования.
Ресурсный
метод планирования, выделенный по
признаку выходной позиции для разработки
плана, с учетом рыночных условий
хозяйствования и наличия ресурсов
может применяться при
С усилением конкурентной борьбы исходной позицией, начальным моментом планирования становятся потребности рынка, спрос на продукцию (услуги). Предприятие самостоятельно выполняет определение цель (цели) деятельности и для ее (их), достижения формирует, соответствующие планы (целевой метод планирования).
По
принципу определения плановых показателей
выделяют экстраполяционный и
В зависимости от позиции предприятия на рынке применяются и разные принципы определения конечного и промежуточных значений плановых показателей. При монопольном положении, отсутствия угрозы со стороны конкурентов предприятие может надеяться, что развитие в будущем будет происходить с сохранением одних и тех же тенденций. Таким образом, промежуточные и конечные (на конец планового периода) значения плановых показателей определяются методом экстраполяции - на основании динамики этих показателей в прошлом, предполагая, что темпы и пропорции, достигнутые на момент разработки плана, будет сохранены в будущем.
Принципиально
противоположным является интерполяционный
метод, по условиям которого предприятие
устанавливает цель для достижения
ее в будущем и на этом основании
определяет продолжительность планового
периода и промежуточные
По
способу расчетов плановых показателей
выделяют экспериментально-
Для
определения степени
″Экспериментально-
Более обоснованным является факторный метод планирования, согласно которому плановые значения показателей определяют на основании расчетов влияния
Самых важных факторов, которые обуславливают изменения этих показателей. Факторные расчеты (по отдельным факторам) применяются для планирования эффективности производства (определение возможных темпов возрастания производительности работы, снижение себестоимости продукции и т.п.).
Наиболее
точным является нормативный метод
планирования, суть которого состоит
в том, что плановые показатели рассчитываются
на основании агрессивных норм использования
ресурсов с учетом их изменений (результате
внедрения организационно-
По согласованности ресурсов и потребностей выделяют балансовый и матричный методы планирования.
Согласование потребностей с необходимыми ресурсами для их удовлетворения наилучше обеспечивается с помощью балансового метода. Его суть состоит в разработке специальных таблиц – балансов, в одной части которых с разной степенью детализации показывают все направления расходования ресурсов в соответствии с потребностями, а во второй - источник поступления этих ресурсов. Во время обработки баланса надо добиться равенства между этими двумя его частями. Балансы на предприятии разрабатываются для разных видов ресурсов (материальные, трудовые, финансовые).
Матричный метод планирования является дальнейшим развитием балансового метода и состоит в построении моделей взаимосвязей между производственными подразделами и показателями.
По степени вариантности планов выделяют одновариантный (интуитивный), поливариантный, экономико-математической оптимизации.
При современных условиях хозяйствования на предприятиях надо разрабатывать не один, а несколько вариантов плана. Показатели отдельных разделов (наиболее важных) должны быть оптимизированы с помощью экономико-математического моделирования.
По способу выполнения расчетных операций существует ручной, механизированный, автоматизированный методы планирования.
На смену традиционному ручному методу планирования с использованием простейших вычислительных средств пришли современные - механизированные и автоматизированные с использованием настольных электронных вычислителей, персональных компьютеров и сложных электронно-вычислительных машин (комплексов). ″Форма представления плановых показателей (в виде таблиц, рисунков, схем, сетевых графиков и т.п.) отбивает культуру плановой деятельности предприятия.1) ″
Маркетинговое исследование представляет собой систематический сбор, обработку и анализ всех аспектов процесса маркетинга: самого продукта, рынка этого продукта, системы ценообразования, каналов распределения, методов и приемов сбыта, мер стимулирования сбыта, рекламы и т.п.
Как правило, маркетинговые исследования выполняют (при участии и под методическим руководством службы маркетинга):
а) разработчик продукции;
б) исполнитель научно-исследовательских работ;
в) изготовитель продукции.
Технология проведения маркетингового исследования предполагает наличие двух взаимосвязанных частей. Это, во-первых, исследование внешних переменных, которые, как правило, не поддаются регулированию со стороны руководства предприятия, а потому для успешной коммерческой деятельности требуется гибкое приспособление к ним, и, во-вторых, анализ внутренних составляющих подразделений, находящихся под контролем администрации, и определенных реакций предприятия на изменения в окружающей среде.
Маркетинговое исследование предполагает тщательный выбор объекта исследования. Он, в конечном счете, и определяет цели и задачи маркетингового исследования, детальную технологию изысканий. Возможный перечень таких объектов значителен, и поэтому весьма трудно разработать и предложить универсальную технологию, раскрывающую все содержание маркетингового исследования.
Для
оценки эффективности использования
производственных мощностей и управления
ассортиментом выпускаемой
Для
определения общих
В теории маркетинга спрос на товар или услугу определяется как платежеспособная потребность, поэтому не всякая потребность есть спрос. Производство продукции во многих отраслях снижается не потому, что на них нет спроса, а потому, что потребители не могут оплачивать необходимую им продукцию. Объем рыночного спроса в каждый конкретный момент времени составляет некоторую долю емкости рынка.
Текущий спрос можно представить в виде общего количества конкретной продукции, покупаемой по определенной цене на определенном рынке за конкретный период. Первым шагом в определении текущего действительного спроса является определение его за год, предшествующий году проведения исследований, или, если этих данных недостаточно, за несколько предшествующих лет.
Главной задачей при изучении рынка предприятия является определение продолжительности жизненного цикла изданий - от зарождения замысла до начала насыщения рынка. Смену фаз цикла спроса возможно только предугадать, поэтому необходимо пересматривать стратегию предприятия в соответствии с меняющимися условиями.
Необходимо
также четко представить себе,
какие потребности
Совместно с потребителем
исследователь рынка должен критически
оценить представленные данные с
учетом возможного появления конкурирующих
материалов, наличия оборудования для
переработки материала, сведений о
планируемом изменении
Анализ потребительского спроса требует изучения важнейших демографических факторов, влияющих на его состояние и динамику, а именно: численности населения сегмента, уровня рождаемости, возрастного состава населения, географического распределения населения. При анализе покупательской способности населения выясняется: уровень доходов населения, объем и условия предоставления потребительского кредита, сумма сбережений населения, уровень образования и профессиональный состав.
Чтобы составить динамику оценки возможного изменения емкости рынка в будущем, необходимо проследить тенденции развития производства и спроса. Реально складывающаяся емкость рынка может и не отражать потенциальной емкости рынка, которая определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации продукции.
В маркетинге под потенциалом рынка понимается его способность купить и (или) потребить товар или услугу. ″Это количественная мера, характеризующая абсолютное или относительное число единиц продукции, которое может быть закуплено или потреблено тем или иным сегментом рынка за определенный период.1) ″Другими словами, расчет емкости рынка продукции должен ответить на вопрос: сколько и каких изделий надо иметь на рынке, чтобы наиболее полно удовлетворить существующие и возможные потребности покупателей.