Внутрифирменное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Именно умелое планирование гарантирует успех в бизнесе.
Таким образом, эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5

1.1. Методологические основы планирования 5

1.1.1. Технико–экономические нормативы и нормы 5

1.1.2. Принципы управления и планирования 9

1.1.3. Система планов предприятия 12

1.1.4. Методы планирования на предприятии 15

1.2. Маркетинговые исследования планирования производственной программы 18

1.3. Производственные мощности фирмы (предприятия) 24

1.3.1. Производственные мощности 24

1.3.2. Проект производственных мощностей 30

1.4. Основные разделы и показатели плана развития предприятия 31

1.5. Разработка производственной программы 35

1.5.1. Варианты производственной программы 35

1.5.2. Показатели производственной программы 37

1.6. Содержание и порядок разработки бизнес-плана 40

1.6.1. Бизнес-план, его назначение и роль в системе перспектив развития производства 40

1.6.2. Содержание и методика составления отдельных разделов бизнес-планов 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 122.16 Кб (Скачать)

     Оценка покупательной  способности населения рассчитывается путем анализа ряда показателей: уровня цен, уровня заработной платы, уровня сбережений и др. Кроме того, покупательная способность определяется потреблением продукции на душу населения. Важно также знать спрос на все виды сопоставимой продукции, общую сумму доходов населения с разбивкой по регионам, фонд заработной платы, индекс стоимости жизни, уровень налогообложения, процентное отношение стоимости квартплаты и бытовых услуг к размеру реальной заработной платы.

     По  всем вышеперечисленным составляющим определяются тенденции развития предприятия.

     Предпочтение потребителя  определяется престижностью продукции, дизайном, привычкой пользоваться товаром  определенной марки. Потребители, как правило, предпочитают продукцию хорошо известного на рынке предприятия, которое четко выполняет взятые на себя обязательства, обеспечивает своевременное обслуживание, оптимальное соответствие качества, потребительских свойств и цены издания.

     Одним из методов определения приоритетности продукции с точки зрения интересов  покупателей является анкетирование. Анкетные опросы позволяют выяснить мотивы и степень предпочтения при выборе товара, требования к качеству, отношение к цене и т.д. Анкеты целесообразно распределять пропорционально объему продаж магазина, района, города, поскольку он пропорционален количеству покупателей. Анкеты экспертных опросов должны содержать все важнейшие характеристики продукции. Затем по каждой характеристике могут быть установлены уровни значимости: например, «важно», «желательно», «значения не имеет».

     Немаловажной составляющей процесса исследования планирования производственной программы предприятия является анализ предложения. Специалисты по маркетингу утверждают, что от успеха предложения зависит успех маркетинга в целом. Бизнес может быть успешным при производстве самого обычного товара, который хорошо воспринимается потребителем. Изменение предложения представляет собой основу для реализации важнейшего принципа маркетинга. Суть этого принципа состоит в том, что предприятие должно выпускать такие виды продукции, которые максимально соответствовали бы характеру и специфике спроса потребителя. Для оценки предложения используется ряд показателей: количественная оценка предложения конкурирующей продукции (производство + импорт - экспорт), доля предприятий - крупнейших поставщиков продукции на рынок и оценка их производственных мощностей, структура предложения (степень обновления ассортимента, значение новых изданий, их технико-экономические характеристики), уровень цен на различные издания и их модификации, оценка перспектив предложения с учетом тенденций развития мировой экономики.

     При анализе предложения конкретного  вида продукции большое значение имеет изучение состояния и тенденций  развития соответствующего мирового товарного  рынка. Предприятия непрерывно ведут исследования по выявлению перспектив научно-технического прогресса, большое внимание уделяется ожидаемым открытиям, которые могут повлечь за собой коренные изменения в области производства и сбыта на мировом товарном рынке и в сфере международного товарооборота в целом.

     Анализ предложения  товара предполагает систематизацию поиска. Иногда исследователю не хватает знаний для того, чтобы объективно оценить предложение товара. В этом случае прийти на помощь могут следующие источники информации: доверительная беседа с компетентными сотрудниками; изучение рекламы конкурентов; тщательный просмотр проспектов, каталогов и других материалов, близких к данной отрасли; просмотр ежедневной периодической прессы; посещение ярмарок и выставок; просмотр специальных телевизионных программ; беседы с клиентами и поставщиками; дискуссии с руководителями подразделений; изучение и анализ предложений сотрудников предприятия; посещение конференций, конкурсов и соревнований и беседы с консультантами.

     Существуют  и другие методы исследования. Один из них - функциональный анализ. Рассматривается вполне конкретный товар, который можно функционально описать. При этом необходимо в первую очередь исследовать его свойства, затем следует определить, какие новые функции он может выполнить или какие функции уже находящихся на рынке товаров он выполняет лучше. Если новый товар имеет явные преимущества в выполнении определенных функций или превосходит конкурирующие товары по всем функциям, можно рассчитывать на успех.

     Морфологический метод  предполагает выбор основной проблемы, которая расчленяется на системные  элементы.

     Метод «мозговой  атаки» - это интуитивно-творческий метод. Каждый участник может использовать идеи партнеров, так как главное в этом методе - количество идей, а не их качество. Большое количество идей должно дать возможность найти приемлемое решение.

     Метод синектики  ориентируется на способы мышления творческих работников. В группах от двух до шести человек один является координатором. Процесс групповой работы начинается с представления проблемы экспертом. Затем проблема точно формулируется и анализируется. Записываются любые спонтанные реакции. Наконец, проблему пытаются рассмотреть с другой точки зрения, привлекая при этом аналогии. Делается попытка подробно описать прямые аналогии и через проекцию описания подойти к проблеме, требующей решения. После этого можно сформулировать первый подход к решению проблемы.

     На  основе исследования спроса и предложения, потребительских предпочтений производится прогноз возможностей развития рынка. При этом определяющими являются: оценка возможностей развития спроса на продукцию на конкретном рынке, определение перспектив в изменении рынка, определение возможностей развития производства, потребления, уровня цен.

1.3. Производственные мощности фирмы (предприятия)

1.3.1. Производственные мощности

     Производственная  мощность предприятия (цеха или производственного  участка) характеризуется максимально возможным выпуском продукции предприятием за определенное время (смену, сутки, месяц, год) в установленной номенклатуре и ассортименте при полной загруженности оборудования и производственных площадей.

     Производственные  мощности можно рассматривать с  различных позиций, исходя из этого  определяют проектную (теоретическую), резервную (максимальную), экономическую и текущую (практическую) мощности.

     Проектная (теоретическая) мощность характеризует максимально возможный выпуск продукции при идеальных условиях функционирования производства. Она определяется как предельная часовая совокупность мощностей средств труда при полном годовом календарном фонде времени работы в течение всего срока их физической службы. Этот показатель определяется в процессе проектирования, реконструкции или строительстве предприятия.

     Резервная (максимальная) мощность - теоретически возможный выпуск продукции в течение отчетного периода при обычном составе освоенной продукции, без ограничений со стороны факторов труда и материалов, при возможности увеличения смен и рабочих дней, а также использовании только установленного оборудования, готового к работе. Данный показатель важен при определении резервов производства, объемов выпускаемой продукции и возможностей их увеличения, наращивания.

     Резервная мощность должна формироваться и  постоянно существовать в таких  отраслях экономики:

     а) в электроэнергетике и газовой промышленности: для покрытия так называемых ″пиковых ″ нагрузок в элекро- и газосетях, а также для обеспечения энергоресурсами потребителей в период выполнения ремонтных работ;

     б) в пищевой промышленности: для переработки увеличенного объема сельхоз сырья в высокоурожайные годы;

     в) в транспортной промышленности: для перевозки увеличенного количества пассажиров в летние месяцы.

     Под экономической мощностью понимают предел производства, который предприятию  невыгодно превышать из-за большого роста издержек производства или  каких-либо иных причин.

     Текущая (практическая) мощность - наивысший объем выпуска продукции, который может быть достигнут на предприятии в реальных условиях работы. Текущая мощность определяется периодически в связи с изменениями условий производства.

     В большинстве случаев практическая производственная мощность совпадает  с экономической.

     В отличие от проектной плановая производственная мощность действующих предприятий рассчитывается исходя из применяемых технологических процессов, наличного оборудования, имеющихся производственных площадей как величин уже заданных, а объем выпуска продукции по планируемой номенклатуре является искомой величиной, устанавливаемой в условиях полного использования ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия.

     Производственная  мощность - величина динамичная, изменяющаяся под влиянием различных факторов. Поэтому она рассчитывается применительно к определенному периоду времени и даже календарной дате. Мощность определяется на начало планового периода - входная мощность, и на конец планового периода - выходная мощность. Последняя рассчитывается по формуле:

      ; (1.1)

     где - выходная мощность на конец планового периода;

      - входная мощность на начало планового периода;

      - увеличение мощности в результате текущих организационно-технических мероприятий;

      - наращивание производственной мощности в результате реконструкции или расширения;

      - увеличение или уменьшение мощности в результате изменений в номенклатуре и ассортименте;

      - уменьшение мощности вследствие ее выбытия.

     Кроме входной и выходной мощностей  определяется величина среднегодовой мощности (Nср. г):

      ; (1.2)

     где - входная мощность предприятия;

      - вводимая мощность предприятия в расчетном периоде, которая рассчитывается по формуле:

      ; (1.3)

      - количество месяцев эксплуатации оборудования с определенной мощностью на протяжении года.

     ″Отношение планового, или фактического, выпуска продукции к величине производственной мощности называется коэффициентом использования производственной мощности1) ″:

      ; (1.4)

     где - плановый, или фактический, объем производства в натуральных единицах.

     Величина  производственной мощности находится  под влиянием различных факторов. Наибольшее влияние оказывает группа технических факторов. К ним относятся:

     а) количественный состав основных фондов, их структура, удельный вес активной части основных фондов;

     б) качественный состав основных фондов, уровень прогрессивности используемого оборудования на всех стадиях производственного процесса;

     в) возрастной состав оборудования с учетом морального износа, темпы обновления основных фондов;

     г) степень прогрессивности, механизации и автоматизации действующих технологических процессов;

     д) степень прогрессивности применяемых видов технологической оснастки, инструментов, приспособлений;

     е) степень пропорциональности по мощности (пропускной способности) между агрегатами, группами взаимозаменяемого оборудования, участками, цехами, устранение узких мест.

     В состав организационных факторов входит степень специализации, концентрации, кооперирования, комбинирования производства, уровень организации производства, труда и управления.

     К группе экономических факторов относятся: формы оплаты труда рабочих, наличие материального стимулирования и т.д.

     Социальные  факторы включают профессиональный, квалификационный и образовательный  уровень коллектива работников предприятия  и т.п.

     Указанные группы факторов влияют как на величину производственной мощности, так и  на уровень ее использования.

     Производственная  мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных единиц, цехов, участков, агрегатов. Расчет мощности предприятия осуществляется по всем его производственным подразделениям - от группы технически однотипного оборудования к производственным участкам, от участков к цехам и т.д. Мощность ведущего подразделения данной ступени определяет мощность подразделения следующей ступени; по мощности ведущего участка устанавливают мощность цеха и т.д.

Информация о работе Внутрифирменное планирование