Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:21, курсовая работа
Именно умелое планирование гарантирует успех в бизнесе.
Таким образом, эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Методологические основы планирования 5
1.1.1. Технико–экономические нормативы и нормы 5
1.1.2. Принципы управления и планирования 9
1.1.3. Система планов предприятия 12
1.1.4. Методы планирования на предприятии 15
1.2. Маркетинговые исследования планирования производственной программы 18
1.3. Производственные мощности фирмы (предприятия) 24
1.3.1. Производственные мощности 24
1.3.2. Проект производственных мощностей 30
1.4. Основные разделы и показатели плана развития предприятия 31
1.5. Разработка производственной программы 35
1.5.1. Варианты производственной программы 35
1.5.2. Показатели производственной программы 37
1.6. Содержание и порядок разработки бизнес-плана 40
1.6.1. Бизнес-план, его назначение и роль в системе перспектив развития производства 40
1.6.2. Содержание и методика составления отдельных разделов бизнес-планов 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Чтобы обеспечить выполнение производственной программы в предусмотренном ассортименте, выполнение плана кооперированных поставок и плана поставок по договорам, а также для увязки производственной программы с показателями качества продукции необходимо использовать только те единицы измерения продукции, которые установлены в плане.
Качество
важнейших видов продукции
Для устаревших видов изделий, т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям национальной экономики и населения страны, морально устаревшей предусматриваются задания по снятию с производства с указанием конкретных сроков замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.
Работа по составлению производственной программы имеет свои особенности для разных типов производства. ″Для единичного и мелкосерийного производства производственная программа разрабатывается на основе графика изготовления изделий в соответствии с утвержденными сроками сдачи продукции потребителям.1) ″Календарный график выпуска изделий разрабатывается на основе длительности производственного цикла по всем видам работ (испытание, сборка, механическая обработка, подача заготовок), в порядке, обратном ходу технологического процесса.
Серийного производства осуществляет выпуск продукции с учетом незавершенного производства на всех стадиях производственного процесса и изменения номенклатуры запускаемых в производство изделий на протяжении года.
Массовое
производство осуществляется поточным
методом, и в связи с этим производственная
программа разрабатывается
Предприятие имеет возможность разрабатывать различные варианты производственной программы выпуска продукции во времени в целях достижения полной и равномерной загрузки оборудования и рабочих мест. Число вариантов распределения (комбинации) выпуска изделий при любом типе производства может быть значительным.
Стоимостными показателями производственной программы являются: объем реализации, товарная, валовая продукция.
По
объему реализуемой продукции
Объем реализуемой продукции (РП) можно определить по следующей формуле:
; (1.8)
где ТП - объем товарной продукции по плану;
Гк, Гн - остатки нереализованной продукции на начало и конец расчетного периода соответственно;
Внн, Внк - остатки продукции отгруженной, за которую срок оплаты не наступил и продукция на соответственном хранении у потребителя соответственно на начало и конец расчетного периода.
″Важными показателями плана, позволяющими определить общий объем промышленной продукции, ее структуру, темпы роста производительности труда, фондоотдачу и другие экономические показатели, служат товарная и валовая продукция.1) ″
Объем товарной продукции в плане включает стоимость: готовой продукции, услуг, ремонтных работ, полуфабрикатов и вспомогательной продукции, предназначенных к отпуску на сторону. Объем товарной продукции можно определить по формуле:
; (1.9)
где - объем продукции i-того вида в натуральных единицах измерения;
- оптовая цена предприятия единицы изделия i-того вида;
- стоимость работ и услуг на сторону, т.е. сторонним организациям.
Объем валовой продукции ВП включает всю продукцию в стоимостном выражении, независимо от степени ее готовности и определяется по следующей формуле:
ВП=ТП-(НЗПн - НЗПк) - (Iн - Iк); (1.10)
где НЗПн, НЗПк - стоимость остатков незавершенного производства соответственно на начало и конец расчетного периода;
Iн, Iк – стоимость инструмента для собственных нужд соответственно на начало и конец расчетного периода.
Объем реализуемой продукции так же, как и товарной, в плане определяется в действующих оптовых ценах предприятий. В отчете - как в сопоставимых оптовых ценах предприятий на определенную дату (так называемых неизменных ценах), необходимых для определения динамики производства, так и в оптовых ценах предприятий, действующих в отчетном периоде (для использования в расчетах себестоимости).
В
целях выявления результатов
производственной деятельности, динамики
производства продукции и зависящих
от предприятий показателей
Объем чистой продукции определяется вычитанием из товарной продукции (в оптовых ценах предприятий) материальных затрат в тех же ценах (т.е. в ценах, принятых при разработке плана), а также суммы амортизации основных фондов:
ЧП = ТП – (М – А); (1.11)
где ЧП – объем чистой продукции;
М – материальные затраты на производство продукции;
А
– сумма амортизационных
Применение показателя чистой продукции позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить уровень выполнения ряда важнейших качественных показателей производительности труда, фондоотдачи и др.
На
Западе среди бизнесменов
Бизнес-план предприятия или организации - это письменный документ, в котором изложена суть, направления и способы реализации предпринимательской идеи, охарактеризованы рыночные, производственные, организационные и финансовые аспекты будущего бизнеса, а также особенности его управления. Он является основанием для осуществления предпринимательской деятельности, необходимой предпосылкой привлечения инвестиций для разработки и реализации предпринимательской идеи, любых инновационно-инвестиционных проектов.
Бизнес-план выступает инструментом малого и среднего бизнеса, нуждавшегося во внешней помощи (партнера или инвестора) для реализации проектов. Сегодня бизнес-планы разрабатываются практически всеми ведущими зарубежными компаниями на постоянной основе. ″Бизнес-план являются как бы стержнем всей системы внутрифирменного планирования.2) ″ Их разрабатывают заводы и отделы, цеха, производственные подразделения и филиалы. Бизнес-планы структурных подразделений анализируются и обобщаются в бизнес-планы корпораций.
Возрастание роли бизнес-плана в планировании за последние десятилетия связано со следующими причинами:
а) Осложнение внешней хозяйственной среды потребовало от компаний высокой гибкости в управлении, умения постоянно просчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе, с учетом всех факторов.
б) Возросла роль стратегического маркетинга, умения находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности.
в) Расширилась самостоятельность производственных подразделений. В современных условиях увидеть все варианты хозяйственного развития можно лишь на нижнем уровне, а оценить их привлекательность с точки зрения корпорации в целом, проанализировать с учетом интересов владельцев капитала можно на высшем уровне.
Разработка бизнес-плана не имеет строгой регламентации, но при его подготовке главное внимание обращают на то, что:
а) Бизнес-план должен быть простым, понятным и доступным для пользования и, вместе с тем, профессионально составленным.
б) Бизнес-план формулирует задачу и конечную цель производственной деятельности. Любой инвестор должен легко найти в нем собственную заинтересованность (здесь должны быть таблицы, схемы, графики и др.).
в) Относительно качества и достоверности бизнес-плана рекомендуется независимый аудиторский вывод.
г) Бизнес-план является конфиденциальной информацией, и любой его экземпляр должен контролироваться.
Функции бизнес-плана: внешняя (ознакомление заинтересованных деловых людей с сущностью и эффективностью реализации новой предпринимательской идеи) и внутренняя (управление реализацией предпринимательского проекта).
Целями разработки бизнес-плана являются:
а) установление деловых отношений между предпринимателем и будущими поставщиками, продавцами и нанимаемыми работниками;
б) проектирование системы управления начатым бизнесом в конкретной сфере деятельности;
в) своевременное предусмотрение возможных препятствий и проблем пути к успеху организации собственного дела;
г) формирование и развитие управленческих качеств предпринимателя;
д) проверка жизнеспособности предпринимательской идеи еще до ее фактической реализации.
″Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия.1) ″
Бизнес-план - это план возможных действий предприятия на рынке. Любая информация, представленная в бизнес-плане (хозяйственная стратегия, формулы распределения прибыли, схемы работы с поставщиками и субподрядчиками и т.п.), может стать предметом обсуждения, дальнейшего анализа.
Бизнес-план всегда имеет адресата. Им может быть партнер-инвестор, вышестоящее руководство или органы государственного управления, поэтому в любом случае в бизнес-плане должны быть учтены интересы того, кому он адресован.
Общая методика разработки бизнес-плана охватывает три стадии: начальную, подготовительную и основную.
На начальной стадии необходимо учитывать фактор времени, поскольку эта стадия является обязательной при условии открытия нового дела. Необходимо рассчитать, как во времени будет выглядеть прибыль, когда возвратятся средства, израсходованные на воплощение проекта в жизнь, и как повлияют возможные инфляционные процессы.