Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:36, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ внутрифирменного планирования и принципов формирования внутрифирменных планов на предприятии ЗАО МПБК «Очаково».
Введение
Актуальность темы исследования.
Становление рыночных
отношений и нового
Сбалансированный
Знание принципов и
методов научного предвидения помогает
специалисту, занимающемуся
Содержание прогнозирования
и планирования определяется экономической
теорией и её ответвлениями; форма
планирования зависит от менеджмента,
который рассматривает
Всем этим, а в первую очередь необходимостью совершенствования внутрифирменного планирования в условиях рыночного хозяйствования, и определяется актуальность и значимость данной темы работы.
Целью данной работы является
изучение теоретических основ
ЗАО «Московский пиво-
Холдинг «Очаково» — это одно из самых современных предприятий не только в России, но и в Европе. Компания уверенно держит высшую планку качества в производстве и постоянно расширяет ассортимент.
Форма собственности: коллективное предприятие, 100 % акций принадлежит коллективу предприятия.
На данный момент выпускается следующая продукция:
1) пиво;
2) безалкогольная продукция (квасы брожения, сокосодержащие напитки, холодный чай, лимонады, питьевая вода);
3) слабоалкогольные напитки (слабоалкогольные коктейли, винные коктейли);
4) алкогольная продукция (коньяк, ликер, бальзам, водка);
5) вина ЮВК (выдержанные, сухие, полусладкие вина).
План фирмы - это система взаимосвязанных решений, нацеленных на создание желаемого будущего фирмы.
Теория и практика менеджмента свидетельствуют, что работа по плану дает менеджерам реальную возможность выбора ассортимента и объема выпуска продукции, лучшей цены на свою продукцию и других управленческих решений, в то время как обычная текучка, работа без плана на самом деле этого выбора лишают. Однако планирование - нечто большее, чем просто составление плана.
Планирование - важнейшая функция менеджмента, связанная с определением целей фирмы, результатов ее деятельности, путей и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.
Это система волевых, сознательно принимаемых управленческих решений, которые заменяют рыночные механизмы во внутренней деятельности фирмы.
Это процесс, направленный на создание одного или нескольких будущих состояний фирмы, которые желательны и которые не появятся сами собой без определенных усилий.
Планирование помогает фирме лучше справиться с неопределенностью внешней среды, в которой она работает, помогает менеджерам ответить на три ключевых вопроса:
Соответственно планирование опирается на аналитическую функцию управления и предшествует функции организации выполнения составленных планов: анализ - планирование - организация и контроль.
План призван показать, как эффективно перейти из нынешнего состояния фирмы в желаемое. Посредством планирования перспективные цели фирмы трансформируются в пути достижения этих целей. При этом принимаются решения о том, что должно быть сделано, кем, когда и как. Следовательно, процесс планирования обеспечивает переход от описания того, что должно быть сделано, к описанию того, как это должно быть сделано, посредством графиков, бюджетов, распределения заданий между исполнителями.
Занимаются планированием
менеджеры всех уровней, которые
планируют распределение
Планирование не гарантирует избавление от проблем, но осознанный, продуманный план позволяет менеджерам лучше предвидеть кризисные си- туации и легче их пережить. Зачастую дефицит времени, обилие текущих забот не оставляют времени для планирования и заставляют действовать вслепую или использовать «реактивный» стиль управления (реакция на свершившиеся события). Эффективность управления в этом случае, как правило, снижается.
Планирование дает фирме имеет следующие преимущества:
Итак, главное преимущество планирования - оно повышает готовность фирмы реагировать на изменения внешней среды. Причины развития ВФП в рыночных условиях:
В этих условиях план и рынок объективно сосуществуют: план внутри фирмы, рынок - за ее пределами.
1.2.Принципы и подходы к планированию
Известный специалист в области менеджмента Анри Файоль в 1916 году выделил 4 ключевых принципа планирования:
Позже Расел Акофф обосновал еще один принцип планирования -принцип участия.
Принцип единства (холизма, holism - целое) основан на представлении фирмы как единого целого (системный подход). Он реализуется через координацию и интеграцию планов отдельных подразделений по горизонтали и вертикали. Планирование играет объединяющую роль, обеспечивая согласование и увязку всех разработанных на фирме планов. Пример нарушения этого принципа: план маркетинга слабо увязан (скоординирован) с планом производства и планами других функциональных подразделений.
Принцип непрерывности означает,
что планирование на фирме должно
осуществляться постоянно в рамках
установленного цикла. План не выполняется
автоматически - необходима система
управления, которая обеспечивает контроль,
анализ и модификацию планов по мере
изменения условий
Принцип гибкости, дополняя
принцип непрерывности, предполагает
возможность корректировки
Точность планирования может быть повышена за счет установления более тесных контактов с заказчиком, их участия в формировании планов фирмы (вытягивающая система планирования, или работа по заказам рынка).
Принцип участия означает,
что те работники фирмы, которых
непосредственно затрагивает
Примеры участия: японские кружки качества, неформальные процедуры участия (проведение совещаний, сбор предложений и т. д.), так и формальные процедуры согласования на основе принятых на предприятии правил и регламентов.
Для реализации рассмотренных принципов внутрифирменного планирования на практике необходимо: иметь в компании службу планирования с определенными правами и ответственностью; создать систему (технологию) планирования, то есть разработать политику, процедуры и правила принятия и согласования управленческих решений в области внутрифирменного планирования, обучить персонал, наладить внутрифирменные коммуникации, позволяющие доносить информацию о планируемых мероприятиях до всех заинтересованных сотрудников и иметь обратную связь.
Известный американский специалист Р. Акофф выделяет 4 подхода к планированию в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, настоящее или будущее.
Реактивной подход - план
ориентируется на прошлое, то есть предполагается,
что прошлые тенденции
Примером является планирование «от достигнутого», которое было широко распространено в советской экономике.
При таком подходе исходят из суммарных потребностей подразделений фирмы (движение снизу-вверх), а не из возможностей удовлетворения этих потребностей. Наблюдается стремление подразделений завысить свои потребности, что ведет к снижению общей эффективности деятельности фирмы.
Инактивный подход - фирма плывет по течению (инертность), существующие внешние и внутренние условия воспринимаются как приемлемые (минимум изменений, приспособление к настоящим условиям). Такой системе планирования присущ бюрократизм, волокита по всем делам, для рас- смотрения которых создаются комиссии, советы и другие временные, но постоянно заседающие структуры. Большая часть времени тратится на сбор фактов, информации, ее аналитическую обработку. Главный принцип -«держать руку на пульсе». В такой системе управления важны связи, а не опыт. Хотя в более поздних изданиях Акофф уже не упоминает данный подход, ограничившись реактивным, преактивным и интерактивным подходом.
Эти два подхода к планированию присущи большинству бывших государственных предприятий. Вновь созданные фирмы чаще используют другие подходы к планированию.
Преактивный (упреждающий) подход - ориентирован на будущие изменения, на поиск оптимальных решений в условиях изменений. Цели таких фирм ориентированы не на выживание, а на рост и развитие. Планирование осуществляется сверху - вниз: на верхнем уровне делается прогноз, разрабатывается стратегия и определяются цели следующих уровней управления.