Методика внутрифирменного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических основ внутрифирменного планирования и принципов формирования внутрифирменных планов на предприятии ЗАО МПБК «Очаково».

Файлы: 1 файл

kursovaya_planirovanie.docx

— 56.76 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность темы исследования.

 Становление рыночных  отношений и нового экономического  мышления предполагает развитие  предпринимательской деятельности, необходимой для подъема производства, увеличения выпуска товаров и  услуг. В условиях молодого  еще рынка, хронического дефицита  при огромных ресурсах и неиспользованных  резервах производства, предприятия  всех форм собственности должны  уделять первостепенное внимание  стратегическому финансовому менеджменту  и внутрифирменному планированию.

Сбалансированный внутрифирменный  план представляет предприятию вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу  производственной деятельности, эффективную  обратную связь, эффективную стратегию  совершенствования производства, устремленность персонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства.

Знание принципов и  методов научного предвидения помогает специалисту, занимающемуся предпринимательской  деятельностью, понимать суть происходящих явлений и принимать верные решения  в различных ситуациях. Любое  управление требует научного предвидения  в форме прогноза или плана. Это - аксиома управления любого уровня хозяйствования. Однако фирме нужен  не любой план или прогноз. Ей нужен  хорошо обоснованный образ будущего. Ибо только на основе знания сущности экономических тенденций и явлений, отраженных посредством инструментария экономического предвидения и планирования, может быть создан действительно  полезный прогноз или план.

Содержание прогнозирования  и планирования определяется экономической  теорией и её ответвлениями; форма  планирования зависит от менеджмента, который рассматривает планирование как составную часть науки  об управлении; стиль плановых разработок связан с маркетингом. Но плановые и  прогнозные расчеты подчиняются  единой методологии, которая определят принципы, методы, этапность расчетов, а также выбор индикаторов экономического предвидения.

Всем этим, а в первую очередь необходимостью совершенствования  внутрифирменного планирования в условиях рыночного хозяйствования, и определяется актуальность и значимость данной темы работы.

Целью данной работы является изучение теоретических основ внутрифирменного планирования и принципов формирования внутрифирменных планов на предприятии ЗАО МПБК «Очаково».

ЗАО «Московский пиво-безалкогольный комбинат «ОЧАКОВО» был основан в 1978 году в преддверии Олимпиады-80, предприятию поручили утолять жажду спортсменов всего мира. Продукция МПБК «Очаково» представлена в крупнейших российских городах: Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Калининграде, Нижнем Новгороде, Омске, Пскове, Санкт-Петербурге, Улан-Удэ, Челябинске, Волгограде, Тюмени, Пензе, Ставрополе, Краснодаре, Астрахани.

Холдинг «Очаково» — это одно из самых современных предприятий не только в России, но и в Европе. Компания уверенно держит высшую планку качества в производстве и постоянно расширяет ассортимент.

Форма собственности: коллективное предприятие, 100 % акций принадлежит коллективу предприятия.

На данный момент выпускается следующая  продукция:

1)    пиво;

2)    безалкогольная продукция (квасы брожения, сокосодержащие напитки, холодный чай, лимонады, питьевая вода);

3)    слабоалкогольные напитки (слабоалкогольные коктейли, винные коктейли);

4)    алкогольная продукция (коньяк, ликер, бальзам, водка);

5)    вина ЮВК (выдержанные, сухие, полусладкие вина).

 

 

 

  1. Методика внутрифирменного планирования

 

    1. Основные понятия и посылки внутрифирменного планирования

 

План фирмы - это система  взаимосвязанных решений, нацеленных на создание желаемого будущего фирмы.

Теория и практика менеджмента  свидетельствуют, что работа по плану  дает менеджерам реальную возможность  выбора ассортимента и объема выпуска  продукции, лучшей цены на свою продукцию  и других управленческих решений, в  то время как обычная текучка, работа без плана на самом деле этого выбора лишают. Однако планирование - нечто большее, чем просто составление  плана.

Планирование - важнейшая  функция менеджмента, связанная  с определением целей фирмы, результатов  ее деятельности, путей и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

Это система волевых, сознательно  принимаемых управленческих решений, которые заменяют рыночные механизмы  во внутренней деятельности фирмы.

Это процесс, направленный на создание одного или нескольких будущих  состояний фирмы, которые желательны и которые не появятся сами собой  без определенных усилий.

Планирование помогает фирме  лучше справиться с неопределенностью  внешней среды, в которой она  работает, помогает менеджерам ответить на три ключевых вопроса:

  • Где фирма находится в настоящее время? (Текущее состояние бизнеса).
  • Куда она движется? (Желаемое состояние).
  • Как и при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты поставленные цели? (Наиболее эффективный путь).

Соответственно планирование опирается на аналитическую функцию  управления и предшествует функции  организации выполнения составленных планов: анализ - планирование - организация  и контроль.

План призван показать, как эффективно перейти из нынешнего  состояния фирмы в желаемое. Посредством  планирования перспективные цели фирмы  трансформируются в пути достижения этих целей. При этом принимаются  решения о том, что должно быть сделано, кем, когда и как. Следовательно, процесс планирования обеспечивает переход от описания того, что должно быть сделано, к описанию того, как  это должно быть сделано, посредством  графиков, бюджетов, распределения  заданий между исполнителями.

Занимаются планированием  менеджеры всех уровней, которые  планируют распределение ресурсов и работу других сотрудников фирмы  в отличие от всех прочих работников, которые планируют только свою деятельность.

Планирование не гарантирует  избавление от проблем, но осознанный, продуманный план позволяет менеджерам лучше предвидеть кризисные си- туации и легче их пережить. Зачастую дефицит времени, обилие текущих забот не оставляют времени для планирования и заставляют действовать вслепую или использовать «реактивный» стиль управления (реакция на свершившиеся события). Эффективность управления в этом случае, как правило, снижается.

Планирование дает фирме  имеет следующие преимущества:

  • План отражает систему ценностей и взгляды руководства фирмы, его видение будущего, которое помогает сориентировать персонал фирмы в нужном направлении.
  • План опирается на исходную ситуацию и описывает ограничения, накладываемые внешней средой. Это делает планируемые результаты более осмысленными для менеджеров.
  • План является инструментом координации, который обеспечивает согласование целей и выработку компромиссов на базе объективных критериев.
  • План облегчает контроль за деятельностью фирмы, позволяет оценивать расхождение между целями и результатами.
  • План повышает готовность фирмы реагировать на непредвиденные изменения, при условии, что на стадии планирования проводился анализ возможных изменений.
  • План способствует более жесткому управлению фирмой, основанному не на импровизации, а на нормах, бюджетах и графиках.

Итак, главное преимущество планирования - оно повышает готовность фирмы реагировать на изменения  внешней среды. Причины развития ВФП в рыночных условиях:

  • самостоятельность хозяйствующих субъектов;
  • развитие и обострение конкуренции;
  • обострение проблем сбыта продукции, изменение как направлений сбыта, так и роли потребителя в процессе реализации продукции;
  • усиление давления внешнего рынка и процессов глобализации экономики;
  • увеличение степени неопределенности рыночной конъюнктуры и другими причинами.

В этих условиях план и рынок  объективно сосуществуют: план внутри фирмы, рынок - за ее пределами.

 

1.2.Принципы и подходы  к планированию

 

Известный специалист в области  менеджмента Анри Файоль в 1916 году выделил 4 ключевых принципа планирования:

  • единство;
  • непрерывность;
  • гибкость;
  • точность.

Позже Расел Акофф обосновал еще один принцип планирования -принцип участия.

Принцип единства (холизма, holism - целое) основан на представлении фирмы как единого целого (системный подход). Он реализуется через координацию и интеграцию планов отдельных подразделений по горизонтали и вертикали. Планирование играет объединяющую роль, обеспечивая согласование и увязку всех разработанных на фирме планов. Пример нарушения этого принципа: план маркетинга слабо увязан (скоординирован) с планом производства и планами других функциональных подразделений.

Принцип непрерывности означает, что планирование на фирме должно осуществляться постоянно в рамках установленного цикла. План не выполняется  автоматически - необходима система  управления, которая обеспечивает контроль, анализ и модификацию планов по мере изменения условий функционирования. Непрерывность планирования реализуется  через систему вложенных планов (годовой - квартальный - месячный план) и систему скользящего планирования (план на январь-март, затем на февраль-апрель и т.д.).

Принцип гибкости, дополняя принцип непрерывности, предполагает возможность корректировки планов при изменении внешних и внутренних условий (планирование с учетом происходящих изменений). Однако эта корректировка  должна быть обоснованной, то есть всякая гибкость имеет экономические пределы. Возможности корректировки обеспечиваются за счет создания резервов. Например, загрузка производственных мощностей у западных фирм редко когда превышает 80%.

Точность планирования может  быть повышена за счет установления более  тесных контактов с заказчиком, их участия в формировании планов фирмы (вытягивающая система планирования, или работа по заказам рынка).

Принцип участия означает, что те работники фирмы, которых  непосредственно затрагивает плановый процесс, становятся его участниками  независимо от должности и выполняемых  функций. Такое планирование называется партисипативным (participation - участие). Принцип участия облегчает процесс реализации планов, так как улучшается коммуникация между персоналом фирмы, снижается сопротивление заложенным в планах изменениям, укрепляется командный дух организации.

Примеры участия: японские кружки качества, неформальные процедуры участия (проведение совещаний, сбор предложений  и т. д.), так и формальные процедуры  согласования на основе принятых на предприятии  правил и регламентов.

Для реализации рассмотренных  принципов внутрифирменного планирования на практике необходимо: иметь в  компании службу планирования с определенными  правами и ответственностью; создать  систему (технологию) планирования, то есть разработать политику, процедуры  и правила принятия и согласования управленческих решений в области  внутрифирменного планирования, обучить  персонал, наладить внутрифирменные  коммуникации, позволяющие доносить информацию о планируемых мероприятиях до всех заинтересованных сотрудников  и иметь обратную связь.

Известный американский специалист Р. Акофф выделяет 4 подхода к планированию в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, настоящее или будущее.

Реактивной подход - план ориентируется на прошлое, то есть предполагается, что прошлые тенденции сохранятся.

Примером является планирование «от достигнутого», которое было широко распространено в советской экономике.

При таком подходе исходят  из суммарных потребностей подразделений  фирмы (движение снизу-вверх), а не из возможностей удовлетворения этих потребностей. Наблюдается стремление подразделений  завысить свои потребности, что ведет  к снижению общей эффективности  деятельности фирмы.

Инактивный подход - фирма  плывет по течению (инертность), существующие внешние и внутренние условия  воспринимаются как приемлемые (минимум  изменений, приспособление к настоящим  условиям). Такой системе планирования присущ бюрократизм, волокита по всем делам, для рас- смотрения которых создаются комиссии, советы и другие временные, но постоянно заседающие структуры. Большая часть времени тратится на сбор фактов, информации, ее аналитическую обработку. Главный принцип -«держать руку на пульсе». В такой системе управления важны связи, а не опыт. Хотя в более поздних изданиях Акофф уже не упоминает данный подход, ограничившись реактивным, преактивным и интерактивным подходом.

Эти два подхода к планированию присущи большинству бывших государственных  предприятий. Вновь созданные фирмы  чаще используют другие подходы к  планированию.

Преактивный (упреждающий) подход - ориентирован на будущие изменения, на поиск оптимальных решений  в условиях изменений. Цели таких  фирм ориентированы не на выживание, а на рост и развитие. Планирование осуществляется сверху - вниз: на верхнем  уровне делается прогноз, разрабатывается  стратегия и определяются цели следующих  уровней управления.

Информация о работе Методика внутрифирменного планирования