Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:45, курс лекций
9 тем.
Волевые
(целеустремлённость,
обязательность)
Интеллектуальные
(мышление,
речь, память, образование)
БИОЛОГИЧЕСКИЕ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ
Генетический «срез» отражает взаимодействие природного и культурного, материального и духовного факторов развития человека и общества.
Глобальный
Регионально-континентальный
Национально-государственный
Институциональный
(отраслевой)
Групповой
Личностный
(персональный)
УРОВНИ
("ЭТАЖИ")
Исследование персонала в субъектном плане
Исследование персонала в субъектном плане позволяет расширить представление о сходствах и отличиях людей, которые проявляются на следующих основных уровнях:
Деятель
ность
Сознание
Отношения
типы
идейно-
теорети-
ческий
уровень
а) по
иерархии
б) по S
(носителям)
в) по
характеру
г) по
содержанию
обыденно-
практи-
ческий
уровень
Типы
(умственная, физическая)
Виды (сферы
и профессии)
Формы
(очная, заочная)
вертикальные
горизонтальные
межличностные
личностно-групповые
межгрупповые
конструктивные
деструктивные
экономические
социальные
политические
духовные
Функциональный аспект изучения персонала организации
При функциональном аспекте изучения персонала организации человек предстаёт в трёх основных ипостасях.
Он – субъект, который:
а) реализует программу конкретных действий;
б) обладает сознанием, мыслит, отражая объективную реальность и корректируя по мере необходимости производственные операции;
в) вступает в служебные и во внеслужебные отношения с другими сотрудниками организации.
СТРУКТУРА
ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ – совокупность
отдельных групп работников,
объединенных по какому-либо
признаку
статистическая
аналитическая
-персонал основных видов деятельности;
-персонал
не основных видов
деятельности;
-общая структура персонала (профессия, квалификация, образование, пол, возраст, стаж);
-частная структура персонала (отражает соотношение отдельных групп работников)
По
признаку участия
в производственном
или управленческом
процессе
1. Руководители – лица, осущ. функции общего управления:
-высший (директор, ген. директор, менеджер, управляющий, его зам-ли)
-средний (рук-ли структурных подр-ний, главные специалисты, менеджер)
-низовой (работающие
с исполнителями – мастера,
зав. сектором)
2. Специалисты
– лица, осущ. экономич,
инженерно-технич., юридич.
и др. функции: экономисты,
юристы, инженеры, бухгалтеры,
аудиторы, инженеры
по подготовке кадров,
инспекторы по кадрам
3.
Другие служащие
(технические исполнители)
– лица, осуществляющие
подг-ку и оформление
док-тов, учет,
контроль, хоз.
обслуживание: агент
по закупкам, кассир,
табельщик, секретарь,
стенографист
4.
Рабочие (основные и
вспомогательные) –
лица, непосредственно
участвующие в создании
матер. Благ или оказании
услуг производственного
хар-ра
5. Работники социальной инфраструктуры – лица, занятые неосновной деят-тью (культурно-бытовым, жилищно-коммунальным обслужив. персонала)
ТРУДОВОЙ
ПОТЕНЦИАЛ РАБОТНИКА –
совокупность физических
и духовных качеств
человека, определяющих
возможность и границы
его участия в трудовой
деятельности, способность
достигать в заданных
условиях определенных
результатов, а также
совершенствоваться
в процессе труда
1. психофизиологическая
составляющая –
состояние здоровья,
работоспособность,
выносливость, способности
и склонности человека,
тип нервной системы
и др.
2. социально-демографическая
составляющая –
возраст, пол, семейное
положение и др.
3. квалификационная
составляющая –
уровень образования,
объем специальных знаний,
трудовых навыков, способность
к инновациям, интеллект,
творческие способности,
профессионализм.
4. личностная составляющая – отношение к труду, дисциплинированность, активность, ценностные ориентации, мотивированность, нравственность.
Современная концепция
управления персоналом основана как
на принципах и методах административного
управления, так и на теории человеческих
отношений, принципах мотивации и всестороннего
развития личности. Управление персоналом
является стратегической функцией и предполагает:
разработку кадровой стратегии, подбор
персонала исходя из философии предприятия,
поощрение коллективных усилий, направленных
на развитие предприятия, стимулирование
с учетом качества индивидуальной деятельности,
минимизацию трудовых споров и создание
положительного социально-психологического
климата на рабочих местах.
В функциональном плане исключительно важными моментами кадрового менеджмента представляются:
во-первых, дифференциация персонала в зависимости от уровня образования, квалификации, опыта, стажа работы в данной организации и, разумеется, фактических результатов профессиональной деятельности;
во-вторых, типология (классификация) сотрудников организации по характеру мышления и индивидуальным особенностям решения задач («теоретики», «аналитики», «практики», «эксперты», «критики», «ведущие», «ведомые»);
в-третьих, комплексный анализ системы взаимоотношений персонала внутри организации («вертикальные» (подчинения, неравенства) / «горизонтальные» (равенства); межличностные / личностно-групповые / межгрупповые; конструктивные (созидательные) / деструктивные (разрушительные); гомогенные (однородные) / гетерогенные (разнородные); экономические (например, финансовые) / социальные (например, гендерные, или полоролевые, классовые, возрастные, этнические) / политические / духовные (интеллектуальные, этические, эстетические, религиозные) и за её пределами.
Концепция
управления персоналом
– система теоретико-методологических
взглядов на понимание
и определение сущности,
содержания, целей, задач,
критериев, принципов
и методов управления
персоналом, а также
организационно-теоретических
подходов к формированию
механизма ее реализации
в конкретных условиях
функционирования организации
Методология
управления персоналом –
предполагает рассмотрение
сущности персонала
как объекта управления,
процесса формирования
поведения индивидов,
соответствующего целям
и задачам организации,
методов и принципов
УП
Система
управления персоналом –
предполагает формирование
целей, функций, организационной
структуры УП, вертикальных
и горизонтальных функциональных
взаимосвязей руководителей
и специалистов в процессе
обоснования, выработки,
принятия и реализации
управленческих решений
Технология управления персоналом – предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала, высвобождение персонала, взаимодействие руководителей с профсоюзами и службами занятости, управления безопасности персонала
Система
управления персоналом –
система, в которой реализуются
функции управления
персоналом; включает
подсистему линейного
руководства и ряд функциональных
подсистем, специализирующихся
на выполнении однородных
функций
Система
УП
Управление
организацией в
целом
Управление
отдельными подразделениями
организации
Планирование
и маркетинг персонала
Информационное
обеспечение
Подсистема
линейного руководства
Управление
наймом и учетом
персонала
Управление
трудовыми отношениями
Обеспечение
условий труда