Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:45, курс лекций
9 тем.
Волевые
(целеустремлённость, 
обязательность) 
Интеллектуальные
(мышление, 
речь, память, образование) 
БИОЛОГИЧЕСКИЕ  
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ  
Генетический «срез» отражает взаимодействие природного и культурного, материального и духовного факторов развития человека и общества.
Глобальный 
Регионально-континентальный 
Национально-государственный 
Институциональный 
(отраслевой) 
Групповой 
Личностный 
(персональный) 
УРОВНИ 
("ЭТАЖИ")  
Исследование персонала в субъектном плане
Исследование персонала в субъектном плане позволяет расширить представление о сходствах и отличиях людей, которые проявляются на следующих основных уровнях:
Деятель
ность 
Сознание 
Отношения  
типы 
идейно-
теорети-
ческий
 
уровень 
а) по
иерархии 
б) по S
(носителям) 
в) по
характеру  
г) по
содержанию 
обыденно-
практи-
ческий
уровень 
 
Типы 
   (умственная, физическая) 
 
 
Виды    (сферы 
и профессии) 
 
 
Формы 
       (очная, заочная) 
 
 
 
вертикальные 
 
 
 
горизонтальные 
 
 
межличностные 
 
 
личностно-групповые 
 
 
межгрупповые 
 
 
конструктивные 
 
 
деструктивные 
 
 
экономические 
 
 
 
социальные 
 
 
 
 
политические 
 
 
 
духовные 
 
Функциональный аспект изучения персонала организации
При функциональном аспекте изучения персонала организации человек предстаёт в трёх основных ипостасях.
Он – субъект, который:
а) реализует программу конкретных действий;
б) обладает сознанием, мыслит, отражая объективную реальность и корректируя по мере необходимости производственные операции;
в) вступает в служебные и во внеслужебные отношения с другими сотрудниками организации.
СТРУКТУРА 
ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ – совокупность 
отдельных групп работников, 
объединенных по какому-либо 
признаку 
статистическая 
аналитическая 
-персонал основных видов деятельности;
-персонал 
не основных видов 
деятельности; 
-общая структура персонала (профессия, квалификация, образование, пол, возраст, стаж);
-частная структура персонала (отражает соотношение отдельных групп работников)
По 
признаку участия 
в производственном 
или управленческом 
процессе 
1. Руководители – лица, осущ. функции общего управления:
-высший (директор, ген. директор, менеджер, управляющий, его зам-ли)
-средний (рук-ли структурных подр-ний, главные специалисты, менеджер)
 
-низовой (работающие 
с исполнителями – мастера, 
зав. сектором) 
2. Специалисты 
– лица, осущ. экономич, 
инженерно-технич., юридич. 
и др. функции: экономисты, 
юристы, инженеры, бухгалтеры, 
аудиторы, инженеры 
по подготовке кадров, 
инспекторы по кадрам 
3. 
Другие служащие 
(технические исполнители) 
– лица, осуществляющие 
подг-ку и оформление 
док-тов, учет, 
контроль, хоз. 
обслуживание: агент 
по закупкам, кассир, 
табельщик, секретарь, 
стенографист 
4. 
Рабочие (основные и 
вспомогательные) – 
лица, непосредственно 
участвующие в создании 
матер. Благ или оказании 
услуг производственного 
хар-ра 
5. Работники социальной инфраструктуры – лица, занятые неосновной деят-тью (культурно-бытовым, жилищно-коммунальным обслужив. персонала)
ТРУДОВОЙ 
ПОТЕНЦИАЛ РАБОТНИКА – 
совокупность физических 
и духовных качеств 
человека, определяющих 
возможность  и границы 
его участия в трудовой 
деятельности, способность 
достигать в заданных 
условиях определенных 
результатов, а также 
совершенствоваться 
в процессе труда 
1. психофизиологическая 
составляющая – 
состояние здоровья, 
работоспособность, 
выносливость, способности 
и склонности человека, 
тип нервной системы 
и др. 
2. социально-демографическая 
составляющая – 
возраст, пол, семейное 
положение и др. 
3. квалификационная 
составляющая – 
уровень образования, 
объем специальных знаний, 
трудовых навыков, способность 
к инновациям, интеллект, 
творческие способности, 
профессионализм. 
4. личностная составляющая – отношение к труду, дисциплинированность, активность, ценностные ориентации, мотивированность, нравственность.
    
Современная концепция 
управления персоналом основана как 
на принципах и методах административного 
управления, так и на теории человеческих 
отношений, принципах мотивации и всестороннего 
развития личности. Управление персоналом 
является стратегической функцией и предполагает: 
разработку кадровой стратегии, подбор 
персонала исходя из философии предприятия, 
поощрение коллективных усилий, направленных 
на развитие предприятия, стимулирование 
с учетом качества индивидуальной деятельности, 
минимизацию трудовых споров и создание 
положительного социально-психологического 
климата на рабочих местах. 
В функциональном плане исключительно важными моментами кадрового менеджмента представляются:
во-первых, дифференциация персонала в зависимости от уровня образования, квалификации, опыта, стажа работы в данной организации и, разумеется, фактических результатов профессиональной деятельности;
во-вторых, типология (классификация) сотрудников организации по характеру мышления и индивидуальным особенностям решения задач («теоретики», «аналитики», «практики», «эксперты», «критики», «ведущие», «ведомые»);
в-третьих, комплексный анализ системы взаимоотношений персонала внутри организации («вертикальные» (подчинения, неравенства) / «горизонтальные» (равенства); межличностные / личностно-групповые / межгрупповые; конструктивные (созидательные) / деструктивные (разрушительные); гомогенные (однородные) / гетерогенные (разнородные); экономические (например, финансовые) / социальные (например, гендерные, или полоролевые, классовые, возрастные, этнические) / политические / духовные (интеллектуальные, этические, эстетические, религиозные) и за её пределами.
Концепция 
управления персоналом 
– система теоретико-методологических 
 взглядов на понимание 
и определение сущности, 
содержания, целей, задач, 
критериев, принципов 
и методов управления 
персоналом, а также 
организационно-теоретических 
подходов к формированию 
механизма ее реализации 
в конкретных условиях 
функционирования организации 
Методология 
управления персоналом – 
предполагает рассмотрение 
сущности персонала 
как объекта управления, 
процесса формирования 
поведения индивидов, 
соответствующего целям 
и задачам организации, 
методов и принципов 
УП 
Система 
управления персоналом – 
предполагает формирование 
целей, функций, организационной 
структуры УП, вертикальных 
и горизонтальных функциональных 
взаимосвязей руководителей 
и специалистов в процессе 
обоснования, выработки,  
принятия и реализации 
управленческих решений 
Технология управления персоналом – предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала, высвобождение персонала, взаимодействие руководителей с профсоюзами и службами занятости, управления безопасности персонала
Система 
управления персоналом – 
система, в которой реализуются 
функции управления 
персоналом; включает 
подсистему линейного 
руководства и ряд функциональных 
подсистем, специализирующихся 
на выполнении однородных 
функций 
Система 
УП 
Управление 
организацией в 
целом 
Управление 
отдельными подразделениями 
организации 
Планирование 
и маркетинг персонала 
Информационное 
обеспечение 
Подсистема    
линейного руководства 
Управление 
наймом и учетом 
персонала 
Управление 
трудовыми отношениями 
Обеспечение 
условий труда