Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:45, курс лекций
9 тем.
Московский
банковский институт
Кафедра «Менеджмент и право»
Дисциплина «Управление персоналом»
МЕНЕДЖЕР в системе рыночных от
Учебные
вопросы
1. Основы трудовой деятельности менеджера
2. Личность руководителя
Основная литература
1. Управление персоналом организации /Колл. авторов под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2004.
Дополнительная
1. Управление персоналом: Персонал в системе защиты информации: Учебное пособие. -М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2002.
2. Мескон
М.Х., Альберт М., Хедоури
Ф. Основы менеджмента. -
Изд. 2-е., перераб. и доп. -
М.: Дело, 2004.
1.
ОСНОВЫ ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ
Точкой отсчета положившей начало созданию теории современного Российского менеджмента принято считать создание в августе 1990 года Ассоциации менеджеров. Однако профессия менеджера была официально признана в 1994 году, когда Министерство труда Российской Федерации представляет на утверждение Госсстандарта «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов»
Трудовая деятельность менеджеров, занятых в производственной и непроизводственной сферах - это специфическая область деятельности, обособившаяся под влиянием разделения и кооперации труда в условиях рыночных отношений. Их труд является административно-управленческим и представляет собой комплекс систематических и целенаправленных действий по организации и координации деятельности подчиненных им сотрудников, решению конкретных задач предприятия или учреждения различных отраслей экономики.
Объект управленческого труда является сфера его приложения — организация, структурное подразделение.
Предмет управленческого труда — информация о состоянии объекта и необходимых изменениях в его функционировании и развитии.
Цель - создание условий для достижения целей организации, координация и согласование совместной деятельности работников организации.
Продукт управленческого труда — управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в требуемом режиме. Приоритетное значение имеет управление персоналом организации.
Структура разделения управленч
Достаточно крупные организации обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она должна быть структурирована.
Разделение управленческого труда определяется организационной структурой, масштабом деятельности, отраслевой и территориальной спецификой и индивидуально для каждой организации. При этом можно выделить общие черты, касающиеся вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.
Горизонтальный характер - это расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются начальники финансового отдела, производственного отдела и службы маркетинга.
Для эффективного функционирования подразделений и организации в целом, горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована. Одни руководители затрачивают время на координирование работы других руководителей, другие координирует работу персонала, непосредственно производящего продукцию или оказывающего услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления. Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется большим разнообразием и колеблется от одного - двух на малых предприятиях до восьми-десяти в крупных объединениях и корпорациях. Римская католическая церковь в своем составе насчитывающая миллионы членов, — имеет только четыре уровня между папой римским и приходским священником.
Вне
зависимости от
того, сколько существует
уровней управления,
руководителей традиционно
делят на три
категории.
Высший (Top management)
Средний
(Middle management)
Низовой (Lover management)
Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.
Структура работ менеджеров на каждом уровне неодинакова. При движении от низового уровня к высшему увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия. На низовом и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей. Общим является то, что на каждом из них, предусматривается определенный объем работ по функциям управления.
Понятие
и классификация
функций управления
Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. На каждом уровне управления предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Они отражают содержание управленческого труда применительно к конкретному объекту, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей менеджера.
Основные
группы функций
общее управление
(установление нормативных
требований и политики
управления, политики
инноваций, планирование,
организация работы,
мотивация, координация,
контроль,
ответственность)
управление структурой предприятия
(его
создание, предмет
деятельности, правовые
формы, связи с
другими предприятиями,
территориальные
вопросы, организация,
реконструкция, ликвидация)
конкретные области управления
(маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды)
Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные. Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления
Функции,
выделяемые по
сфере деятельности: