Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:45, курс лекций
9 тем.
Кафедра менеджмента и права
Дисциплина
«Управление персоналом»
Тема 1
«Персонал организации
как
объект управления»
Москва - 2010
Литература
1. Тебекин А.В. Касаев Б.С. Менеджмент организации: учебник – 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2008.
2. Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. проф.
М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – с.5-67.
3. Майкл Мескон, Майкл
Альберт, Франклин Хедоури.
Основы менеджмента–
М., 2004.
Задачи
курса включают
определение и
раскрытие:
СОЦИАЛЬНАЯ
СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА
СОЦИАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ
ФАКТОРЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ ОРГАНИЗАЦИИ
Управление
— способ организации
жизни и деятельности
людей, основанный на
праве (собственности,
государственном праве,
праве силы и т.д.), разделении
труда и опыта, делегировании
полномочий.
С
точки зрения деятельностного
подхода феномен управления
рассматривают и как
управленческую деятельность,
управленческую работу,
управленческий труд.
Деятельность
— специфически
человеческая форма
отношения к окружающему
миру, содержание
которой составляет
его целесообразное
изменение и преобразование
в интересах людей.
Управленческая деятельность основана на выделении предмета в объекте управления, в совместной деятельности (взаимодействии) субъекта и объекта управления.
Управление предприятием любой формы собственности и любого правового статуса представляет собой взаимоувязанную совокупность двух основных элементов:
субъекта и объекта управления
Персонал (personalis
– личный) – личный состав организаций,
включающий всех наемных работников, а
также работающих собственников и совладельцев
Наличие трудовых
взаимоотно-шений с
Обладание
определенны-ми качествен-ными
Целевая направлен-ность
деятельности персонала
П р и
з н а к и
Трудовой
договор (контракт)
Профессия, специальность, квалификация, образование
Человек – носитель биологических (природных) и социальных (культурных) качеств, или сущностных сил.
Индивид – отдельный человек, имеющий определённые сходства с другими людьми и отличающийся от них своей уникальностью, неповторимостью (индивидуальностью).
Общество – совокупность индивидов, объединённых материальными и духовными условиями жизнедеятельности.
Субъект – индивид, группа или социальная общность, принимающие ответственные решения и контролирующие их реализацию.
Объект – индивид, группа или социальная общность, выполняющие определённые действия в соответствии с указаниями субъекта.
Деятельность – специфическая форма отношения людей к окружающему миру, сознательная активность субъекта, направленная на его преобразование; (основными составляющими Д. выступают: цель, средства, процесс и результат). В отличие от труда, Д. может быть не только созидательной (конструктивной), но и разрушительной (деструктивной).
Труд
– целесообразная созидательная
(конструктивная) деятельность
человека, направленная
на сохранение, видоизменение,
приспособление среды
обитания и на производство
товаров и услуг для
удовлетворения своих
потребностей
Коммуникация – важнейшая характеристика деятельности людей, предполагающая установление контакта и поддержание взаимосвязи между ними для обмена информацией; К. выступает одной из трёх сторон делового общения – наряду с интеракцией (организацией совместных действий, т.е. взаимодействий) и перцепцией (восприятием друг друга) – и в структурном плане включает следующие элементы речевого акта: адресант (отправитель) – код – сообщение – код (декодирование) – адресат (получатель).
Позиция – официальное положение человека в конкретной системе отношений (например, должность в организации); П. определяет степень потенциального влияния субъекта на поступки остальных членов группы.
Функция, функции (работника в организации) – официально и/или неофициально сформулированные администрацией и предписанные каждому сотруднику организации должностные обязанности.
Статус
– реальная социально-психологическая
характеристика положения
субъекта в системе
внутригрупповых отношений,
степень его действительной
авторитетности для
остальных участников.
Внутренняя установка – личное, субъективное восприятие (оценка) человеком собственного статуса в системе внутригрупповых отношений. Действительный статус и его восприятие человеком не всегда совпадают; люди часто переоценивают или недооценивают собственную значимость в различных организациях.
Роль –
нормативно заданный
и коллективно одобряемый
образец поведения,
ожидаемого от человека,
занимающего в группе
конкретную позицию.
Она может быть «задана»
официальной должностью
или самостоятельно
избираться членом группы
(например, роль лидера,
«адвоката», «юмориста»,
«козла отпущения»,
«аутсайдера»). Войдя
в роль, человек постепенно
привыкает к ней, а члены
группы ожидают от него
соответствующего поведения.
Феноменология
человека:
генетико-субъектно-
предполагает анализ генетической, субъектной и функциональной сторон существования человека в обществе.
Активность человека, направленная на создание разнообразных материальных и духовных ценностей, связана с реализацией его природных (биологических) и культурных (социальных) качеств.
В биологическом плане субъект выступает носителем соматических (рост, вес, форма телосложения), физических (сила, выносливость), физиологических (особенности функционирования отдельных органов, систем и человеческого организма в целом) составляющих.
В культурном плане он обладает интеллектуальными (уровень образования, степень развития памяти, речи, иных познавательных процессов), волевыми (целеустремленность, настойчивость, уверенность, дисциплинированность), эмоционально-чувственными (доброта, любовь, честь, совесть, стыд, гордость, достоинство, такт, зло, страх, ненависть) качествами.
Генетическая
подсистема формирования
и развития персонала
Финансово-экономический
Демографический
Географический
Экологический
Военный
Материальные
факторы развития
человека и общества
Духовные
факторы развития
человека и общества
Политика
Право
Мораль
Искусство
Наука
Религия
Соматические
(особенности
тело-сложения, рост,
вес)
Физические
(мускульная
сила, вы-носливость,
ловкость)
Физиологические
(состояние
организма и его
особенности)
Эмоциональные
(симпатии,
антипатии, радость,
страх, печаль)