Управленческий учет - эффективная Системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:21, реферат

Краткое описание

Еще в 50-х годах в экономически развитых странах возникла потребность в эффективной системе оперативной информации о доходах и затратах, отвечающей запросам аппарата внутрифирменного управления в многоуровневых производственно-хозяйственных системах.

Файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ.doc

— 1.77 Мб (Скачать)

Управленческая  отчетность позволяет составить  прогноз динамики финансовых результатов оценить риски и эффективность организации оперативно и наибольшей достоверностью. А сам факт ведения учета и управленческая отчетность повышает дисциплину и ответственность менеджеров различных уровней.

Социологи и  работники управленческого звена постоянно подчеркивают, что ознакомление персонала с данными управленческой отчетности улучшает отношения в коллективе, формирует уверенность работников в своем положении, т.е. активизирует человеческий фактор производства.

Периодичность составления управленческой отчетности связана с индивидуальными особенностями организации. Общий критерий - управленческая отчетность должна обеспечивать своевременность принятия управленческих решений, т.е. когда управленческие решения способны в начальной стадии предотвратить развитие негативных тенденций или, наоборот, содействовать развитию позитивных тенденций.

 

Примерный Отчет об исполнении сметы центра затрат

Отчеты об исполнении сметы, — это первый уровень управленческой отчетности.

Смета является главным инструментом управленческого учета, позволяющим контролировать деятельность центра затрат. Это формализованный письменный регистр, содержащий плановые стоимостные (иногда говорят, финансовые) показатели.

Смета для центра затрат должна содержать информацию об ожидаемых затратах, основанную на планах и концепции контролируемых затрат.

Определение контролируемых затрат - ключевая задача при внедрении  на предприятии системы учета  по центрам затрат.

Все контролируемые затраты должны быть закреплены за определенными центрами затрат (подразделениями, конкретными подотчетными лицами).

Если за определенным центром закрепляется ответственность  за какие-то статьи затрат, то менеджер такого подразделения должен иметь  реальную возможность влиять на величину этих затрат. На практике это по большей части невозможно, вследствие чего используют понятие «относительный контроль». Последний означает, что менеджер контролирует большую часть факторов, воздействующих на данную статью сметы. Сметы, разрабатываемые для центров затрат, иногда называют «сметами учета по ответственности».

Широкое распространение  получили «гибкие сметы», позволяющие пересчитывать ожидаемые затраты на фактический объем производства. Суть пересчета заключается в четком разделении всех учитываемых статей затрат на переменные и постоянные и корректировке ожидаемых переменных затрат на коэффициент фактического изменения объема производства. Это позволяет исключить неконтролируемое изменение затрат, поскольку объем производства не контролируется центрами затрат.

Результат процедуры управленческого учета, в ходе которой фактические результаты сравнивают с запланированными величинами, называется «отчетом об исполнении сметы».

Взаимосвязанная отчетность различных уровней управления, рассматриваемых в качестве центров  затрат в таблице.

(д.е.) Примерный  отчет директора по производству

Обозначения:

 б - благоприятное отклонение;

н - неблагоприятное  отклонение;

б!, н! - отклонение свыше 4%.

Отчет каждого  уровня управления включает графы с  указанием: статей контролируемых затрат, затрат по смете, фактических затрат, отклонений от сметы. Отклонение может быть либо положительным и означать перерасход, либо отрицательным и означать экономию затрат. Сметные данные пересчитываются по формуле гибкой сметы так, что они отражают реальный (фактический) уровень выпуска продукции.

Не только отчет  об исполнении сметы, но и другие формы  управленческой отчетности базируются на соблюдении двух принципов:

  1. отчетность содержит только те показатели, которые подконтрольны менеджеру данного центра затрат и на динамику которых он может оказывать влияние.
  2. отчетность должна содержать информацию об отклонениях, наличие которой позволяет реализовать принцип управления по отклонениям. Суть этого принципа состоит в предположении, что менеджеру более высокого уровня нет необходимости в текущем порядке регулировать детали деятельности центров затрат на более низком уровне. Он начинает действовать только тогда, когда на нижнем уровне возникает проблема, проявляющаяся как отклонение от заданного параметра.

Сметы и отчеты об их исполнении составляют первый (нижний) уровень управленческой отчетности, разрабатываемой в рамках информационной системы управленческого учета.

Отчет центра финансовых результатов

Отчеты о финансовых результатах, где сопоставляются соответствующие (как правило, контролируемые) величины затрат и дохода,— это второй уровень управленческой отчетности.

Поскольку менеджеры  центров финансовых результатов  несут ответственность и обладают полномочиями как в части затрат, так и в части выручки с  продаж и прочих доходов, то отчеты, используемые в системе учета  по центрам ответственности для  оценки центров финансовых результатов, обычно имеют традиционную форму отчетов о прибыли.

Эти отчеты отражают затраты и доходы, которые позволяют  рассчитать обычно условную прибыль  либо валовую прибыли от продаж.

В первом случае:

;

где:

S - Выручка от продаж (= выручка от продаж на сторону + выручка (возможно, условная) от продаж своей продукции (работ, услуг) другим центрам финансовой ответственности данной организации по трансфертным ценам - предоставленные скидки и возврат);

CV – переменные затраты;

Сс – управляемые  постоянные затраты центра затрат.

Во втором случае:

;

k Cc – коэффициент накладных неуправляемых затрат (заводоуправления и т.п.) устанавливаемый централизованно.

Данный метод  применяется, для того чтобы подчеркнуть вклад каждого центра финансового результата в чистую прибыль всей организации.

Затраты, которые  относят на центр, подразделяют на управляемые, которые могут быть непосредственно  и точно отнесены на данный центр  и неуправляемые,  которые не могут быть непосредственно увязаны с центром.

 

В простейшем случае стандартный отчет о прибыли  заканчивается для центров финансового  результата, которая и является критерием  оценки деятельности центра.

Управленческая  отчетность центров финансовых результатов может быть расширена до показателя операционной прибыли, представляющего собой валовую прибыль данного центра, уменьшенную на величину относимых к нему операционных расходов. Операционные расходы — это затраты, не относящиеся к производственным, расходам продукта и, следовательно, не входящие в производственную себестоимость. Операционные расходы — это часть затрат отчетного периода, включающая расходы на реализацию (коммерческие), общие и административные (общехозяйственные) расходы, но не включающая выплачиваемые проценты за кредит и налог на прибыль. Если такие расходы несет сама организация, то в отчете о прибыли отражается их величина, относимая к данному периоду.

Отчет о прибыли центра финансового результата

* - может носить условный характер.

Неуправляемые центром затраты иногда удается  легко увязать с конкретным подразделением, но если это сделать невозможно их можно распределить косвенно, выбрав базу распределения.

 
Статьи  неуправляемых затрат
 
База  распределения
  • Рекламные затраты.
В соответствии с затратами на рекламу каждого  подразделения или в пропорции  к объему продаж.
  • Затраты по содержанию центрального офиса и его сотрудников, затраты вычислительного центра.
На основе относительной  величины рабочего времени, посвященного каждому подразделению.
  • Рентные платежи за землю.
  • Затраты на отопление и освещение.
В соответствии с занимаемой площадью.
  • Налог на имущество и затраты, по страхованию.
Согласно стоимости  запасов и соответствующих активов.
  • Затраты по безнадежным долгам.
  • разные коммерческие и общие затраты.
В пропорции  к объему продаж каждого подразделения.
 
 

Некоторые неуправляемые  центрами затраты распределить прямо  невозможно, например:

  • затраты организации на оплату юридических и аудиторских услуг;
  • отчисления в государственные органы и другие организации;
  • комплексные виды страхования и др.

Включение в  отчеты центров финансовых результатов  неуправляемых распределяемых косвенно централизованных затрат, может иметь  положительное значение т.к. связаны  с выработкой ответственности за общие результаты организации в целом.

Квалифицированные менеджеры могут применить для  управленческой отчетности модифицированную форму, отличающуюся от стандартной.

 

Контрибуционный подход

Метод заключается  в том, что в отчете центра вместо валовой прибыли отражается показатель маржинального дохода, что подчеркивает роль переменных затрат в формировании результативного показателя. Такая форма отчета о прибыли называется таблицей маржинального дохода.

В эту форму  могут входить следующие показатели:

 

Отчет о прибыли

Показатель условной прибыли позволяет более достоверно оценить вклад центра в формирование чистой прибыли организации, т.к. он снижает влияние субъективного  подхода при распределении косвенных  затрат.

Отчет центра инвестиций

составляют третий уровень управленческой отчетности в рамках системы учета по центрам финансовой ответственности.

Центр инвестиций можно рассматривать как совокупность центра затрат и центра финансового  результата. Поэтому к нему в равной мере применимы те же аналитические методы.

Центры инвестиций часто представляют собой отдельные  хозрасчетные структуры, поэтому для  каждого центра инвестиций подготавливаются традиционные финансовые отчеты.

Перед центральным  аппаратом управления крупной децентрализованной организации обычно стоит задача, как оценить и сравнить результаты деятельности своих центров инвестиций.

Центр инвестиций, который обладает большими активами, обычно зарабатывает больше по абсолютной величине, чем центр с относительно небольшими активами. Поэтому по абсолютным величинам прибыли нельзя сравнивать деятельность разных центров.

Для оценки эффективности  работы центра инвестиций, используется аналитический показатель рентабельность актива (Return on Assets – РОА):

;

Факторами первого  порядка этого показателя выступают  прибыль и активы.

В качестве активов  для оценки принимаются следующая  группа активов:

  1. суммарные активы центра инвестиций;
  2. операционные (используемые) активы: (суммарные активы без неиспользуемых и приобретенных для будущего использования);
  3. сумма чистых активов и текущих активов, покрытых долгосрочными обязательствами.
 

В расчете рентабельности активов рекомендуется внеоборотные активы принимать по первоначальной стоимости, так как если использовать остаточную стоимость ROA будет возрастать по мере  износа активов, и приобретение новых активов будет негативно воздействовать на ROA.

Информация о работе Управленческий учет - эффективная Системы управления