Управленческий учет - эффективная Системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:21, реферат

Краткое описание

Еще в 50-х годах в экономически развитых странах возникла потребность в эффективной системе оперативной информации о доходах и затратах, отвечающей запросам аппарата внутрифирменного управления в многоуровневых производственно-хозяйственных системах.

Файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ.doc

— 1.77 Мб (Скачать)

При этом следует  учитывать, что возникает проблема двойного счета, так как первоначальная стоимость плюс возмещение этой стоимости (через износ) включены в общую величину активов, а так же это не согласуется с финансовой отчетностью.

 

Если ROA применяется для оценки деятельности менеджеров центров инвестиций (служит основанием для их поощрения), то в качестве базы активов используют активы центров, находящиеся под непосредственным контролем конкретного менеджера (управляемые активы).

Объективность динамики показателя рентабельности активов  связана с учетом инфляции, поэтому  стоимость активов необходимо дисконтировать.

 

В качестве прибыли  для оценки используются следующая  группа показателей:

  • прибыль до выплаты налогов и уплаты процентов по кредитам неуправляемых центром;
  • условная прибыль (алгоритм расчета определяется централизовано).

Если ROA служит для оценки менеджеров, то следует использовать контролируемую прибыль.

 

В случае если в  организации несколько однородных центров инвестиций, необходимо применять  единую методику определения прибыли  и активов.

 

Для оценки конкретного  менеджера отделения можно разработать индивидуальный ROA с учетом специфики ситуации, например:

;

 

Первый множитель - рентабельностью продаж (Return on Safes — ROS).

Второй множитель - фондоотдача активов.

Показатель ROS применяется в организациях с относительно низким уровнем инвестиций в здания, оборудование и другие долгосрочные активы (по отношению к объему продаж).

Показатели отделений (центров инвестиций) крупнейших ТНК

Наименование  компании Страна Область деятельности Ключевые измерители финансовых результатов
Dow Chemical

Ford Motor

США

США

Химическая

Автомобильная

Абсолютная  величина прибыли.

Рентабельность  продаж (ROS) и рентабельность активов (RQA).

Gulness Великобритания Потребительские товары Абсолютная  величина прибыли, товары, рентабельность продаж.
Krones Германия Машины и  оборудование Абсолютные  величины продаж и прибыли.
May re Nickless Австралия Транспортные  перевозки Рентабельность  вложения капитала (ROI).

 рентабельность  продаж (ROS).

Mutsui Япония Торговля Абсолютные  величины продаж.

Отчетность  по сегментам бизнеса

В настоящее  время актуальным является организация  отчетности по двум новым центрам  бизнеса:

  • по отраслевым сегментам бизнеса, под которыми понимают организационно различаемые (обособленные) части организации, каждая из которых задействована в производстве отдельного продукта или группы родственных продуктов, предназначенных главным образом для реализации вне организации (п. 2 международного стандарта финансовой отчетности  МСФО).
  • по территориальным (географическим) сегментам бизнеса, под которыми понимают организационно различаемые части организации, осуществляющие свои операции в отдельных странах или группах стран, внутри определенных географических регионов, выделяемых в зависимости от специфики деятельности данного организации (п. 3 международного стандарта финансовой отчетности МСФО).

Отчетность  об отраслевых и территориальных  сегментах бизнеса

Содержание некоторых  показателей отчетности о сегментах.

Доходы сегмента — это поступления (выручка), непосредственно увязываемые с сегментом или соответствующей частью поступлений организации, которую можно распределить на объективной (разумной) основе на конкретный сегмент. Они включают как поступления от операций сегмента с внешними контрагентами организации, так и с другими сегментами того же организации.

Расходы сегмента — это расходы, непосредственно увязываемые с сегментом, или соответствующая часть расходов организации, которую можно на объективной (разумной) основе распределить на конкретный сегмент.

Результат деятельности сегмента должен отражать уровень рентабельности сегмента и быть равен разнице между доходами (поступлениями, выручкой) сегмента и его расходами. Как правило, результат деятельности сегмента исчисляется на основе следующих показателей: прибыли от основной деятельности; налогов на прибыль, случайных (экстраординарных) статей. Проценты, полученные и выплаченные (если основная деятельность организации нефинансовая), обычно не учитываются в расчете такого результата.

Активы сегмента — совокупность материальных и нематериальных активов, непосредственно относящихся к данному сегменту, а также (если это имеет место) доля совместно используемых несколькими сегментами активов, распределенная на конкретный актив, если для распределения можно использовать обоснованную базу.

Трансфертная  цена — это внутренняя цена передачи продуктов и услуг одним сегментом другому сегменту того же организации. Может исчисляться: на базе фактических затрат сегмента; «справедливой» рыночной цены; рыночной цены за вычетом определенной скидки.

 

Главный фактор, влияющий на информационную емкость  отчетности,— принцип выделения  сегментов. В МСФО № 14 этот вопрос решается следующим образом.

В целях отчетности выделяются сегменты:

Отраслевые на основе: группировки родственных  видов производимой продукции или типа покупателя (заказчика);

Географические  на основе: географического размещения продукции организации; географического  размещения рынков; типа покупателя (заказчика).

Кроме того, при  выделении сегментов как отраслевых, так и географических, следует учитывать определенные факторы:

  1. схожесть и различие видов продукции или направлений деятельности организации, а также соответствующие показатели рентабельности, риска, роста;
  2. удельный вес и относительную роль (важность) сферы производства (или иной основной деятельности) и сферы сбыта (маркетинга, рыночных отношений) для организации в целом;
  3. наличие специального правового регулирования и отраслевых особенностей (например, в сфере банковской и страховой деятельности);
  4. организационную структуру организации (наличие отделений, филиалов, дочерних предприятий и т.п.);
  5. взаимосвязь структурных единиц, которые нельзя рассматривать как отдельные отраслевые сегменты, поскольку между ними высока степень взаимозависимости или интеграции (в случае выделения отраслевых сегментов);
  6. необходимость ограничить число сегментов, чтобы избежать информационной перегрузки отчетности. Для этого рекомендуется определять степень важности (веса) сегмента в деятельности организации. Например, рекомендуется минимальный 10%-ный уровень валовых доходов и прибыли от основной деятельности или суммарных активов сегмента по отношению к тем же показателям организации (группы) в целом.
 

Отчетность о  сегментах должна содержать следующие  показатели:

  • объем продаж или иных поступлений (доходов) от основной деятельности в разрезе операций с внешними контрагентами организации и другими сегментами;
  • результат деятельности сегмента;
  • используемые активы сегмента (в абсолютном или относительном выражении по отношению к этому же показателю организации в целом);
  • принципы трансфертного ценообразования, применяемые во внутрипроизводственной кооперации между сегментами организации.

Кроме вышеперечисленных  показателей, которые указаны в  п.13 МСФО № 14, на практике, как для  внутренних целей организации, так и для его внешней финансовой отчетности используются также показатели амортизации и капитальных вложений в отраслевой сегмент.

 

Трансфертное  ценообразование  в системе Управленческой отчетности

Трансфертная  цена (ТЦ), это условная цена на продукцию одного центра финансовой ответственности, передаваемую другому центру финансовой ответственности того же организации.

Обычно имеется  в виду центры, имеющие статус центров  прибыли или центров инвестиций.

В случае, когда  продукция центра полностью потребляется внутри организации, величина ТЦ чисто учетная и не влияет на финансовое положение организации в целом. Проблема заключается в установлении «справедливой» цены, по которой будет составляться отчетность, чтобы результаты деятельности были правильно оценены.

В случаях, когда  центр имеет право самостоятельно выходить со своей продукцией на внешних  покупателей, использовать ТЦ для определения  объемов и цен реализации для  центра не рациональною. В таком  случае в качестве показателя оптимальности  широко используется маржинальный доход. Использование маржинального дохода позволяет оценить максимизацию выгоды и минимизацию потер на рыночных операциях центра.

Существуют три  основных метода определения конкретной величины ТЦ.

  1. ТЦ - на основе рыночных цен. (Применяются прейскурантные публикуемые цены на аналоги продукции). Используется метод, когда центр ответственности имеет и внешних и внутренних заказчиков.
  2. ТЦ - на в основе затрат:
  • переменных затрат;
  • прямых и косвенных (накладных);
  • совокупных затрат.
  1. ТЦ – на основе договоров:

При определении  ТЦ широко распространен рыночный метод  на основе рыночных цен. Считается, что  этот метод ведет к оптимальным  решениям, способствует достижению обще-корпорационных целей. Однако он имеет ряд ограничений  по применению:

  • существованием устойчивых равновесных цен на рынке;
  • достаточно высокой степенью децентрализации, когда центры наделены функцией -  свободно покупать и продавать как в организации, так и на стороне.
 

Общий (универсальный) алгоритм расчета ТЦ между центрами организации со сложной организационной структурой:

  • ТЦ соответствует сумме удельных переменных затрат и удельного маржинального дохода, который упущен центром из-за отказа от внешних продаж;
  • ТЦ соответствует переменных затрат на единицу продукта + маржинальный доход, который упущен центром из-за отказа от внешних продаж.

Проблема применения алгоритма связана с использованием устойчивых рыночных цен в качестве базы для расчета, упущенного маржинального  дохода.

Принципы применения универсального алгоритма:

  • Покупающей центр ответственности должно покупать до тех пор, пока продающий центр ответственности следует действующим внешним рыночным ценам и желает продавать в рамках собственной организации;
  • если продающий центр ответственности не соблюдает «справедливые» внешние цены, то покупающий центр может приобретать на стороне;
  • продающий цент наделен правом реализации своей продукции на стороне.

Для решения  конфликтов по применению ТЦ в организации  необходимо создать независимую  комиссию или совет.

Принципиальность  при использовании ТЦ является залогом объективности в оценке эффективности центров ответственности.

 

 

Информация о работе Управленческий учет - эффективная Системы управления