Бюджетирование в системе управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).

Целью данной работы явилось изучение теоретических аспектов бюджетирования, а также рассмотрена система бюджетирования на конкретном предприятии.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решены следующие основные задачи:

•рассмотрены сущность и функции бюджетирования;
•исследован процесс бюджетирования и составления генерального бюджета;

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава1: Сущность, назначение, задачи и функции бюджетирования

1.1 . Сущность, назначение, задачи и функции бюджетирования……………………………4

1.2. Процесс бюджетирования………………………………………………………………………11

1.3. Генеральный бюджет и его составление……………………………………………………13

1.4. Бюджетирования как технология управления предприятием…………………………17

1.5. Классификация и распределение затрат…………………………………………………...20


Глава 2: Система бюджетирования предприятии ЗАО «Одема» им. В.Соловьевой

2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………………………27

2.2. Анализ организации и оценка состояния управленческого учёта на предприятии…27

2.3. Пути повышения эффективности предприятия………………………………………31



ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………32


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсуха.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

Бюджетирование  в системе управленческого  учета

Оглавление:

  1. Введение………………………………………………………………………………………… 3

Глава1: Сущность, назначение, задачи и функции бюджетирования

    1.1 . Сущность, назначение, задачи и функции бюджетирования……………………………4

1.2. Процесс бюджетирования………………………………………………………………………11

1.3. Генеральный бюджет  и его составление……………………………………………………13

1.4. Бюджетирования как  технология управления  предприятием…………………………17

1.5. Классификация и  распределение затрат…………………………………………………...20 

Глава 2: Система бюджетирования предприятии ЗАО «Одема» им. В.Соловьевой

2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………………………27

2.2. Анализ организации  и оценка состояния  управленческого  учёта на предприятии…27

2.3. Пути повышения  эффективности предприятия………………………………………31 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………32 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………33

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Стремление  работать с максимальной экономической  отдачей заставляет сегодня многие предприятия реформировать как свою внутреннюю организационную структуру, так и методы управления бизнесом, одним из которых является бюджетирование.

    На  сегодняшний день коммерческие организации  хозяйствуют на свой страх и риск. Как отследить затраты и доходы на предприятии? Какой должна быть система учета, планирования, анализа и контроля, чтобы стать надежным инструментом для принятия верных управленческих решений? Как спрогнозировать сегодня, что будет с компанией завтра?…

    Последние несколько лет популяризации бюджетирования уделялось большое влияние. Бюджетирование позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить её общей стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные.

    В бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых показателей  в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.

    Бюджет — оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами фирмы используются два основных вида бюджетов — текущий (оперативный) и финансовый.

    Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).

    Целью данной работы явилось изучение теоретических  аспектов бюджетирования, а также рассмотрена система бюджетирования на конкретном предприятии.

     В соответствии с поставленной целью  в курсовой работе решены следующие  основные задачи:

  • рассмотрены сущность и функции бюджетирования;
  • исследован процесс бюджетирования и составления генерального бюджета;
 
 
  1. Понятие, функции бюджетирования. Виды бюджетов    

  на предприятии

    1. Сущность, назначение, задачи и функции бюджетирования

     Бюджетирование - это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и/или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.  Бюджет предприятия (Главный бюджет)  представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов и в структурированной форме описывает ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других хозяйственных операций в планируемом периоде. Он включает два основных блока: систему  операционных бюджетов (плановые сметы основных бизнес-процессов)  и систему финансовых бюджетов. Соответственно, с точки зрения последовательности подготовки документов процесс бюджетирования может быть условно разбит на две основных части, каждая из которых является законченным этапом планирования:

     1) подготовка операционных бюджетов,

      2) подготовка финансовых бюджетов.       Система операционных бюджетов включает бюджеты: продаж, запасов готовой продукции, производства, прямых материальных затрат (бюджет закупок материалов и бюджет производственных запасов), прямых производственных (операционных) затрат, общепроизводственных расходов, себестоимости реализованной продукции, коммерческих расходов, управленческих расходов. Операционные бюджеты консолидируются и образуют систему финансовых бюджетов (иногда называют основными), включающую прогноз отчета о прибылях и убытках (бюджет доходов и расходов), бюджет движения денежных средств (кассовую смету), прогнозный бухгалтерский баланс (бюджет по балансовому листу).  Помимо операционных и финансовых в компании могут использоваться вспомогательные и специальные бюджеты. Среди вспомогательных бюджетов наибольшее значение имеют план капитальных (первоначальных) затрат и кредитный план (план привлечения финансовых ресурсов). Их назначение заключается в более тщательном планировании динамики активов бизнеса, определения системы условий и ограничений, которая может быть установлена для данного бизнеса. Специальные бюджеты показывают калькуляцию или распределения отдельных статей основных бюджетов: налоговый, распределения прибыли, отдельных проектов и программ. Набор этих бюджетов определяется руководством предприятия в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.

    Бюджет  выполняет различные функции внутрифирменного планирования:   Бюджет как экономический прогноз. Основные плановые решения принимаются при разработке стратегического планирования, и процесс формулировки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов.        Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности компании. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль.          Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации продукции, инвестиционной деятельности и т.д.       Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.

    Организация работ по внутрифирменному планированию может быть различна. Обычно различают  две схемы составления бюджетов: по методу "сверху вниз" руководство компании определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели детализируются и включаются в планы подразделений.   Метод "снизу вверх" подразумевает составление бюджетов на уровне подразделений, вынесение их на рассмотрение руководством, принятие бюджета.  

       В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:

       • планирования и принятия управленческих решений в компании;

       • оценки всех аспектов финансовой состоятельности  компании;

       • укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.

       При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования в зависимости  как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий.

       Прежде  всего бюджеты (финансовые планы) разрабатываются для компании в целом и для отдельных структурных подразделений с целью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности, лимитов наиболее важных (критических) расходов, обоснования финансовой состоятельности бизнесов, которыми занимается данная компания, или реализуемых ею инвестиционных проектов.

       Бюджеты должны дать руководителям компании возможность провести сравнительный анализ финансовой эффективности работы различных структурных подразделений, определить наиболее предпочтительные для дальнейшего развития сферы хозяйственной деятельности, направления структурной перестройки деятельности компании (свертывания одних и развития других видов бизнеса) и т. п.

       Бюджеты являются основой для принятия решений  об уровнях финансирования различных  бизнесов из внутренних (за счет реинвестирования прибыли) и внешних (кредитов, инвестиций) источников. Бюджеты призваны обеспечивать постоянный контроль за финансовым состоянием компании, снабжать ее руководителей всей необходимой информацией, позволяющей судить о правильности решений, принимаемых руководителями структурных единиц, разрабатывать мероприятия по оперативной и стратегической корректировке их деятельности.

       Назначение  бюджетов и финансовых планов.

       В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования —  важнейшей функции управления. Вся  система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, т. е. все затраты и результаты должны иметь строго финансовое, лучше — денежное выражение. Однако дело не только в этом. Если само по себе планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять, где, когда, что и для кого предприятие или фирма будет производить и продавать продукцию или оказывать услуги, чтобы понимать, какие ресурсы и в каком объеме для этого понадобятся, то бюджетирование как основа планирования — это максимально точное выражение всех планируемых показателей и ресурсов в финансовых терминах.

       Одной из главных функций  бюджетирования является прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов и затрат). Именно этим бюджетирование и ценно для принятия управленческих решений. Конечно, утвержденные формы бухгалтерской отчетности никто не отменял. И любое действие, будь то оценка финансового состояния предприятия или фирмы, аудиторская проверка, деятельность оценщиков бизнеса, непременно будет базироваться и на этих данных. Беда в том, что результаты такого анализа, даже если не принимать в расчет особенности национальной системы налогообложения, безусловно интересные и любопытные сами по себе, как данные прошлых периодов могут быть мало полезны руководителям предприятия (кроме сугубо познавательных и общеобразовательных целей). Аудиторы могут установить и отразить в своих отчетах, что такой-то финансовый коэффициент на вашем предприятии, что называется, “не той системы”, что его хорошо бы исправить. Но очень часто изменить что-либо к лучшему уже невозможно, поздно. Может случиться так, что исправлением финансового положения предприятия или фирмы придется заниматься совсем другим руководителям, а вовсе не тем, кто довел их до жизни такой.

       Кроме того, любой финансовый анализ, детально разработанный инструментарий финансового менеджмента применимы лишь тогда, когда есть необходимые исходные данные, т. е. сведения об ожидаемом, будущем, а не о прошлом финансовом состоянии предприятия или фирмы. Если таких исходных, первичных данных нет, а есть лишь вести из прошлого, то вся система управления финансами оказывается висящей в воздухе, оперирующей призраками прошлого. Сценарный анализ, расчет и оценка вариантов даже на ближайшую перспективу по принципу “что, если...” уже невозможны.

       Роль  системы управленческого учета  и бюджетирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме для любого, даже не очень сведущего в тонкостях бухгалтерского учета менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.

       Поставка  товара или оказание услуги потребителю, который хочет их купить, не обязательно  сопровождается их оплатой. Вот когда потребитель полностью оплатит поставку (в западных странах на это обычно уходит до 30 дней и более), тогда отгруженная продукция превратится в выручку от реализации, а поставка в натуральной форме станет денежными средствами. Проблема не в том, почему это происходит. От директоров приднестровских предприятий, особенно тех, которые испытывают наибольшие финансовые трудности, постоянно приходится слышать, что их продукция очень нужна потребителям, но вот денег у потребителей нет (задержки в оплате есть и на так называемом цивилизованном Западе). Оставим в стороне вопрос о том, насколько действительно нужна такая продукция (как правило, на то, что действительно очень нужно, деньги или их адекватные заменители всегда находятся). Важно понять, что отражение всех перипетий движения денежных средств предприятия собственно и является одной из главных задач при разработке эффективной системы бюджетирования и финансового планирования.

Информация о работе Бюджетирование в системе управленческого учета