Бюджетирование в системе управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).

Целью данной работы явилось изучение теоретических аспектов бюджетирования, а также рассмотрена система бюджетирования на конкретном предприятии.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решены следующие основные задачи:

•рассмотрены сущность и функции бюджетирования;
•исследован процесс бюджетирования и составления генерального бюджета;

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава1: Сущность, назначение, задачи и функции бюджетирования

1.1 . Сущность, назначение, задачи и функции бюджетирования……………………………4

1.2. Процесс бюджетирования………………………………………………………………………11

1.3. Генеральный бюджет и его составление……………………………………………………13

1.4. Бюджетирования как технология управления предприятием…………………………17

1.5. Классификация и распределение затрат…………………………………………………...20


Глава 2: Система бюджетирования предприятии ЗАО «Одема» им. В.Соловьевой

2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………………………27

2.2. Анализ организации и оценка состояния управленческого учёта на предприятии…27

2.3. Пути повышения эффективности предприятия………………………………………31



ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………32


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсуха.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

2. Система бюджетирования на предприятии

ЗАО «Одема» им. В.Соловьевой  

    2.1. Характеристика предприятия. 

Швейная фабрика  ЗАО «Одема» им. В.Соловьевой юридический адрес 3300 г.Тирасполь ул. Луначарского, 24 тел:. (533) 8-32-25, 8-40-21, 7-37-33 факс: (533) 8-32-25 Время работы: 8:30-17:00 Обслуживающий банк: Газпромбанк. Основными видами производственной и коммерческой деятельности ЗАО «Одема» является производство женской, мужской, детской одежды из различных видов ткани. Женские куртки, пальто, брюки, шорты, блузы, юбки. Мужские куртки, пальто, брюки, шорты, сорочки, одежда для спорта и отдыха. Форменная и специальная одежда. Оказывает услуги по пошиву одежды из давальческого сырья. Индивидуальный пошив. 

     2.2. Основные подходы,  использованные 

     при формировании бюджета:

1) Основные показатели  продаж.

    В представленном проекте  на 2009 год  прогнозируется увеличение объема продаж по основной продукции до 1329,9 млн. руб., или на 13% к ожидаемому уровню 2008 г. (Приложение 1).

    После рассмотрения проекта годового бюджета  на общем собрании акционеров 02 декабря 2008 г. по рекомендации коммерческой дирекции были откорректированы объемы продаж и производства блуз женских и курток детских.

      Существенные  изменения   структуры   продаж в   2009 г.   не предусмотрены. Приоритетной продукцией остаются блузы женские. В связи с закрытием нерентабельного производства пальто мужских, в 2009 г. не планируется изготовление данных изделий, а только предусмотрена распродажа застарелых запасов. Из числа пальто мужских функционирует производство рентабельных полупальто мужских, которых запланировано продать 23 тыс.штук, что на 158% больше, чем в 2008 г. (8,9 тыс.штук).

      В стратегии продаж на 2009 год предусмотрено прекращение производства нерентабельных видов продукции.  
 
 
 
 

2) План производства.

    Производственная программа на 2009 год рассчитана на основе плана продаж, наличия и динамики запасов готовой продукции на складах. Планом предусмотрено формирование нормативных запасов, рассчитанных на основе средне групповых технологических циклов (в днях). 

   Годовой объем производства составит 13334,6 млн. руб. По сравнению с 2008 г. рост на 16%, в т.ч. за счет роста натуральных объемов на 14,4% и на 1,1% за счет повышения цен на готовую продукцию.

   Производственная программа полностью обеспечена производственными мощностями. 

   Так, коэффициент использования производственных мощностей по основным позициям:

- по  блузам женским - 72%;

(выпуск 684 тыс.шт.; производстводственная мощность - 950 тыс.шт. в год);

- по  курткам детским всего - 47%;

(выпуск 4205 тыс.шт.; производственная мощность - 8896 тыс.шт. в год);

-  по  формам школьным жен - 73%;

(выпуск 807 т. шт, производственная мощность - 1102 т.шт. в год);

Бюджет  запасов (основное сырье)

   Запасы основного сырья и материалов рассчитаны из потребности на основную производственную программу, завоза и наличия запасов на складах с учетом доведения их до нормативных. В абсолютном выражении запасы увеличиваются - на 18.6 млн.руб., и структура запасов меняется кардинально. Основные ткани должны занимать 47% (занимают 27,6%); подкладочные ткани 37% (занимают 25%); основная фурнитура не более 6,5% (на сегодня 14,2%). В течение 2009 года планируется выровнять структуры запасов и войти в нормативный запас.

   В модель заложены представленные ниже индексы роста цен на сырье (базовые к 2008 г.). (Приложение 2).

4) Бюджет накладных расходов.

     При расчете бюджета накладных расходов на 2009 год были приняты следующие  допущения:

- рост  цен на газ с коэффициентом  1,1;

- рост  цен на электроэнергию, полученную  от сторонних поставщиков с  коэффициентом 1,083.

- рост  цен на городскую воду заложен  с коэффициентом 1,155;

- рост  материальных затрат и стоимость  услуг сторонних организаций      принята в бюджет с коэффициентом 1,05.

5) Бюджет общехозяйственных расходов.

   Бюджет общехозяйственных расходов по плану на 2009 год в соответствии с указанием акционеров от 02 декабря 2008 г. пересмотрен и составит 139 млн. руб., что на 12% меньше, чем в 2008 г. (159,1млн. руб.).

6) Смета коммерческих расходов.

   Смета коммерческих расходов по плану на 2009 год составит 10,4 млн. руб. рост к  уровню 2008 г. на 36,6% или на 2,8 млн. руб. Прирост объясняется прежде всего  увеличением расходов на выставки и рекламу на 2,4 млн. руб.

7) Финансовый план  (Бюджет  движения средств  - БДС).

     Поступления от реализации основной продукции, услуг  ОГЭ и опытно-конструкторских  работ рассчитаны с учетом сложившейся  оборачиваемости элементов оборотного капитала, прямо влияющих на величину денежного потока (авансов, полученных от покупателей, и дебиторской задолженности покупателей). (Приложение 3). В дебиторской задолженности отдельно выделена динамика текущей (до 6-ти месяцев) и проблемной задолженности. Для расчета абсолютной величины текущей дебиторской задолженности и авансов, получаемых от покупателей, использовано допущение о сохранении неизменным достигнутого уровня оборачиваемости задолженности в 2008 г.       Колебания роста объемов продаж обеспечивают прямо пропорциональные колебания абсолютных значений кредиторской и дебиторской задолженности по расчетам с покупателями. В отношении проблемной задолженности из принципа осторожности бюджетом предусмотрено равномерное погашение на 1% в квартал.

      Аналогичные принципы использованы при расчете денежного потока по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

   В бюджет расчетов с поставщиками газа, заложено ускорение оборачиваемости  кредиторской задолженности с 50 до 38 дней.

   В расходную часть финансового  плана заложены:

  • расчеты с персоналом по оплате труда (ФОТ после удержаний подоходного налога и профсоюзных взносов) (Приложение 4) объеме начислений; расчеты с поставщиками ТМЦ основное сырье и материалы (Приложение 5);
  • платежи в бюджет и внебюджетные фонды в размере текущих начислений и погашение задолженности по земельному налогу (соглашение с городской администрацией) в сумме 6,65 млн. руб.,
  • погашение коммерческой задолженности перед подрядчиками и поставщиками сырья и материалов, работ, услуг в соответствии с подписанными графиками реструктуризации в сумме 15,6 млн. руб.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Пути повышения  эффективности предприятия. 

       В результате проведенного  анализа  на «Одема» им. В.Соловьевой разработаны перспективные политики в различных областях.

  1. Политика предприятия в части продаж. Отдел маркетинга - основная цель которого является изучение перспектив развития рынка, поиск новых покупателей, поиск перспективных продуктов и анализ продаж. Аналитические разработки ложатся в основу выбора направления продаж, развития продуктов и технического перевооружения завода.
  2. Политика предприятия по планированию, управлению финансовыми потоками и оборотным капиталом.
  • разработана и внедрена система бюджетного планирования. Бюджету придан статус основного финансового плана фабрики.     
    • особое внимание   уделить контролю за исполнением утверждаемого акционерами  бизнес-плана на 2007 год и финансовыми потоками в целом.
    • внедрить программу управления дебиторской задолженностью, позволившей снизить коммерческую дебиторскую задолженность по расчетам с внешними покупателями продукции, работ и услуг. Основные параметры программы управления задолженностью:

      - всю существующую задолженность  расписать и закрепить за подразделениями,  ответственными за погашение;

      - разработать графики погашения задолженности для каждого подразделения;

      - установить лимиты дебиторской  задолженности на покупателей  продукции, работ, ограничивающие  риски предприятия по возврату  средств за реализованную продукцию.

  1. Политика предприятия по управлению себестоимостью.
  • ужесточить технологические нормы расхода сырья и материалов, что обеспечило бы экономию;
  • разработать и внедрить более экономичные рецептуры.
  • ежемесячно проводится анализ цен на сырье и утверждается предельно допустимый уровень цен на приобретаемое сырье и материалы. Цены устанавливаются на основе предложений предприятий изготовителей сырья, а не перекупщиков. Следует утвердить список базовых поставщиков производителей, уровень цен  которых является критерием.
  • внедрить систему оценки труда руководителей, специалистов и служащих, нацеливающую на выполнение конкретных задач и достижения установленных показателей эффективности, ликвидности, прибыльности.
  • Управление рисками.
  • уделить особое  внимание погашению задолженности по расчетам с бюджетами и внебюджетными фондами.
  • установить жесткий порядок контроля за транспортно-заготовительными расходами. Обоснованность затрат проверяется управлением защиты собственности.
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В курсовой были рассмотрены сущность, процесс бюджетирования, а также система бюджетирования на предприятии.

       Бюджетирование  — это технология финансового  планирования, учета и контроля доходов  и расходов, получаемых от бизнеса  на всех уровнях управления, которая  позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.

    Задача  планирования деятельности предприятия, формирования бюджета и контроля за его исполнением является одной  из важнейших в области управления предприятием.

    Что же организация получает в итоге? Финансовые потоки компании становятся для руководителя прозрачными. Они имеют возможность определять приоритеты платежей; отслеживать и контролировать финансовые результаты деятельности компании в целом и по отдельным центрам финансовой ответственности; планировать движение денежных средств и движение товарно-материальных ценностей; планировать доходы и расходы компании; строить и оценивать внутренние показатели ликвидности и рентабельности компании и отдельных ее бизнесов. Компания получает возможность осмысленно двигаться к поставленным целям.     Сравнение прогнозной финансовой отчетности с фактической отчетностью, составленной по прошествии временного периода, позволяет проводить планово – фактовый контроль и анализ исполнения бюджетов и принимать управленческие решения на основании анализа отклонений.         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА 

  1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы  и статистика, 2005
  2. Балабанов И.Т.Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъектов  - М.: Финансы и статистика, 2005
  3. Донцова Л.В., Никифорова Н.А Анализ финансовой отчетности: Учебник 3 – 3-е изд.-М.: Дело и Сервис, 2005
  4. Ковалев В.В.Практикум по финансовому менеджменту: Конспект лекций с задачами - М.: Финансы и статистика, 2005
  5. Стоянова Е.С., Финансовый менеджмент. Теория и практика. – М: Перспектива, 2004.
  6. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В.  Внутрифирменное Бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. – М.: Финансы и статистика, 2005 г
  7. Финансовый директор: журнал № 6(36)/2005. Ивахник Д., Твердохлеб А., «Выбор оптимального бюджета», статья
  8. http://www/elitarium/ Попов А.А. «Бюджетирование как инструмент

Информация о работе Бюджетирование в системе управленческого учета