Стратегическое управление промышленным предприятием (на примере ОАО «Мастра»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

В связи с важностью данной проблемы целью работы является разработка направлений совершенствования стратегического управления деятельности ОАО «Мастра».
Для реализации этой цели определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы стратегического управления деятельности предприятия;
определить содержание и этапы стратегического управления;
провести анализ хозяйственной деятельности ОАО «Мастра»;
рассмотреть состояние стратегического управления на ОАО «Мастра»;
разработать мероприятия по совершенствованию стратегического управления на ОАО «Мастра».

Оглавление

1 Стратегическое управление промышленным предприятием. 6
1.1 Основные задачи и элементы стратегического управления предприятием 6
1.2 Разработка стратегии развития предприятия и обеспечения его устойчивой позиции на рынке 10
1.3 Взаимосвязь стратегий различного уровня и их роль в достижении успеха предприятия 12
1.4 Организация и управление реализацией стратегии 15
2 Анализ стратегического управления на предприятии (на примере конкретного предприятия) 17
2.1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции 17
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 18
2.3 Анализ организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия 20
2.4 Анализ основных элементов стратегического планирования и реализации стратегии развития предприятия 23
2.5 Результаты анализа 36
3 Предложения по совершенствованию (внедрению) стратегического управления на предприятии 40
3.1 Предложения по совершенствованию создания и реализации стратегии развития предприятия 40
3.2 Оценка ожидаемого экономического эффекта внедрения предложений 42

Файлы: 1 файл

123.doc

— 824.00 Кб (Скачать)

 

  1. Анализ стратегического управления на предприятии (на примере конкретного предприятия)

    1. Характеристика предприятия и выпускаемой продукции

В 1937 году в г. Минске создана вышивальная  артель, производственные помещения  которой были построены с привлечением средств участников артели. В 1960 году артель преобразована в Минскую  фабрику художественных изделий (МФХИ).

В начале восьмидесятых годов МФХИ была объединена с Борисовской и Молодеченской фабриками художественных изделий, Минской художественно-галантерейной фабрикой.

В 1988 году в результате реорганизации  Управления художественных изделий  МФХИ вновь становится самостоятельной  фабрикой в составе Министерства местной промышленности.

В 1990 году коллектив МФХИ перешел  на арендные отношения с ММПРБ, а  в 1992 году коллектив выкупил имущество  МФХИ и предприятие было преобразовано  в ОАО «Мастра» (Мастацтва-ремесла).

Сегодня на долю ОАО «Мастра» приходится до 10 % от общих поставок на белорусский рынок женской легкой одежды. Основные виды продукции, выпускаемые ОАО «Мастра» - женская легкая одежда: блузы, платья, юбки, брюки, жакеты, комплекты, различные костюмы из разнообразных тканей. Предприятие выпускает также изделия Государственной символики, фирменной символики.

Швейное производство представлено 4-мя основными участками: подготовительно-раскройный, участок пошива, вышивки и Плещиниц.

Коммерческая стратегия фирмы, ориентированная на получение высокой прибыли, предусматривает дальнейшее обновление технологий и оборудования, использования современных тканей, обеспечение конкурентоспособности продукции в системе цена-качество и т.д.

Основой стратегии ОАО «Мастра» является дальнейшее финансово-экономическое развитие предприятия за счет сохранения и расширения рынков сбыта продукции предприятия в Республике Беларусь и Российской Федерации в результате выпуска конкурентоспособной продукции, выработки и проведения эффективной маркетинговой политики, технического перевооружения, внедрения новых технологий и материалов, внедрение технологии управления затратами. Цель – увеличение объемов производства, движения денежных средств (cash flow), анализ финансового состояния предприятия в результате выполнения поставленных целей.

Задачи ОАО «Мастра»:

  1. повышение конкурентоспособности предприятия и продукции за счет улучшения качества, моделирования, применяемого сырья;
  2. увеличение объема продаж за счет приближения продукции предприятия к покупателю;
  3. снижение производственных издержек за счет оптимизации использования и модернизации производственных мощностей.

Социальная значимость предприятия  заключается в сохранении рабочих  мест, повышении благосостоянии работников и уплата налогов в государственный  бюджет.

ПАСПОРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

Отрасль

легкая промышленность

Хозяйственно-правовая форма

открытое акционерное общество

Наименование предприятия

ОАО «Мастра»

Юридический адрес

г. Минск, ул. Жилуновича, 2В

Форма собственности

Частная

Дата регистрации

22.12.1992 г.

Размер уставного фонда

20085 млн. руб.


 

Коллектив предприятия сегодня  владеет 95,5 % акций (в их числе и  бывшие работники предприятия), посторонние  лица – 3 %, юридические лица – 1,46 %.

Учредителями ОАО «Мастра» является коллектив Минской фабрики художественных изделий (МФХИ). Предприятие выступает учредителем-акционером СП «Мастер Ли».

Основными конкурентами ОАО «Мастра» на рынке Республики Беларусь являются следующие предприятия: ЗАО «Калинка» (г. Солигорск), «Славянка» (г. Бобруйск), фирма «Нелва» (г. Брест), «Надзея» (г. Мозырь), а также зарубежные предприятия (Россия, другие страны СНГ, Китай и т.д.).

    1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности предприятия представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Основные финансово-хозяйственные показатели                                                                                                              деятельности ОАО «Мастра»

Показатель

Ед. изм.

2008

год

2009 год

2010 год

Прирост

1

Товарная продукция в ценах:

действующих

сопоставимых

млн.

руб.

3673

5483

4036

6025

2960

5041

-26,7

-16,3


 

продолжение таблицы 2.1

2

Объем производства в натуральном  выражении

тыс.шт.

197,2

216,7

166

-23,4

3

ВРП (нетто)

млн. руб.

3132

3442

4794

39,3

4

Себестоимость реализованной продукции

«»

3344

3675

4755

29,4

5

Прибыль от реализации

«»

-105

-233

39

 

6

Рентабельность продаж

%

-6,2

-6,77

0,81

 

7

Рентабельность реализованной  продукции

то же

-0,1

-0,06

0,82

 

8

Удельный вес реализованной  продукции по рынкам сбыта:

внутренний рынок

ближнее зарубежье

дальнее зарубежье

«»

100

 

85,1

7,6

7,3

100

 

83,7

8,3

8,0

100

 

76,7

9,8

13,5

 

12

Среднесписочная численность всего, в том числе 

ППП, из них

рабочие

АУП

Непромышленный  персонал

чел.

 

350

302

225

77

48

 

385

332

247

85

53

 

287

239

172

67

48

 

-25,5

-28,0

-30,4

-21,2

-9,4

13

Списочная численность 

«»

342

376

261

-30,6

14

Производительность труда ППП

млн. руб.

12,8

14,1

11,4

-19,1

15

Использование производственных мощностей

%

75,7

83,2

70,7

 

16

Коэффициент текущей ликвидности

 

1,542

1,694

6,405

 

17

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

 

0,411

0,452

1,046

 

18

Фонд заработной платы

млн. руб.

1495,3

1643,2

1403,3

-14,6

18

Среднемесячная заработная плата

руб.

523661

555671

607462

14,6


Направления по повышению качества производства на ОАО «Мастра» в первую очередь связаны с уровнем технической оснащенности, потребностью в техническим перевооружении и внедрением новых технологий. На швейном предприятии созданы и работают 3 универсальных потока, оснащенные специальным и универсальным оборудованием для влажно-тепловой обработки (ВТО). В 2008 году внедрено 8 единиц оборудования для ВТО фирмы «Метолит», внедрены парогенератор и 2 утюжильных стола.

По таким экономическим показателям, как количество работников, объему выпускаемой продукции, объему продаж ОАО «Мастра» не является крупным предприятием.

В 2010 году предприятием произведено  товарной продукции в сопоставимых ценах на сумму 5041 млн. рублей, что  составило к уровню прошлого года 83,7 %. Контроль за качеством выпускаемых изделий ведется лабораторией предприятия, которая соответствует требованиям нормативно-технической документации. Вся продукция предприятия прошла государственную гигиеническую регистрацию.

Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия показал, что ОАО «Мастра» находится в тяжелом финансовом положении. В 2010 г. прибыль от реализации составила 39 млн. рублей. Производственные мощности в среднем по предприятию загружены на 77 %.

Основными причинами неудовлетворительной работы производства и неудовлетворительного финансового состояния предприятия явились низкий коэффициент использования производственных мощностей, низкая платежеспособность потребителей, повышение закупочных цен на сырье, сумма отрицательных курсовых разниц, высокая конкуренция и сложность выхода на внешний рынок.

По состоянию на 01.01 2011 г. списочная  численность работающих  составила 261 человек. Наблюдается тенденция  сокращения численности персонала  в целом и по категориям в связи  со снижением объемов производства. Производительность труда к уровню прошлого года снизилась на 19,1 %.

Среднемесячная заработная плата  по сравнению с предыдущим годом  увеличилась на 52 тыс. рублей или  на 14,6 %. Производительность труда к  уровню прошлого года снизилась на 19,1 %.

    1. Анализ организации управления  производственно-сбытовой деятельностью предприятия

Основными задачами  производственно-сбытовой деятельности ОАО «Мастра» являются:

1. Оформление принятых на работу  сотрудников;

2. Ведение  документации;

3. Создание благоприятного климата внутри  предприятия;

4. Поиск необходимых человеческих ресурсов;

5. Ведение бухгалтерии, налоговая отчётность;

6. Обеспечение необходимым оборудованием;

7. Постоянное обновление ассортимента;

8. Анализ конкурентов на рынке;

9. Постоянное улучшение качества услуг;

10. Поиск новых клиентов.

11.Учёт поступления и расхода приобретаемого оборудования;

Рассмотрим распределение задач в ОАО «Мастра».

Участие в выполнении задачи


Неучастие в выполнении задачи

Таблица 2.2 – Распределение задач в ОАО «Мастра».

 

№ п/п 

Задачи ООО «Конкорд»

Директор

Отдел марке-тинга

Финан-совый отдел

Торго-вый

отдел

Отдел снаб-жения

1

Оформление принятых на работу сотрудников

         

2

Ведение  документации;

         

3

Создание необходимых условий  для сотрудников фирмы

         

4

Поиск необходимых человеческих ресурсов

         

5

Ведение бухгалтерии, налоговая отчётность

         

 

продолжение таблицы 2.2

6

Обеспечение необходимым оборудованием

         

7

Постоянное обновление ассортимента

         

8

Анализ конкурентов на рынке

         

9

Поиск новых клиентов

         

10

Учёт поступления и расхода  приобретаемого оборудования

         

Итого

3

5

5

3

2


 

В документообороте предприятия присутствуют следующие документы:

1) штатное расписание, стандартный  вид, один раз в год;

2) приказ  или распоряжение, стандартный вид, по необходимости;

3) отчет  о работе, произвольный вид, один  раз в месяц;

4) финансовый  отчет, стандартный вид, один  раз в квартал;

5) складской  ордер, стандартный вид, по  необходимости;

6) счет-фактура,  стандартный вид, по необходимости;

7) платежное поручение, стандартный вид, по необходимости;

8) заявка, стандартный  вид, один раз в неделю;

9) заявление,  стандартный вид, по необходимости;

10) договор  поставки, стандартный вид, по  необходимости;

11) договор  купли — продажи, стандартный  вид, по необходимости;

12) транспортная  накладная, стандартный вид, по  необходимости;

13) табель, стандартный вид, один раз в  месяц;

14) ведомость  на выдачу зарплаты, стандартный  вид, два раза в месяц и  т.д.

Модель документооборота ОАО «Мастра» представлена на рис. 2.2.

 

Рисунок 2.2 – Модель документооборота ОАО «Мастра»

Основным поставщиком материала является ЗАО «Скиния», г.Каунас Литовская Республика. Материал поступает на территорию Республики Беларусь в таможенном режиме «Выпуск для свободного обращения».

    1. Анализ основных элементов стратегического планирования и реализации стратегии развития предприятия

Основная общая цель организации  обозначается как миссия, и все  остальные цели вырабатываются для  ее осуществления.

 Миссия детализирует статус  фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:

1. Задача предприятия с точки  зрения его основных услуг  или изделий, его основных рынков  и основных технологий

2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия

3. Культура организации. Какого  типа рабочий климат существует  внутри предприятия?

В миссию ОАО «Мастра» также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.

Исходя из анализа внутренней среды  деятельности ОАО «Мастра» можно  сказать, что на предприятии нет  системы планирования, нет стратегических целей, принципов управления, слабый маркетинг. Анализ внешней среды выявил перспективные направления, в которых фирма может добиться успеха, и угрозы, которые могут существенно ухудшить работу организации.

Прежде всего, чтобы работа предприятия  была глубоко осознана всеми членами  трудового коллектива, необходимо сформулировать его миссию, то есть определить основные ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. По существу, на предприятии должна быть собственная философия, основываясь на которой строятся все взаимоотношения и решаются поставленные задачи.

В широком смысле миссия рассматривается  как констатация философии и  предназначения (смысла существования) организации. Философия строится на выделенных основополагающих принципах, которые очень редко могут меняться.

Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть.

Информация о работе Стратегическое управление промышленным предприятием (на примере ОАО «Мастра»)