Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:51, курсовая работа
В связи с важностью данной проблемы целью работы является разработка направлений совершенствования стратегического управления деятельности ОАО «Мастра».
Для реализации этой цели определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы стратегического управления деятельности предприятия;
определить содержание и этапы стратегического управления;
провести анализ хозяйственной деятельности ОАО «Мастра»;
рассмотреть состояние стратегического управления на ОАО «Мастра»;
разработать мероприятия по совершенствованию стратегического управления на ОАО «Мастра».
1 Стратегическое управление промышленным предприятием. 6
1.1 Основные задачи и элементы стратегического управления предприятием 6
1.2 Разработка стратегии развития предприятия и обеспечения его устойчивой позиции на рынке 10
1.3 Взаимосвязь стратегий различного уровня и их роль в достижении успеха предприятия 12
1.4 Организация и управление реализацией стратегии 15
2 Анализ стратегического управления на предприятии (на примере конкретного предприятия) 17
2.1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции 17
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 18
2.3 Анализ организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия 20
2.4 Анализ основных элементов стратегического планирования и реализации стратегии развития предприятия 23
2.5 Результаты анализа 36
3 Предложения по совершенствованию (внедрению) стратегического управления на предприятии 40
3.1 Предложения по совершенствованию создания и реализации стратегии развития предприятия 40
3.2 Оценка ожидаемого экономического эффекта внедрения предложений 42
В 1937 году в г. Минске создана вышивальная артель, производственные помещения которой были построены с привлечением средств участников артели. В 1960 году артель преобразована в Минскую фабрику художественных изделий (МФХИ).
В начале восьмидесятых годов МФХИ была объединена с Борисовской и Молодеченской фабриками художественных изделий, Минской художественно-галантерейной фабрикой.
В 1988 году в результате реорганизации Управления художественных изделий МФХИ вновь становится самостоятельной фабрикой в составе Министерства местной промышленности.
В 1990 году коллектив МФХИ перешел на арендные отношения с ММПРБ, а в 1992 году коллектив выкупил имущество МФХИ и предприятие было преобразовано в ОАО «Мастра» (Мастацтва-ремесла).
Сегодня на долю ОАО «Мастра» приходится до 10 % от общих поставок на белорусский рынок женской легкой одежды. Основные виды продукции, выпускаемые ОАО «Мастра» - женская легкая одежда: блузы, платья, юбки, брюки, жакеты, комплекты, различные костюмы из разнообразных тканей. Предприятие выпускает также изделия Государственной символики, фирменной символики.
Швейное производство представлено 4-мя основными участками: подготовительно-раскройный, участок пошива, вышивки и Плещиниц.
Коммерческая стратегия фирмы, ориентированная на получение высокой прибыли, предусматривает дальнейшее обновление технологий и оборудования, использования современных тканей, обеспечение конкурентоспособности продукции в системе цена-качество и т.д.
Основой стратегии ОАО «Мастра» является дальнейшее финансово-экономическое развитие предприятия за счет сохранения и расширения рынков сбыта продукции предприятия в Республике Беларусь и Российской Федерации в результате выпуска конкурентоспособной продукции, выработки и проведения эффективной маркетинговой политики, технического перевооружения, внедрения новых технологий и материалов, внедрение технологии управления затратами. Цель – увеличение объемов производства, движения денежных средств (cash flow), анализ финансового состояния предприятия в результате выполнения поставленных целей.
Задачи ОАО «Мастра»:
Социальная значимость предприятия заключается в сохранении рабочих мест, повышении благосостоянии работников и уплата налогов в государственный бюджет.
ПАСПОРТ ПРЕДПРИЯТИЯ
Отрасль |
легкая промышленность |
Хозяйственно-правовая форма |
открытое акционерное общество |
Наименование предприятия |
ОАО «Мастра» |
Юридический адрес |
г. Минск, ул. Жилуновича, 2В |
Форма собственности |
Частная |
Дата регистрации |
22.12.1992 г. |
Размер уставного фонда |
20085 млн. руб. |
Коллектив предприятия сегодня владеет 95,5 % акций (в их числе и бывшие работники предприятия), посторонние лица – 3 %, юридические лица – 1,46 %.
Учредителями ОАО «Мастра» является коллектив Минской фабрики художественных изделий (МФХИ). Предприятие выступает учредителем-акционером СП «Мастер Ли».
Основными конкурентами ОАО «Мастра» на рынке Республики Беларусь являются следующие предприятия: ЗАО «Калинка» (г. Солигорск), «Славянка» (г. Бобруйск), фирма «Нелва» (г. Брест), «Надзея» (г. Мозырь), а также зарубежные предприятия (Россия, другие страны СНГ, Китай и т.д.).
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Основные финансово-хозяйственные
показатели
№ |
Показатель |
Ед. изм. |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Прирост |
1 |
Товарная продукция в ценах: действующих сопоставимых |
млн. руб. |
3673 5483 |
4036 6025 |
2960 5041 |
-26,7 -16,3 |
продолжение таблицы 2.1
2 |
Объем производства в натуральном выражении |
тыс.шт. |
197,2 |
216,7 |
166 |
-23,4 | ||||||
3 |
ВРП (нетто) |
млн. руб. |
3132 |
3442 |
4794 |
39,3 | ||||||
4 |
Себестоимость реализованной продукции |
«» |
3344 |
3675 |
4755 |
29,4 | ||||||
5 |
Прибыль от реализации |
«» |
-105 |
-233 |
39 |
|||||||
6 |
Рентабельность продаж |
% |
-6,2 |
-6,77 |
0,81 |
|||||||
7 |
Рентабельность реализованной продукции |
то же |
-0,1 |
-0,06 |
0,82 |
|||||||
8 |
Удельный вес реализованной продукции по рынкам сбыта: внутренний рынок ближнее зарубежье дальнее зарубежье |
«» |
100
85,1 7,6 7,3 |
100
83,7 8,3 8,0 |
100
76,7 9,8 13,5 |
|||||||
12 |
Среднесписочная численность всего, в том числе ППП, из них рабочие АУП Непромышленный персонал |
чел. |
350 302 225 77 48 |
385 332 247 85 53 |
287 239 172 67 48 |
-25,5 -28,0 -30,4 -21,2 -9,4 | ||||||
13 |
Списочная численность |
«» |
342 |
376 |
261 |
-30,6 | ||||||
14 |
Производительность труда ППП |
млн. руб. |
12,8 |
14,1 |
11,4 |
-19,1 | ||||||
15 |
Использование производственных мощностей |
% |
75,7 |
83,2 |
70,7 |
|||||||
16 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,542 |
1,694 |
6,405 |
||||||||
17 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,411 |
0,452 |
1,046 |
||||||||
18 |
Фонд заработной платы |
млн. руб. |
1495,3 |
1643,2 |
1403,3 |
-14,6 | ||||||
18 |
Среднемесячная заработная плата |
руб. |
523661 |
555671 |
607462 |
14,6 |
Направления по повышению качества производства на ОАО «Мастра» в первую очередь связаны с уровнем технической оснащенности, потребностью в техническим перевооружении и внедрением новых технологий. На швейном предприятии созданы и работают 3 универсальных потока, оснащенные специальным и универсальным оборудованием для влажно-тепловой обработки (ВТО). В 2008 году внедрено 8 единиц оборудования для ВТО фирмы «Метолит», внедрены парогенератор и 2 утюжильных стола.
По таким экономическим
В 2010 году предприятием произведено товарной продукции в сопоставимых ценах на сумму 5041 млн. рублей, что составило к уровню прошлого года 83,7 %. Контроль за качеством выпускаемых изделий ведется лабораторией предприятия, которая соответствует требованиям нормативно-технической документации. Вся продукция предприятия прошла государственную гигиеническую регистрацию.
Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия показал, что ОАО «Мастра» находится в тяжелом финансовом положении. В 2010 г. прибыль от реализации составила 39 млн. рублей. Производственные мощности в среднем по предприятию загружены на 77 %.
Основными причинами неудовлетворительной работы производства и неудовлетворительного финансового состояния предприятия явились низкий коэффициент использования производственных мощностей, низкая платежеспособность потребителей, повышение закупочных цен на сырье, сумма отрицательных курсовых разниц, высокая конкуренция и сложность выхода на внешний рынок.
По состоянию на 01.01 2011 г. списочная
численность работающих составила
261 человек. Наблюдается тенденция
сокращения численности персонала
в целом и по категориям в связи
со снижением объемов производства
Среднемесячная заработная плата по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 52 тыс. рублей или на 14,6 %. Производительность труда к уровню прошлого года снизилась на 19,1 %.
Основными задачами производственно-сбытовой деятельности ОАО «Мастра» являются:
1. Оформление принятых на работу сотрудников;
2. Ведение документации;
3. Создание благоприятного климата внутри предприятия;
4. Поиск необходимых человеческих ресурсов;
5. Ведение бухгалтерии, налоговая отчётность;
6. Обеспечение необходимым оборудованием;
7. Постоянное обновление ассортимента;
8. Анализ конкурентов на рынке;
9. Постоянное улучшение качества услуг;
10. Поиск новых клиентов.
11.Учёт поступления и расхода приобретаемого оборудования;
Рассмотрим распределение задач в ОАО «Мастра».
Участие в выполнении задачи
Неучастие в выполнении задачи
Таблица 2.2 – Распределение задач в ОАО «Мастра».
№ п/п |
Задачи ООО «Конкорд» |
Директор |
Отдел марке-тинга |
Финан-совый отдел |
Торго-вый отдел |
Отдел снаб-жения |
1 |
Оформление принятых на работу сотрудников |
|||||
2 |
Ведение документации; |
|||||
3 |
Создание необходимых условий для сотрудников фирмы |
|||||
4 |
Поиск необходимых человеческих ресурсов |
|||||
5 |
Ведение бухгалтерии, налоговая отчётность |
продолжение таблицы 2.2
6 |
Обеспечение необходимым оборудованием |
|||||
7 |
Постоянное обновление ассортимента |
|||||
8 |
Анализ конкурентов на рынке |
|||||
9 |
Поиск новых клиентов |
|||||
10 |
Учёт поступления и расхода приобретаемого оборудования |
|||||
Итого |
3 |
5 |
5 |
3 |
2 |
В документообороте предприятия присутствуют следующие документы:
1) штатное расписание, стандартный вид, один раз в год;
2) приказ или распоряжение, стандартный вид, по необходимости;
3) отчет о работе, произвольный вид, один раз в месяц;
4) финансовый отчет, стандартный вид, один раз в квартал;
5) складской ордер, стандартный вид, по необходимости;
6) счет-фактура,
стандартный вид, по
7) платежное поручение, стандартный вид, по необходимости;
8) заявка, стандартный вид, один раз в неделю;
9) заявление,
стандартный вид, по
10) договор поставки, стандартный вид, по необходимости;
11) договор купли — продажи, стандартный вид, по необходимости;
12) транспортная
накладная, стандартный вид,
13) табель, стандартный вид, один раз в месяц;
14) ведомость на выдачу зарплаты, стандартный вид, два раза в месяц и т.д.
Модель документооборота ОАО «Мастра» представлена на рис. 2.2.
Рисунок 2.2 – Модель документооборота ОАО «Мастра»
Основным поставщиком материала является ЗАО «Скиния», г.Каунас Литовская Республика. Материал поступает на территорию Республики Беларусь в таможенном режиме «Выпуск для свободного обращения».
Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления.
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:
1. Задача предприятия с точки
зрения его основных услуг
или изделий, его основных
2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия
3. Культура организации. Какого
типа рабочий климат
В миссию ОАО «Мастра» также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.
Исходя из анализа внутренней среды деятельности ОАО «Мастра» можно сказать, что на предприятии нет системы планирования, нет стратегических целей, принципов управления, слабый маркетинг. Анализ внешней среды выявил перспективные направления, в которых фирма может добиться успеха, и угрозы, которые могут существенно ухудшить работу организации.
Прежде всего, чтобы работа предприятия была глубоко осознана всеми членами трудового коллектива, необходимо сформулировать его миссию, то есть определить основные ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. По существу, на предприятии должна быть собственная философия, основываясь на которой строятся все взаимоотношения и решаются поставленные задачи.
В широком смысле миссия рассматривается как констатация философии и предназначения (смысла существования) организации. Философия строится на выделенных основополагающих принципах, которые очень редко могут меняться.
Предназначение определяет действия,
которые организация
Информация о работе Стратегическое управление промышленным предприятием (на примере ОАО «Мастра»)