Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:51, курсовая работа
В связи с важностью данной проблемы целью работы является разработка направлений совершенствования стратегического управления деятельности ОАО «Мастра».
Для реализации этой цели определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы стратегического управления деятельности предприятия;
определить содержание и этапы стратегического управления;
провести анализ хозяйственной деятельности ОАО «Мастра»;
рассмотреть состояние стратегического управления на ОАО «Мастра»;
разработать мероприятия по совершенствованию стратегического управления на ОАО «Мастра».
1 Стратегическое управление промышленным предприятием. 6
1.1 Основные задачи и элементы стратегического управления предприятием 6
1.2 Разработка стратегии развития предприятия и обеспечения его устойчивой позиции на рынке 10
1.3 Взаимосвязь стратегий различного уровня и их роль в достижении успеха предприятия 12
1.4 Организация и управление реализацией стратегии 15
2 Анализ стратегического управления на предприятии (на примере конкретного предприятия) 17
2.1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции 17
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 18
2.3 Анализ организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия 20
2.4 Анализ основных элементов стратегического планирования и реализации стратегии развития предприятия 23
2.5 Результаты анализа 36
3 Предложения по совершенствованию (внедрению) стратегического управления на предприятии 40
3.1 Предложения по совершенствованию создания и реализации стратегии развития предприятия 40
3.2 Оценка ожидаемого экономического эффекта внедрения предложений 42
Общий характер целей предприятия направлен на постепенный рост, что подразумевает развитие фирмы большими темпами, чем отрасль в целом, то есть проявляется экспансия, завоевание рынка. Для движения в этом направлении необходимо глубокое знание рынка, изучение поведения конкурентов, предпочтений и потребностей клиента.
Долгосрочные цели, на которые ОАО «Мастра» будет постоянно ориентироваться представлены ниже:
1. Обеспечение рентабельности на уровне 15% годовых, учитывая инфляцию.
2. Стать официальным продавцом других популярных марок.
3. Поддерживать имидж надёжной и стабильной фирмы.
4. Стоимость продукции па уровне доступном обычному потребителю.
Краткосрочные цели устанавливаются для отдельных подразделений. Такие цели носят характер конкретных задач, решая которые в соответствии с выбранной миссией па предприятии достигаются более глобальные долгосрочные цели.
Организационная структура ОАО «Мастра» представлена ниже:
Рисунок 2.3 – Организационная структура ОАО «Мастра»
Данную организационную
По виду департаментизации в ОАО «Мастра» применяется функциональная департаментизация (функциональная структура управления) – это процесс разделения на группы видов деятельности и ресурсов внутри организаций таким образом, чтобы служащие, исполняющие одинаковые или сходные виды деятельности, были объединены в один отдел. Это наиболее приемлемая структура, т.к. это обусловлено небольшим размером фирмы и узкой сферой деятельности.
Основными преимуществами являются:
Недостатки данной структуры:
По виду передаваемых полномочий ОАО «Мастра» структура управления является линейной.
Данная структура характерна тем, что существует передача задач и полномочий от руководителя к подчиненному и далее к другим подчиненным и при этом образовались уровни управления. Основной характеристикой данной структуры является сосредоточение всех полномочий и всей информации в руках руководителя каждого уровня. Эта особенность линейной структуры определяет ее преимущество (быстрота принятия управленческих решений; легкость контроля) и недостатки (высокий уровень требований компетенции руководителя).
Данная структура является плоской линейной структурой, характеризующейся большим диапазоном управления и соответственно небольшим количеством уровней управления.
Еще одним моментом влияющим на управленческую структуру является норма управляемости (диапазон контроля), определяющая предельное число подчиненных, которыми можно эффективно руководить. С точки зрения знания руководителем подчиненных по имени и в лицо, величина нормы управляемости может достигать до 900 человек. На ОАО «Мастра» норма управляемости не превышает 10 человек. Данная норма управляемости позволяет руководителю поддерживать постоянные контакты с подчиненными, обмениваться с ними необходимой информацией, и более качественно выполнять свои функции. В то же время здесь опасность того, что он будет излишне вмешиваться в дела сотрудников и ограничивать свободу их поведения.
Распределение власти по организации
характеризуется понятиями
Это положение обусловлено рядом факторов. Для ОАО «Мастра» характерно высокая централизация. На это повлияли как внешние, так и внутренние факторы. Внешние:
В связи с этими внешними факторами нужна четкая отлаженная система с удержанием власти на уровне начальника управления. Внутренние факторы:
Возможно после 2011 года ОАО «Мастра» станет больше, соответственно потребность децентрализации увеличится.
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается ОАО «Мастра», можно выделить в семь областей:
1. Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это: темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
2. Политические
факторы. Активное участие
3. Рыночные
факторы. Рыночная среда
4. Технологические
факторы. Анализ
5. Факторы конкуренции. Любая
организация должна
6. Факторы социального поведения.
7. Международные факторы.
Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации. Возможности возникают, когда тенденции изменения среды способствуют использованию сильных сторон организации. Предпринимателю следует оценить каждую возможность на предмет ее потенциальной привлекательности и вероятности достижения успеха. Фирмам редко предоставляются идеальные возможности, которые точно соответствуют их целям и ресурсам. Реализация возможностей сопряжена с риском. При оценке возможностей предприниматель должен решить, оправдывает ли ожидаемая выгода потенциальный риск. В зависимости от сильных сторон компании одна и та же тенденция развития может быть для компании, как угрозой, так и возможностью.
Сильные и слабые стороны в SWOT- анализе вовсе не предполагают перечисление всех особенностей компании, а лишь тех, что относятся к ключевым факторам успеха. Слишком долгий список приводит к неясности и расплывчатости и уводит от того, что является действительно важным. Сильные и слабые стороны компании — определения относительные, а не абсолютные. Хорошо быть сильным в чем-либо, но если конкуренты в этом сильнее, это станет вашей слабостью.
Руководство фирмы должно выяснить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон фирмы, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В обследование входят такие функции, как маркетинг, бухгалтерский учет, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации.
При обследовании функции
маркетинга необходимо
Анализ финансового состояния
может принести пользу фирме
- выявить уже имеющиеся
Весьма важным для
1. Может ли фирма продавать товары или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты? Если нет, то почему?
2. Какой доступ фирма имеет к новым материалам? На скольких поставщиков она завязана?
3. Какое оборудование на фирме?
4. Рассчитаны ли закупки на
снижение величины
5. Подвержена ли продукция фирмы сезонным колебаниям спроса? Если так, то как можно исправить существующую ситуацию?
6. Может ли фирма обслуживать те рынки, которые не могут обслужить ее конкуренты?
7. Обладает ли фирма эффективной и результативной системой контроля качества? Насколько эффективно спланирован и спроецирован процесс производства?
Истоки большинства проблем
в организации кроются в
Культура фирмы (атмосфера или климат в организации) используется для привлечения работников отдельных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Имидж корпорации создается с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения. Культура и образ фирмы подкрепляются или ослабевают под действием репутации компании.
Приведя внутренние силы
и слабости в соответствие
с внешними угрозами и
Действительно, во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ей пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому, изучая внешнюю среду, необходимо концентрировать внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.
Но для того чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и. следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют возможность успешного существования организации. Поэтому при анализе внутренней среды следует выявить именно то, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом. Анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.
Информация о работе Стратегическое управление промышленным предприятием (на примере ОАО «Мастра»)