Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности предприятия. Этим и обусловлена актуальность темы курсовой работы.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие и роль стратегического планирования в деятельности
предприятия 5
1.1 Сущность и содержание стратегического планирования 5
1.2 Процесс и основные элементы стратегического планирования 9
2 Анализ стратегического планирования на примере ОАО «Минский
завод безалкогольных напитков» 14
2.1 Организационная характеристика предприятия 14
2.2 Организация стратегического планирования на предприятии 18
3 Предложения по развитию стратегического планирования на
предприятии 27
Заключение 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Шадурская Е.Н. Стратегическое планирование организации на примере предприятия РБ (ОАО «Ми%D.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

     - выбрать состав и определить  показатели товаров и услуг,  которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

     - выявить соответствие имеющихся  кадров предприятия, условий мотивации их труда, предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

     - определить состав маркетинговых  мероприятий предприятия по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;

     - оценить финансовое положение  предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

     - предусмотреть трудности, “подводные  камни”, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

     Важность  и эффективность бизнес-плана  ЗАО «МЗБН» заключается в его комплексности и направленности в будущее. Качественная подготовка этого документа позволяет чётко определить конечную цель, рассчитать необходимые ресурсы, выстроить временной график.

     При осуществлении стратегического  планирования на предприятии применяются следующие методы анализа:

     - SWOT-анализ;

     - SPACE-анализ;

     - конкурентный анализ 5 сил М. Портера.

     Исследование  внешней среды на рынке прохладительных  напитков Беларуси позволяет определить сильные и слабые стороны ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков», выявить благоприятные возможности, а также внешние угрозы.

Таблица 2.2  Сильные и слабы стороны  ЗАО «МЗБН»

Сильные стороны Слабые стороны
Высококвалифицированный персонал Тесные  складские и вспомогательные  помещения
Собственные скважины, расположенные на территории предприятия, обеспечивающие высокое качество продукции
 
Конкурентоспособные цены на продукцию
Недостаточно  развитая дистрибьюторская сеть
Диверсифицированное производство, включаюшее в себя как безалкогольные, так и слабоалкогольные напитки, минеральные воды, вина и ликеры, что позволяет сглаживать сезонные колебания спроса
 
Месторасположение непосредственно в регионе с наибольшим потреблением прохладительных напитков в республике
Слабая  коммуникационная  политика (реклама, продвижение)
Значительные  запасы артезианской и минеральной воды Недостаточно  поставленная работа    по брендингу
Способность к постоянному обновлению ассортимента по всем товарным группам
 
Благоприятные внешние воздействия
Внешние угрозы
Благоприятная общемировая тенденция роста  потребления питьевой бутилированной воды Растущее конкурентное давление
Возможность выхода на внешний рынок Возможность появления  новых конкурентов
Значительный  объем импорта прохладительных напитков в республику, что создает возможность импортозамещения  
 

     Вся продукция ЗАО «МЗБН» представляет собой продукты массового потребления, 96,5% продукции реализуется на территории Беларуси. Поэтому на уровень сбыта и доходности продукции предприятия основное воздействие оказывают внутренние факторы развития потребительского рынка Беларуси.

     На  основе  экспертных  оценок  можно  построить  матрицу стратегического  положения  и  оценки  действий  ЗАО «МЗБН»,  которая  используется  для  оценки  текущего  и стратегического положения организации,  а также отдельных областей  ее деятельности. Факторы поделены на 4 группы и ранжируются по шкале от -6 до +6. Факторы оценки текущего и стратегического положения организации (в скобках дана экспертная оценка каждого фактора):

     - факторы стабильности - ФС (-2);

     - факторы производственного потенциала - ФПП (+5);

     - факторы финансового потенциала - ФФП (-1);

     - факторы конкурентных преимуществ  - ФКП (+2).

      На рисунке 2.2 представлена матрица SPACE-анализа ЗАО «МЗБН».

Рисунок 2.2 Матрица SPACE-анализа ЗАО «МЗБН» 

     Из  рисунка 2.2 видно, что ЗАО «МЗБН» балансирует между конкурентным  и  агрессивным  положением  на  рынке.  Конкурентное положение  объясняется  современной  материальной базой предприятия, высококвалифицированными кадрами. Агрессивное положение является  следствием  большого  числа  сильных  конкурентов  на  рынке строительных и отделочных материалов.

     Конкурентное  преимущество можно  приобрести  за  счет сокращения  затрат,  сроков  поставки  и  высокого  качества.  Это  может обеспечить  только эффективная система управления материальными ресурсами. 

     Состояние  и  влияние  стратегических  элементов  конкурентной микросреды  ЗАО «МЗБН»  можно  оценить  с  помощью модели 5 сил конкуренции Портера. Анализ пяти сил конкуренции Портера применительно  к  ЗАО «МЗБН»  проведенный    на  основе экспертных  оценок,  приведен  в  таблице  2.3.  Экспертами выступили руководители отделов предприятия, а также ряд специалистов – главный технолог, специалист по снабжению и специалист по сбыту.

Таблица 2.3 Конкурентный анализ ЗАО «МЗБН»

Возможные целевые факторы внешней среды Характер  влияния на цели фирмы
Угрозы   Возмож-ности
-2 -1 0 1 2
Состояние и влияние конкуренции со стороны  существующих фирм
1. состав (доли рынка), цели и намерения конкурентов     *    
2. методы  реализации товарной политики  конкурентов   *      
3. динамика  цен конкурентов    *      
4. сбытовая  сеть и средства стимулирования  сбыта    *      
5. финансовая  стабильность конкурентов      *    
Итоговая  оценка влияния отраслевых конкурентов   *      
Состояние и влияние новых конкурентов  на цели фирмы
1. масштаб  сбыта, уровень себестоимости    *      
2. степень  дифференциации продукции  *        
3. доступность  каналов распределения продукции   *      
4. потребность  в дополнительных капиталовложениях     *    
5. консерватизм  системы поставок          *
6. факторы,  определяющие высокий уровень  себестоимости, не связанных с масштабом сбыта   *      
Итоговая  оценка влияния потенциальных конкурентов   *      

 

Продолжение таблицы 2.3

Состояние и влияние товаров-заменителей на цели фирмы
1. количество  эффективных товаров заменителей       *  
2. объем  сбыта товаров-заменителей       *    
3. разница  в ценах между изделием-оригиналом  и товаром-заменителем в пользу последних     *    
Итоговая  оценка влияния товаров-заменителей     *    
Состояние и влияние поставщиков на цели фирмы
1. количество  поставщиков        *  
2. потребление  продукции поставщиков        *  
3. наличие  заменителей поставляемой продукции   *      
4. дифференциация  поставляемой продукции      *    
Итоговая  оценка влияния  поставщиков        *  
Состояние и влияние потребителей продукции  на цели фирмы
1. объем  продукции, приобретаемый потребителями       *  
2. доля  бюджета потребителя, занимаемая  продукцией       *  
3. степень  стандартизации продукции         *
4. экономическое  положение потребителей        *  
5. обеспечение  потребителя информацией о продукции         *
6. уровень  организации потребителей      *    
Итоговая  оценка влияния  потребителей       *  
 

     Анализ  в выше приведенной таблице показал,  что  угрозу вызывают такие    стратегические  элементы  микросреды,  как  конкуренты  среди  существующих  фирм  и  новые  конкуренты.  Опасность  со  стороны существующих  фирм  вызвана  методами  товарной  политики,  целями  и намерениями  конкурентов;  со стороны новых конкурентов -  уровнем себестоимости и степенью дифференциации продукции. Возможностями для ЗАО «МЗБН»  являются  взаимодействия  с  поставщиками  и потребителями. Итоговая оценка влияния конкурентной микросреды на цели фирмы  составила  0,  что подтверждает  проведенный  выше  SPAСE-анализ, выявивший  балансирующие  положение  организации  между  агрессивным  и конкурентным текущим и стратегическим положением.

     Основным  недостатком стратегического планирования на предприятии является то, что нет единого документа под названием «Стратегический план ЗАО «МЗБН», который бы включал все элементы присущие стратегическому плану с полным, детальным анализом как внешней, так и внутренней среды предприятия, конкурентной среды и разработкой стратегии деятельности предприятия в различных аспектах и сферах деятельности предприятия. Кроме того, недостатком существующей системы планирования является и то, что на предприятии отсутствует подразделение, которое занимается процессом стратегического планирования, это не позволяет предприятию охватить все аспекты планирования и качественно подготовиться к взаимодействию с внешней и внутренней средой.

 

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО РАЗВИТИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО 
ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 
 

     Внедрение стратегического планирования на ЗАО «МЗБН» и составление стратегического плана развития как результирующего документа преследует единственную цель — увеличить инвестиционную привлекательность компании и обеспечить прозрачность принимаемых решений. Стратегический план можно назвать «генеральным планом стратегического роста», где уже заложена основная цель документа — стать инструментом, действие которого направлено не на текущее, а на стратегическое развитие.

     Цель  стратегического планирования —  это не только (и не столько) определение финансового результата, сколько формирование целостной концепции развития, осознание всех потенциальных угроз и рисков и выработка механизмов их предотвращения либо оперативного реагирования на негативные изменения внешней конъюнктуры.

     Основными направлениями стратегического планирования на предприятии являются:

     1. разработка механизма стратегического  планирования на предприятии;

     2. организация отдела стратегического  планирования.

     Стратегический  план ЗАО «МЗБН» должен стать ориентиром развития компании на выбранный период времени, а сам процесс планирования должен протекать непрерывно.

     Рассмотрим  необходимые условия формирования стратегического плана ЗАО «МЗБН», среди которых выделим следующие:

     1) определение цели и стратегии  развития предприятия;

     2) сроки планирования;

     3) состав и структура стратегического  плана;

     4) работа с рисками и неопределенностью;

     5) система мотивации и участие  исполнителей.

     А теперь рассмотрим каждое из условий  подробнее.

     1. Определение цели и стратегии  предприятия

     Цель  предприятия может быть выражена не только в числовых параметрах, но и представлена на качественном уровне. В этом случае в стратегии должны быть приведены цифровые показатели, непосредственно свидетельствующие о достижении (степени достижения) главной цели.

     На  этапе формирования стратегии развития разработчикам стратегического плана, а также всем заинтересованным сторонам, включая руководство, необходимо определить те факторы, которые оказывают влияние на деятельность предприятия.

     Наилучшим инструментом служит SWOT-анализ.

     SWOT-анализу  должно предшествовать подробное  изучение деятельности предприятия не только со стороны аналитиков, но и со стороны непосредственных исполнителей стратегии, т.к. именно они обладают всей необходимой первичной информацией. Руководству ЗАО «МЗБН» не стоит проводить дорогостоящих маркетинговых исследований, достаточно внимательного изучения статистического материала по деятельности предприятия, отрасли, в котором оно функционирует, а также наблюдения за действиями и предпочтениями потребителей.

     Подобные  мероприятия могут быть осуществлены силами работников предприятия, что  способно сэкономить огромную сумму  денег.

     При разработке стратегии развития следует  избегать ошибки, допускаемой большинством руководителей, а именно — ни при каких обстоятельствах нельзя принимать желаемые результаты за действительные. Если по какому-то вопросу стратегии возникла дискуссия, особенно среди высшего руководства, необходимо на какое-то время прерваться для уточнения всех деталей. И если только все руководство (или хотя бы 80% от числа людей, участвующих в реализации стратегии) согласны и уверены в положениях стратегии, ее можно принять на уровне топ-менеджмента ЗАО «МЗБН».

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии