Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа
В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности предприятия. Этим и обусловлена актуальность темы курсовой работы.
Введение 3
1 Понятие и роль стратегического планирования в деятельности
предприятия 5
1.1 Сущность и содержание стратегического планирования 5
1.2 Процесс и основные элементы стратегического планирования 9
2 Анализ стратегического планирования на примере ОАО «Минский
завод безалкогольных напитков» 14
2.1 Организационная характеристика предприятия 14
2.2 Организация стратегического планирования на предприятии 18
3 Предложения по развитию стратегического планирования на
предприятии 27
Заключение 33
Список использованных источников 35
- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
-
выявить соответствие
-
определить состав
- оценить финансовое положение предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
-
предусмотреть трудности, “
Важность и эффективность бизнес-плана ЗАО «МЗБН» заключается в его комплексности и направленности в будущее. Качественная подготовка этого документа позволяет чётко определить конечную цель, рассчитать необходимые ресурсы, выстроить временной график.
При осуществлении стратегического планирования на предприятии применяются следующие методы анализа:
- SWOT-анализ;
- SPACE-анализ;
- конкурентный анализ 5 сил М. Портера.
Исследование внешней среды на рынке прохладительных напитков Беларуси позволяет определить сильные и слабые стороны ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков», выявить благоприятные возможности, а также внешние угрозы.
Таблица 2.2 Сильные и слабы стороны ЗАО «МЗБН»
Сильные стороны | Слабые стороны |
Высококвалифицированный персонал | Тесные складские и вспомогательные помещения |
Собственные скважины, расположенные на территории предприятия, обеспечивающие высокое качество продукции | |
Конкурентоспособные цены на продукцию |
Недостаточно развитая дистрибьюторская сеть |
Диверсифицированное производство, включаюшее в себя как безалкогольные, так и слабоалкогольные напитки, минеральные воды, вина и ликеры, что позволяет сглаживать сезонные колебания спроса | |
Месторасположение непосредственно в регионе с наибольшим потреблением прохладительных напитков в республике |
Слабая коммуникационная политика (реклама, продвижение) |
Значительные запасы артезианской и минеральной воды | Недостаточно поставленная работа по брендингу |
Способность к постоянному обновлению ассортимента по всем товарным группам | |
Благоприятные внешние воздействия |
Внешние угрозы |
Благоприятная общемировая тенденция роста потребления питьевой бутилированной воды | Растущее конкурентное давление |
Возможность выхода на внешний рынок | Возможность появления новых конкурентов |
Значительный объем импорта прохладительных напитков в республику, что создает возможность импортозамещения |
Вся продукция ЗАО «МЗБН» представляет собой продукты массового потребления, 96,5% продукции реализуется на территории Беларуси. Поэтому на уровень сбыта и доходности продукции предприятия основное воздействие оказывают внутренние факторы развития потребительского рынка Беларуси.
На основе экспертных оценок можно построить матрицу стратегического положения и оценки действий ЗАО «МЗБН», которая используется для оценки текущего и стратегического положения организации, а также отдельных областей ее деятельности. Факторы поделены на 4 группы и ранжируются по шкале от -6 до +6. Факторы оценки текущего и стратегического положения организации (в скобках дана экспертная оценка каждого фактора):
- факторы стабильности - ФС (-2);
-
факторы производственного
- факторы финансового потенциала - ФФП (-1);
-
факторы конкурентных
На рисунке 2.2 представлена матрица SPACE-анализа ЗАО «МЗБН».
Рисунок
2.2 Матрица SPACE-анализа ЗАО «МЗБН»
Из
рисунка 2.2 видно, что ЗАО «МЗБН»
балансирует между
Конкурентное преимущество можно приобрести за счет сокращения затрат, сроков поставки и высокого качества. Это может обеспечить только эффективная система управления материальными ресурсами.
Состояние и влияние стратегических элементов конкурентной микросреды ЗАО «МЗБН» можно оценить с помощью модели 5 сил конкуренции Портера. Анализ пяти сил конкуренции Портера применительно к ЗАО «МЗБН» проведенный на основе экспертных оценок, приведен в таблице 2.3. Экспертами выступили руководители отделов предприятия, а также ряд специалистов – главный технолог, специалист по снабжению и специалист по сбыту.
Таблица 2.3 Конкурентный анализ ЗАО «МЗБН»
Возможные целевые факторы внешней среды | Характер влияния на цели фирмы | ||||
Угрозы | Возмож-ности | ||||
-2 | -1 | 0 | 1 | 2 | |
Состояние и влияние конкуренции со стороны существующих фирм | |||||
1. состав (доли рынка), цели и намерения конкурентов | * | ||||
2. методы реализации товарной политики конкурентов | * | ||||
3. динамика цен конкурентов | * | ||||
4. сбытовая
сеть и средства |
* | ||||
5. финансовая стабильность конкурентов | * | ||||
Итоговая оценка влияния отраслевых конкурентов | * | ||||
Состояние и влияние новых конкурентов на цели фирмы | |||||
1. масштаб сбыта, уровень себестоимости | * | ||||
2. степень дифференциации продукции | * | ||||
3. доступность
каналов распределения |
* | ||||
4. потребность в дополнительных капиталовложениях | * | ||||
5. консерватизм системы поставок | * | ||||
6. факторы, определяющие высокий уровень себестоимости, не связанных с масштабом сбыта | * | ||||
Итоговая
оценка влияния потенциальных |
* |
Продолжение таблицы 2.3
Состояние и влияние товаров-заменителей на цели фирмы | |||||
1. количество
эффективных товаров |
* | ||||
2. объем сбыта товаров-заменителей | * | ||||
3. разница
в ценах между изделием- |
* | ||||
Итоговая оценка влияния товаров-заменителей | * | ||||
Состояние и влияние поставщиков на цели фирмы | |||||
1. количество поставщиков | * | ||||
2. потребление продукции поставщиков | * | ||||
3. наличие
заменителей поставляемой |
* | ||||
4. дифференциация поставляемой продукции | * | ||||
Итоговая оценка влияния поставщиков | * | ||||
Состояние и влияние потребителей продукции на цели фирмы | |||||
1. объем
продукции, приобретаемый |
* | ||||
2. доля
бюджета потребителя, |
* | ||||
3. степень стандартизации продукции | * | ||||
4. экономическое положение потребителей | * | ||||
5. обеспечение
потребителя информацией о |
* | ||||
6. уровень организации потребителей | * | ||||
Итоговая оценка влияния потребителей | * |
Анализ в выше приведенной таблице показал, что угрозу вызывают такие стратегические элементы микросреды, как конкуренты среди существующих фирм и новые конкуренты. Опасность со стороны существующих фирм вызвана методами товарной политики, целями и намерениями конкурентов; со стороны новых конкурентов - уровнем себестоимости и степенью дифференциации продукции. Возможностями для ЗАО «МЗБН» являются взаимодействия с поставщиками и потребителями. Итоговая оценка влияния конкурентной микросреды на цели фирмы составила 0, что подтверждает проведенный выше SPAСE-анализ, выявивший балансирующие положение организации между агрессивным и конкурентным текущим и стратегическим положением.
Основным
недостатком стратегического
Внедрение стратегического планирования на ЗАО «МЗБН» и составление стратегического плана развития как результирующего документа преследует единственную цель — увеличить инвестиционную привлекательность компании и обеспечить прозрачность принимаемых решений. Стратегический план можно назвать «генеральным планом стратегического роста», где уже заложена основная цель документа — стать инструментом, действие которого направлено не на текущее, а на стратегическое развитие.
Цель стратегического планирования — это не только (и не столько) определение финансового результата, сколько формирование целостной концепции развития, осознание всех потенциальных угроз и рисков и выработка механизмов их предотвращения либо оперативного реагирования на негативные изменения внешней конъюнктуры.
Основными направлениями стратегического планирования на предприятии являются:
1.
разработка механизма
2.
организация отдела
Стратегический план ЗАО «МЗБН» должен стать ориентиром развития компании на выбранный период времени, а сам процесс планирования должен протекать непрерывно.
Рассмотрим
необходимые условия
1) определение цели и стратегии развития предприятия;
2) сроки планирования;
3)
состав и структура
4)
работа с рисками и
5) система мотивации и участие исполнителей.
А теперь рассмотрим каждое из условий подробнее.
1. Определение цели и стратегии предприятия
Цель предприятия может быть выражена не только в числовых параметрах, но и представлена на качественном уровне. В этом случае в стратегии должны быть приведены цифровые показатели, непосредственно свидетельствующие о достижении (степени достижения) главной цели.
На этапе формирования стратегии развития разработчикам стратегического плана, а также всем заинтересованным сторонам, включая руководство, необходимо определить те факторы, которые оказывают влияние на деятельность предприятия.
Наилучшим инструментом служит SWOT-анализ.
SWOT-анализу
должно предшествовать
Подобные мероприятия могут быть осуществлены силами работников предприятия, что способно сэкономить огромную сумму денег.
При разработке стратегии развития следует избегать ошибки, допускаемой большинством руководителей, а именно — ни при каких обстоятельствах нельзя принимать желаемые результаты за действительные. Если по какому-то вопросу стратегии возникла дискуссия, особенно среди высшего руководства, необходимо на какое-то время прерваться для уточнения всех деталей. И если только все руководство (или хотя бы 80% от числа людей, участвующих в реализации стратегии) согласны и уверены в положениях стратегии, ее можно принять на уровне топ-менеджмента ЗАО «МЗБН».
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии