Стратегическое планирование на примере предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня. (П. Дракер).

Деятельность организации на свободном рынке справедливо сравнивают с действиями армии на фронте. Действительно, работа организации в условиях свободного рынка не что иное, как участие в жестокой войне, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Современная стадия развития российской экономики такова, что организация должна сама определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их достижения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы стратегического планирования деятельности организации

1.1 Понятие, содержание стратегического планирования……...................5

1.2. Сущность процесса стратегического планирования………………….7

1.3. Этапы стратегического планирования………………………………...8

1.3.1. Стратегический анализ………………………………………….…..12

1.3.1.1. ПЭСТ (СТЭП) - анализ и модель пяти сил конкуренции…...14

1.3.1.2. SWOT-анализ…………………………………………….…….15
. Стратегический выбор………………………………………………16
. Матрица Бостонской консультативной группы (матрица БКГ)….22

2. Реализация стратегического планирования на примере организации «Офис-Мебель»

2.1. Характеристика фирмы ООО «Офис-Мебель»……………………...26

2.1.1. Анализ внешней среды организации - PEST-анализ………….28

2.1.2. Анализ внутренний среды SWOT-анализ……………………...33 2.2. Характеристика стратегических зон хозяйствования ООО «Офис-Мебель»…………………………………………………………...…………….37

2.3. Разработка альтернатив и выбор стратегии с использованием матрицы БКГ……………………………………………………………………39

2.4. Формулировка общей стратегии ООО «Офис-Мебель»…………….41

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 85.95 Кб (Скачать)
 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы  стратегического  планирования деятельности  организации

      1.1 Понятие, содержание стратегического планирования……...................5

      1.2. Сущность процесса стратегического планирования………………….7

      1.3. Этапы стратегического планирования………………………………...8

      1.3.1. Стратегический анализ………………………………………….…..12

           1.3.1.1. ПЭСТ (СТЭП) - анализ и модель пяти сил конкуренции…...14

          1.3.1.2. SWOT-анализ…………………………………………….…….15

      1. . Стратегический выбор………………………………………………16
      2. . Матрица Бостонской консультативной группы (матрица БКГ)….22

2.  Реализация стратегического  планирования на примере организации «Офис-Мебель»

      2.1. Характеристика фирмы ООО «Офис-Мебель»……………………...26

           2.1.1. Анализ внешней среды организации - PEST-анализ………….28

           2.1.2. Анализ внутренний среды SWOT-анализ……………………...33                      2.2. Характеристика стратегических зон хозяйствования ООО «Офис-Мебель»…………………………………………………………...…………….37

     2.3. Разработка альтернатив и выбор стратегии с использованием матрицы БКГ……………………………………………………………………39

      2.4. Формулировка общей стратегии ООО «Офис-Мебель»…………….41

Заключение

Список использованной литературы  

Введение

Стратегическое  планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня. (П. Дракер).

Деятельность  организации на свободном рынке  справедливо сравнивают с действиями армии на фронте. Действительно, работа организации в условиях свободного рынка не что иное, как участие  в жестокой войне, результатом которой  может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Современная стадия развития российской экономики такова, что организация  должна сама определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент  продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию  их достижения.

В настоящее  время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций  менеджмента. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход.

Стратегическое  планирование - это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений, функции  организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического  планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации  в целом и отдельные люди будут  лишены четкого способа оценки цели и направления организации.

Стратегическое  планирование является важнейшей составной  частью управления организацией, и  без него вряд ли возможна успешная работа организации в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий, поэтому данная тема является очень актуальной в наши дни.

Объектом  исследования курсовой работы являются процессы стратегического управления в организации.

Предмет исследования - способы и приемы изучения процесса стратегического  управления, стратегического планирования.

Цель  курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического  планирования как составной части  процесса стратегического управления в организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие стратегического планирования;
  • определить сущность стратегического планирования;
  • охарактеризовать этапы стратегического планирования;
  • рассмотреть применение основных положений стратегического планирования на примере фирмы ООО «Офис-Мебель ";

При написании  работы использованы следующие методы: изучение и анализ научной литературы, метод сравнения, метод обобщения, матрицу BCG, статистические показатели и др.

Структура работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования и  состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы.

В первой главе рассмотрены теоретические  аспекты сущности стратегического  планирования. Вторая глава описывает  процесс стратегического управления на примере организации «Офис-Мебель». В заключении подводится итог теоретической и практической частей работы, отражается решение поставленных во введении задач.

При написании  работы основными источниками информации послужили труды по стратегическому  управлению и планированию таких  авторов, как Томпсон А.А., Стрикленд  А. Дж., Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П., Лафта Дж.К., Любанова Т.П., Мясоедова  Л.В., Царев В.В. и др. 
 

1. Теоретические основы  стратегического  планирования деятельности  организации

1.1 Понятие, содержание стратегического планирования.

Стратегическое  планирование как новый подход в  менеджменте был сформирован  в 70-80 гг. XXв. Теоретическим и методологическим аспектам стратегического планирования было посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли Ф. Абраме, Р. Акофф, И. Ансофф, Дж. Куинн, К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хемел, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон и др.1

Основная  идея теории стратегического планирования заключается в том, что только посредством постоянного совершенствования  всех элементов системы менеджмента  в организации можно успешно  развивать собственный бизнес в  условиях достаточно жесткой конкуренции  и непредсказуемых изменений  как во внешней, так и во внутренней среде. Экономическая эффективность  от использования систем стратегического  планирования проявляется в наиболее целесообразном и наименее рискованном  использовании всех видов ресурсов организации, повышение уровня ее конкурентоспособности и создании благоприятных перспектив постоянного и долговременного присутствия на целевом рынке (т.е. рынке, на котором организация работает).2

Стратегия представляет собой всесторонний комплексный  план, отображающий конкретные пути развития организации исходя из динамики внешней  среды посредством формулирования миссии организации и целей, поиска ресурсов для их достижения и планирования конкретных действий на перспективуСтратегия в значительной мере разрабатывается  высшим руководством организации, а  ее реализация предусматривает участие  сотрудников всех уровней управления. Стратегический план должен быть, с  одной стороны, целостным, с другой - гибким, допускающим коррекцию. Выработанная стратегия придает организации  общую направленность и индивидуальность, а ее сотрудникам - четкие ориентиры  в повседневных действиях.3

Планирование  как функция управления состоит  в выборе наилучшей альтернативы текущего и перспективного развития объекта управления. Планирование должно быть способным адаптироваться к  постоянным изменениям внешней среды  и самого объекта управления.

Объектом  плановой работы могут быть любые  виды деятельности, нацеленные на достижение каких-либо целей, особенно целей по обеспечению интересов и потребностей субъектов рынка и хозяйствования.

Планирование  всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие организации в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит  от точности и правильности бухгалтерских  расчетов прошлого. Любое планирование организации базируется на неполных данных, поэтому качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. 

1.2. Сущность процесса стратегического планирования

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления организацией. Его задача состоит в том, чтобы  в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации  предприятия.

Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического  планирования:

  • распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт
  • адаптация к внешней среде
  • внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);
  • осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

Стратегический  план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме  того, стратегический план придает  организации определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать товары или услуги.

Будучи  функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система  управленческих функций, или основой  функциональной структуры системы  управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью  которого формируется система целей  функционирования организации и  объединяются усилия всего коллектива организации по ее достижению.

Стратегическое  планирование решает следующие проблемы организации:

  1. какие заказчики будут у организации, и на каких рынках она будет работать;
  2. какие деловые процессы должны развиваться в организации;
  3. каковы внешние факторы, более всего влияющие на результаты деятельности организации;
  4. какая новая продукция или новые услуги будут предлагаться организацией;
  5. какие специфические параметры организации нужно больше всего развивать;
  6. какие финансовые, материально-технические и людские ресурсы понадобятся для реализации выбранной стратегии.4
 

1.3. Этапы стратегического  планирования

Стратегическое  планирование является составной частью стратегического управления, которое  представляет собой процесс, протекающий  в три основных этапа:

  • определение долгосрочных перспектив развития предприятия, т.е. его стратегия;
  • разработка комплекса мероприятий (заданий) по реализации стратегии фирмы;
  • контроль и выявление основных проблем при реализации стратегии развития объекта.

Этапы стратегического управления могут  частично совпадать во времени и  оказывать влияние друг на друга.

Термины "стратегическое планирование" и "стратегическое управление" в  журналистской практике и в обыденной  речи часто воспринимаются как синонимы. Однако это не так. Строго говоря, стратегическое управление состоит из стратегического  планирования, реализации выработанной стратегии и стратегического  контроля. Но и в теории, и на практике самое сложное - это составление  стратегического плана развития той или иной организации, того или  иного проекта. Именно поэтому стратегическое планирование необходимо рассматривать  как центральное звено стратегического  управления. Стратегическое планирование обеспечивает основу для выработки  экономически целесообразных проектов управленческих решений, реализацию основных функций в организации (учет, контроль, анализ, регулирование, организация, маркетинг  и мотивация).5

Информация о работе Стратегическое планирование на примере предприятия