Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:24, курсовая работа
Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня. (П. Дракер).
Деятельность организации на свободном рынке справедливо сравнивают с действиями армии на фронте. Действительно, работа организации в условиях свободного рынка не что иное, как участие в жестокой войне, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Современная стадия развития российской экономики такова, что организация должна сама определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их достижения.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы стратегического планирования деятельности организации
1.1 Понятие, содержание стратегического планирования……...................5
1.2. Сущность процесса стратегического планирования………………….7
1.3. Этапы стратегического планирования………………………………...8
1.3.1. Стратегический анализ………………………………………….…..12
1.3.1.1. ПЭСТ (СТЭП) - анализ и модель пяти сил конкуренции…...14
1.3.1.2. SWOT-анализ…………………………………………….…….15
. Стратегический выбор………………………………………………16
. Матрица Бостонской консультативной группы (матрица БКГ)….22
2. Реализация стратегического планирования на примере организации «Офис-Мебель»
2.1. Характеристика фирмы ООО «Офис-Мебель»……………………...26
2.1.1. Анализ внешней среды организации - PEST-анализ………….28
2.1.2. Анализ внутренний среды SWOT-анализ……………………...33 2.2. Характеристика стратегических зон хозяйствования ООО «Офис-Мебель»…………………………………………………………...…………….37
2.3. Разработка альтернатив и выбор стратегии с использованием матрицы БКГ……………………………………………………………………39
2.4. Формулировка общей стратегии ООО «Офис-Мебель»…………….41
Заключение
Список использованной литературы
Главная задача такого контроля - выяснить, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей и миссии организации. Поэтому корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегии, так и целей организации, что принципиально отличает этот вид контроля от оперативного, при котором цели текущего плана являются незыблемыми.7
Стратегическое
планирование и долгосрочное планирование
- не одно и то же. Хотя, стратегические
планы, как правило, носят долгосрочный
характер, но долгосрочные планы могут
быть как стратегическими, так и
оперативными. Первые включают в себя
обоснование целей, их иерархию, оценку
внешних условий, внутренних плюсов
и минусов и основные направления
действий. Вторые относятся к более
простым управленческим инструментам.
Как подчеркивает И. Ансофф, стратегическое
и долгосрочное планирование отличаются
друг от друга главным образом
по трактовке ими будущего. Так, "в
системе долгосрочного
Стратегический план не является чисто административным документом. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответствии с которым все заинтересованные лица - руководство, собственники, работники, клиенты, общественность, - принимают на себя определенные обязательства. Стратегический план - это не столько директива, сколько свод согласованных правил и требований к персоналу организации, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для развития организации, которые необходимо предпринять. Процесс стратегического планирования направлен не только на поиск приоритетных направлений развития организации, но и на поиск определенного консенсуса, на вовлечение в принятие решений - а значит, и в их реализацию - широкого круга работников организации.
Для проведения
стратегического анализа каждой
организации требуется
Для разработки стратегического плана развития и большие, и малые организации нередко прибегают к помощи профессиональных консультантов.9
Таким
образом, стратегическое планирование
представляет собой постоянно повторяющийся
замкнутый цикл, который ни на минуту
не приостанавливается и постоянно
реализуется в организации. Оценка
деятельности организации, анализ изменяющейся
внешней среды деятельности организации
одновременно являются и началом, и
концом этого цикла. В то же время
основные направления действий, конкретный
план конкурентной борьбы, создание новых
конкурентных преимуществ, корректировка
корпоративной культуры, формирование
организационной структуры, отвечающей
изменившимся стратегическим ориентирам,
- все это может достаточно часто
подвергаться изменениям в зависимости
от степени изменчивости внешней
среды, в которой действует
Руководители
организации, высшие менеджеры должны
в первую очередь следить за изменяющейся
обстановкой и быть инициаторами
соответствующих перемен в
На практике обычно применяют три основные схемы организации процедур стратегического планирования.10:
Наиболее
типичные сложности, с которыми сталкиваются
различные организации при
В России всё чаще стали подходить к необходимости применения стратегического планирования. Разумеется, и в нашей стране у него есть определенные предшественники, как в теории, так и особенно в практике управления. План ГОЭЛРО (проект электрификации России), в частности, был ориентирован на создание новых возможностей по проведению индустриализации всей страны и в этом отношении представлял собой вектор "из будущего", как в целом и стратегия индустриализации, да и любая стратегия прорыва. 11
Таким
образом, стратегическое планирование
является одной из функций управления,
которая представляет собой процесс
выбора целей организации и путей
их достижения. Стратегическое планирование
является основой для всех управленческих
решений. Процесс стратегического
планирования состоит из нескольких
этапов: от установления миссии и целей
организации, оценки внешней и внутренней
среды предприятия, до выбора, реализации
и оценки стратегического плана.
Циклическое строение процесса стратегического
планирования позволяет организациям
пересматривать, корректировать свою
миссию, цели и стратегию для максимально
эффективной работы организации.12
1.3.3. Матрица Бостонской консультативной группы (матрица БКГ)
Наиболее
популярная процедура анализа положения
на рынке диверсифицированной
Матрица
БКГ (рис. 1) содержит четыре квадранта
в координатах скорость роста отрасли
- относительная доля рынка, контролируемая
фирмой.
Рис. 1.
Матрица БКГ для гипотетической фирмы
Каждая СЗХ определяется кругом в этих координатах, причем площадь круга соответствует объему продаж в СЗХ или относительной доле СЗХ в продажах всей фирмы.
Относительная доля рынка определяется как отношение объема продаж в СЗХ к объему продаж средней СЗХ фирм, действующих на этом рынке.
Мы видим, что при помощи матрицы БКГ СЗХ фирмы группируются в четыре зоны. Рассмотрим каждую из них.
«Дикая кошка». Быстрый рост рынка делает эти СЗХ привлекательными. Но их относительная доля на рынке низка и рождает вопрос, удастся ли реализовать потенциально высокую прибыль. Поэтому фирма должна решить, следует ли ей инвестировать капитал в СЗХ, расположенные в этом квадранте.
БКГ утверждает, что имеются две наилучшие возможности действий в этой ситуации:
- агрессивная
стратегия роста для
- «раздевание»
в случае, если стоимости усиления
позиций на рынке при
Следование
стратегии быстрого роста всегда
предпочтительнее, если СЗХ характеризуются
эффектом снижения издержек производства
за счет его масштаба. При этом увеличение
контролируемой доли рынка позволяет
занять позицию конкуренции по более
низкой стоимости, далее опять увеличить
контролируемую долю рынка. Таким образом,
корпоративная стратегия
«Звезды».
Это, конечно, самая лучшая позиция
для бизнеса. Но «звезды» обычно требуют
больших инвестиций для поддержки
экспансии продукции и
«Дойные коровы». Бизнес в этом секторе с относительно большой контролируемой частью рынка и при лидирующих позициях в отрасли обеспечивает достаточно притягательную прибыль, но вследствие слабого роста отрасли в целом нет необходимости реинвестировать капитал для поддержания позиции СЗХ на рынке, а потоки инвестиций целесообразно направить в другие секторы.
Многие из сегодняшних «дойных коров» вчера были «звездами». Они должны «доиться» для выплаты дивидендов корпорацией и для финансирования новых предприятий: юных «звезд» и «диких кошек» с целью их превращения в «звезды».
Слабые «дойные коровы» становятся кандидатами для «раздевания», если в отрасли, достигшей зрелости, создаются неблагоприятные конкурентные условия.
«Собаки» - наименее привлекательный сектор вследствие непередовых позиций на рынке и малых прибылей по сравнению с лидерами, которые пользуются преимуществами масштаба производства. Таким образом, эти СЗХ, как правило, кандидаты к ликвидации.
Итак, матрица БКГ дает наглядное представление о портфеле СЗХ фирмы, позволяет сформулировать основные направления ее стратегий, направление развития каждой СЗХ, представить потоки инвестиций в фирме, их приоритеты. Однако надо отметить и определенные ограничения ее применения:
1. Низка размерность матрицы (2 2), желательно ее увеличить.
2. Соответственно
все СЗХ разбиты лишь на
четыре типа и показывают
3. Матрицы
БКГ хорошо отражают ситуацию
и пригодны для принятия
С целью преодоления этих ограничений матричная техника совершенствуется прежде всего в направлении использования более сложных и информативных переменных:
- вместо
скорости роста отрасли
- вместо
контролируемой доли рынка - конкурентный
статус фирмы.13
2. Стратегическое планирование на примере организации «Офис-Мебель»
2.1. Характеристика фирмы ООО «Офис-Мебель»
Общество с ограниченной ответственностью «Офис-Мебель» было зарегистрировано 15 января 2000 года Ленинского района г. Николай.
Информация о работе Стратегическое планирование на примере предприятия