Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа
В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности предприятия. Этим и обусловлена актуальность темы курсовой работы.
Введение 3
1 Понятие и роль стратегического планирования в деятельности
предприятия 5
1.1 Сущность и содержание стратегического планирования 5
1.2 Процесс и основные элементы стратегического планирования 9
2 Анализ стратегического планирования на примере ОАО «Минский
завод безалкогольных напитков» 14
2.1 Организационная характеристика предприятия 14
2.2 Организация стратегического планирования на предприятии 18
3 Предложения по развитию стратегического планирования на
предприятии 27
Заключение 33
Список использованных источников 35
Отметим, что разработка стратегии не должна занимать много времени. Как правило, она формируется в ходе сессий стратегического планирования, сотрудникам компании, занимающих от двух до трех дней.
Срок стратегического плана во многом зависит от сферы деятельности компании и частоты смены основной технологии, т. к. стратегия должна учитывать не только текущую технологическую цепочку и ее особенности, но и определить момент внедрения новых методов и инструментов работы. В то же время стратегический срок более пяти лет вряд ли представляется разумным, в большинстве случаев он ограничивается тремя годами. А для промышленного предприятия можно ограничиться и годом. При этом следует отличать стратегический срок от срока достижения главной цели, который может быть и более десяти лет.
Что же касается срока самого стратегического плана, то повторимся, годовой интервал представляется наиболее приемлемым, т.к. за его пределами риск недостижения плановых показателей увеличивается многократно.
Чем больше срок планирования, тем крупнее становится временной шаг планирования, следовательно, тем менее надежными представляются данные, изложенные в документе.
В
последнее время появилось
Рассмотрение положительных и отрицательных сторон этой системы остается за рамками данной курсовой работы, но представляется возможным рассмотреть четыре компонента BSC, которые могут быть использованы при написании стратегического плана. BSC состоит из четырех основных проекций: финансы; клиенты и маркетинг; обучение и развитие; бизнес-процессы.
Указанные компоненты системы должны составить основу стратегического планирования ЗАО «МЗБН», т.е. по данным проекциям должны быть указаны ключевые факторы, цели, сроки их достижения и ответственные лица. Более того, в стратегическом плане необходимо предусмотреть раздел, который рассматривает риски и механизм реагирования на негативные изменения окружающей среды. Данный блок не включен в состав BSC, разработанный авторами концепции, но многие компании уже включили проекцию «Риски» как пятый элемент системы BSC.
На
предприятии предлагается создать
отдел стратегического
1. Анализ необходимости развития предприятия, определение ключевых моменты развития.
2. Анализ ресурсов предприятия (производственные, материально-технические, информационные, кадровые, иные); анализ и систематизация технико-экономических и социально-экономических показателей работы предприятия.
3.
Анализ среды внешнего (косвенного)
воздействия (демографические,
4.
Проведение конкурентного
5.
Выбор стратегии и определение
приоритетов развития
6.
Определение основных
7.
Организация стратегического
8.
Определение основной
9. Анализ возможностей, видов и степени рисков при выполнении ключевых этапов плана, определение способов снижения каждого вида риска или средства управления риском.
10.
Моделирование развития
11. Составление прогноза развития предприятия в соответствии с перспективным планом, определение главных элементов бизнес-планов предприятия.
12.
Составление отчетов,
Рисунок 3.1
Проект организационной структуры
отдела
стратегического планирования
Создание отдела будет способствовать повышению эффективности стратегического планирования предприятия и повышению эффективности предприятия в целом.
Проведем расчет затрат и рассчитаем экономический эффект от создание отдела стратегического планирования.
На
основании предложений
Таблица 3.1 Предложения по внедрению методов стратегического планирования на ЗАО «МЗБН»
№ п/п | Наименование | Затраты по внедрению, млн. руб. |
1. | Применение всех элементов стратегического планирования | 25 |
2. | Организация отдела стратегического планирования | 65 |
Итого | 90 |
Как видно из таблицы общие затраты по внедрению выше предложенных мероприятий составили 90 млн. руб. Далее необходимо определить эффективность предложенных мероприятий на основании дисконтирования денежных потоков.
Таблица 3.2 Исходные данные для расчета экономической эффективности проекта на отечественных предприятиях
Инвестиционные затраты (первоначальная стоимость объекта), млн. руб. | Срок получения прибыли от реализации проекта, лет | Чистая прибыль от реализации инвестиционного проекта, млн. руб. | Норма дисконта, % | |||||
Всего | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | |||
90 | 5 | 130 | 25 | 30 | 30 | 25 | 20 | 13 |
1. Простая норма прибыльности: .
2. Срок окупаемости инвестиций: (года).
3.
Дисконтированная стоимость
,
где ДСБД – дисконтированная стоимость будущих доходов, млн. руб.; ЧД – чистый доход в i-ом году, млн. руб.; БП – размер банковского процента в десятичной дроби, n – срок получения прибыли от реализации.
(млн. руб.).
4.
Чистая дисконтированная
,
где И – инвестиции в проект, млн. руб.
(млн. руб.).
Инвестиционный проект является прибыльным, так чистая дисконтированная стоимость больше нуля (ЧДС = 2,6 млн. руб.). Предприятию выгоднее вложить деньги в проект, чем в банк.
Основной вид деятельности ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков» - производство вод питьевых и минеральных, безалкогольных напитков. Ассортимент предприятия насчитывает более 90 наименований продукции (разлитой в бутылки различной емкости), который постоянно и динамично изменяется в соответствии с требованиями рынка, развитием технологического, научного, производственного потенциала предприятия. Вся продукция сертифицирована, соответствует международным и отечественным стандартам качества.
Наибольший удельный вес (46,1 %) в объеме производства предприятия занимают минеральная и питьевые воды. Выпуск безалкогольных напитков занимает 40,5 % в совокупном объеме производства и представлен широкой гаммой продуктов, количество и ассортимент которых постоянно и динамично расширяется в силу рыночного спроса. Доля слабоалкогольных напитков составляет 10,5 %.
Вся продукция ЗАО «МЗБН» представляет собой продукты массового потребления, 96,5% продукции реализуется на территории Беларуси. Поэтому на уровень сбыта и доходности продукции предприятия основное воздействие оказывают внутренние факторы развития потребительского рынка Беларуси.
Система планирования на предприятии имеет типичную дня отечественных предприятий, форму и практически сводится к оперативному планированию. То есть руководством решаются, прежде всего, насущные задачи, не заглядывая в ближайшее будущее и не ставя целей на перспективу. Такой подход к управлению обусловлен, прежде всего, тем, что в условиях постоянно меняющейся нормативной базы руководитель не может быть уверен в перспективности своего бизнеса, поэтому он делает то, что выгодно сейчас и что не требует больших капитальных вложений в неликвидные активы.
Для успешного выбора стратегии предприятия проводится глубокий анализ существующих направлений в организации, ее позиции в борьбе, перспектив на будущее, а также тенденций ее развития. На основе анализа разрабатываются приоритеты в распределении ресурсов. Объектом анализа является база стратегических данных, которая представляет собой наиболее существенные характеристики внутренних и внешних условий деятельности организации и ее основных партнеров. На основе анализа формируются выводы относительно 10-15 наиболее существенных факторов, влияющих на деятельность организации, выявляющие сильные и слабые стороны, а также воздействие на нее и каковы тенденции этого воздействия, тем самым рисуется достоверный портрет будущего организации.
На
предприятии остутствует
Создание
на предприятии отдела стратегического
планирования будет способствовать
повышению эффективности
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии