Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа
В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности предприятия. Этим и обусловлена актуальность темы курсовой работы.
Введение 3
1 Понятие и роль стратегического планирования в деятельности
предприятия 5
1.1 Сущность и содержание стратегического планирования 5
1.2 Процесс и основные элементы стратегического планирования 9
2 Анализ стратегического планирования на примере ОАО «Минский
завод безалкогольных напитков» 14
2.1 Организационная характеристика предприятия 14
2.2 Организация стратегического планирования на предприятии 18
3 Предложения по развитию стратегического планирования на
предприятии 27
Заключение 33
Список использованных источников 35
2. Формулирование целей и задач функционирования предприятия.
Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих на предприятии. Несмотря на ситуационность в выборе целей, можно указать на ряд направлений, в рамках которых предприятия могут устанавливать свои цели. К ним относятся:
К целям предъявляются следующие требования:
а) Функциональность. Цели должны быть функциональны, чтобы руководители различных уровней могли трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне управления, в за дачи для нижестоящих звеньев.
б) Избирательность. Цели должны обеспечивать необходимую концентрацию ресурсов и усилий. В условиях ограниченности ресурсов должны выделяться основные производственные задачи, на которых необходимо сконцентрировать людские, денежные и материальные ресурсы. Следовательно цели должны быть избирательными, а не всеобъемлющими.
в) Множественность. Необходимо ставить цели во всех сферах, от которых зависит жизнеспособность предприятия.
г) Достижимость, реальность. Нереальная цель приводит к демотивации сотрудников, к потере ими ориентира, что негатив но сказывается на деятельности предприятия. Поэтому цели должны быть достаточно напряженными, чтобы не расхолаживать сотрудников. В то же время они должны быть достижимыми, то есть не выходить за пределы возможностей исполнителей.
д) Гибкость. Это означает возможность корректировки целей в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде предприятия в процессе их реализации.
е) Измеримость. Это означает возможность количественной и качественной оценки целей как в процессе их постановки, так и в процессе реализации.
ж) Конкретность. Данная характеристика целей помогает однозначно определить, в каком направлении должно функционировать предприятие, что необходимо получить в результате достижения цели, в какие сроки она должна быть реализована, кто должен ее реализовать.
з) Совместимость. Все цели в системе должны быть совместимы. Долгосрочные цели должны соответствовать миссии предприятия, а краткосрочные — долгосрочным.
и) Приемлемость. Это качество означает совместимость целей предприятия с собственными интересами ее владельцев и сотрудников, а также учет интересов партнеров, клиентов, поставщиков и общества в целом [15, c.184].
Существуют два подхода к процессу структуризации целей в планировании: централизованный и децентрализованный. В случае централизованного подхода система целей на всех уровнях иерархии предприятия определяется высшим руководством. При децентрализованном методе в процессе структуризации наряду с высшим руководством участвуют все нижестоящие уровни.
3. Анализ и оценка внешней среды.
Анализ внешней среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения.
Анализ макроокружения включает изучение влияния на предприятие таких компонентов среды, как состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, научно-технологический уровень, инфраструктура и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансово-кредитные организации и т.д.[7, c.128].
4. Анализ и оценка внутренней структуры предприятия.
Анализ внутренней среды позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда исследуется по следующим направлениям: исследования и разработки, производство, маркетинг, ресурсы, продвижение товара.
Проводимый в стратегическом планировании анализ направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к предприятию, сильных и слабых сторон, которыми обладает предприятие. Для анализа внешней и внутренней среды в стратегическом планировании применяются следующие методы: метод SWОТ, матрица Томпсона и Стикланда, матрица Бостонской консультативной группы и т.п.
Наряду с методами изучения угроз, возможностей, сильных и слабых сторон предприятия может быть применен метод составления ее профиля. С его помощью удается оценить относительную значимость для предприятия отдельных факторов внешней среды [28, c.21].
5. Разработка и анализ стратегических альтернатив.
Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического планирования, поскольку именно здесь принимаются решения о том, как предприятие будет достигать свои цели и реализовывать корпоративную миссию. Содержание стратегии зависит от ситуации, в которой находится предприятие. Тем не менее существуют некоторые общие подходы к формированию стратегии. При разработке стратегии предприятие, как правило, сталкивается с тремя вопросами: какие виды деятельности прекратить, какие продолжить, в какой бизнес перейти?
В рыночной экономике существуют три направления формирования стратегии:
В рамках рассмотренных направлений могут формироваться различные типы стратегий, которые будут подробно рассмотрены ниже.
6. Выбор стратегии.
Чтобы
сделать эффективный
Закрытое акционерное общество "Минский завод безалкогольных напитков" создано в качестве государственного предприятия в 1966 году с целью выпуска минеральной воды, безалкогольных напитков и кваса, являясь одним из крупных в Беларуси предприятием данного профиля. Завод изначально был размещен по месту пробуренных скважин к огромному подземному водохранилищу артезианских и минеральных вод. Первая продукция на этой промплощадке была выпущена 23 января 1966 года (первоначально это был цех безал
Приказом Минскгорагропрома № 75 от 06.03.1991 завод был выделен из ПО «Крыница» и стал самостоятельным предприятием.
Уставный фонд в размере 13 294 620 руб. разделен на 664 731 простую именную акцию номинальной стоимостью 20 руб. Все акционеры - физические лица, общее количество - 200 человек, форма собственности - частная.
Главная цель предприятия в области качества и безопасности — повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, освоение новых рынков сбыта, улучшение экономического состояния предприятия и материального благосостояния каждого работника.
Основной вид деятельности ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков» - производство вод питьевых и минеральных, безалкогольных напитков. Ассортимент предприятия насчитывает более 90 наименований продукции (разлитой в бутылки различной емкости), который постоянно и динамично изменяется в соответствии с требованиями рынка, развитием технологического, научного, производственного потенциала предприятия. Вся продукция сертифицирована, соответствует международным и отечественным стандартам качества.
В 2007 году предприятие получило Европейский сертификат на минеральную воду «Минская 4», а в 2009 году на 11 наименований напитков (серии «Ледяной чай» и «Мультитель»). Данный сертификат дает возможность поставки вышеназванной продукции во все страны Евросоюза. Так же с октября 2009 года на предприятии действуют системы управления качеством и безопасностью производимой продукции на основе принципов НАССР 05-2009.
Разработаны и строго соблюдаются все требования технических условий, технологических инструкций и рецептур выпуска по каждому виду продукции. Завод имеет лицензию № 04100/0040707 на производство:
- ликероводочной продукции;
- коньяка;
-
вин виноградных (вторичное
- Многие товары за неизменно высокое качество продукта неоднократно занимали призовые места, отмечались высокими наградами.
На одиннадцатом международном профессиональном конкурсе пива, безалкогольных напитков и минеральных вод «Лучший безалкогольный напиток и минеральная вода года», проводимом в ноябре 2009 года гран-при и золотую медаль получила минеральная вода «Минская 4». Так же золотые медали получили безалкогольные негазированные напитки «Мультитель Ананас-Тыква-Овощи», «Холодный зеленый чай с ароматом мелисы», и слабоалкогольный напиток «Алоха тропик».
Основные
финансово-экономические
Таблица 2.1 Основные финансово-экономические показатели деятельности ЗАО «МЗБН» в 2009-2010 гг.
Показатель | 2009 г. | 2010 г. | Абсолютное отклонение, (+, -) | Темп роста, % |
1.
Выручка от реализации |
74391 | 93119 | 18728 | 125,2 |
2.Себестоимость реализованной продукции, млн.руб. | 52105 | 65720 | 13615 | 126,1 |
3. Расходы на реализацию, млн.руб. | 8074 | 9788 | 1714 | 121,2 |
4.Прибыль от реализации продукции, млн.руб. | 14212 | 17611 | 3399 | 123,9 |
5.Сальдо от операционных доходов (расходов), млн.руб. | -755 | -1377 | -622 | 182,4 |
6.Сальдо
по внереализационным |
-2088 | -2370 | -282 | 113,5 |
7.Прибыль за отчётный период, млн.руб. | 11369 | 13864 | 2495 | 121,9 |
8.Налоги, производимые из прибыли, млн.руб. | 2850 | 2758 | -92 | 96,8 |
9.Чистая прибыль, млн.руб. | 8519 | 11106 | 2587 | 130,4 |
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии