Стратегическое планирование в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

заимосвязанные действия, из которых состоит процесс управления, называются функциями менеджмента.
Функции менеджмента – «это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления» 1, иначе, это вид деятельноти руководителя по управлению организацией.
Впервые это понятие ввел основатель административной классической школы управления Анри Файоль, он же назвал основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.
Планирование – это процесс воплощения на практике стратегии организации. Заключается в постановке цели организации и разработке плана мероприятий по достижению этой цели. Планирование отвечает на три вопроса:
Каково положение организации в настоящее время?
Каковы должны быть цели организации?
Как организация может достичь целей?

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 52.29 Кб (Скачать)

Глава 1.Цель, задачи и функции стратегического планирования в управлении предприятием.

1.1.Основные функции управления и их взаимосвязь.

   Взаимосвязанные действия, из которых состоит процесс управления, называются функциями менеджмента.

   Функции  менеджмента – «это целенаправленный  вид управляющего воздействия,  осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления» 1, иначе, это вид деятельноти руководителя по управлению организацией.

   Впервые это понятие ввел основатель административной классической школы управления Анри Файоль, он же назвал основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

   Планирование  – это процесс воплощения на  практике стратегии организации.  Заключается в постановке цели  организации и разработке плана  мероприятий по достижению этой цели. Планирование отвечает на три вопроса:

  1. Каково положение организации в настоящее время?
  2. Каковы должны быть цели организации?
  3. Как организация может достичь целей?

   Цель  планирования – это определение  программы рационального использования  ресусов. В планировании отражаются: прогнозы развития организации в будущем, задачи и цели, стоящие перед организацией. Планирование дает возможность заблоговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации. Планирование начинается с постановки общих целей, что дает возможность выбрать ориентиры в направлении работы всей организации.

    Организация – «это процесс структурирования организации» 2. Заключается в разработке структуры управления организации, распределении полномочий и ответственности, обеспечении необходимыми ресурсами для выполнения плана. Организация объединяет элементы (людей, идей и процессов) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система.

   Мотивация  – «это процесс побуждения  себя и других к деятельности  для достижения личных целей  и целей организации»3. Мотивация включает в себя различные виды вознаграждений, как материальных, так и социальных. Мотивация побуждает людей отдавать максимум усилий работе, которая направлена на достижение целей организации.

   Котроль – «это обеспечение достижения организацией своих целей».4 Заключается в оценке достигнутых результатов. Контроль необходим для выявления ошибок в работе организации и их устанения. Конкретными процедурами контроля являются ревизия, анализ, обследование, самопроверка. При помощи контроля руководители решают, правильны ли их решения и не нуждаются ли они в корректировке. Без контроля невозможно, чтобы организация успешно функционировала, так как устанавливаются стандарты в процессе планирования, измеряется достигнутое организацией и сравнивается с ожидаемым результатом.

   Каждая  функция управления характеризуется  целевой направленностью и имеет свои особенности, «характеризуются присущим им технологическим способом воздействия на управляемый объект».5 Все эти функции взаимосвязаны между собой, они имееют две общие характеристики: все они требуют принятия решения, и для всех необхоима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Только в совокупности всех функций управления можно эффективно управлять организацией.

   Все функции  управления можно выстроить в  логическую цепь:

планировпние организация мотивация контроль

Рис.1 Взаимосвязь  функций управления.

    1. Сущность и значение функции планирования.

  Планирование – «это деятельноять по выработке и принятию управленческих решений».6

   Функция  планирования занимает ведущее  место среди других функций  управления. Она осуществляется  менеджерским корпусом для определения  целей организации, а также  путей и средств их достижения. По своей сути реализация функции  планирования представляет заблоговременную  и детальную подготовку к будущему.

   Содержание  планирования как  функции  управления состоит в обоснованном  определении основных направлений  и пропорций развития производства  с учетом материальных источников  его обеспечения и спроса рынка.

   Планирование  предусматривает разработку целей  и комплекса мероприятий, определяющих  последовательность достижения  конкретных результатов деятельности  с учетом наиболее эффективного  использования ресурсов каждым  производственным подразделением  и организацией в целом.

   Сущность  планирования состоит в определении  реальных возможностей организации  в сфере ее основной деятельности  на основе анализа ее сильных  и слабых сторон в таких  областях, как маркетинг, финансы,  производство, кадры. Изучаются факторы,  определяющие успех организации.  Анализируются экономические условия, уровень технологии, социальные и культурные изменения, а также влияние внешней среды на деятельность организации (покупательский спрос, общие факторы состояния экономики, научно-технического прогресса, политические условия). Разрабатываются мероприятия, которые должны осуществлять подразделения и сотрудники организации при решении поставленных задач для достижения сформулированных целей.

   Планирование  включает в себя определение:

  • конечных и промежуточных целей;
  • задач, решений, которые необходимы для достижения целей;
  • средств и способов их решения;
  • требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

 Планирование  необходимо для достижения организацией  следующих задач:

  • повышение контролируемой доли рынка;
  • предвидение требований потребителя;
  • выпуск продукции более высокого качества;
  • обеспечение согласованных сроков поставок;
  • установление цен с учетом условий конкуренции;
  • поддержание репутации фирмы у потребителя.

   «Так как планирование – это процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей ее достижения, то конечным результатом такого процесса являются плановые решения, являющиеся основой для последующей целенаправленной деятельности организации.7

   Процесс  планирования очень сложный и  трудоемкий, но в условиях рыночной  экономики без планирования невозможно, чтобы предприятие успешно функционировало,  так как планирование объединяет  организацию и задает ей общие  цели и задачи. При планировании  учитываются все факторы и  ситуации, которые могут оказать  влияние на организацию, используются  современные подходы, методы, средства  и процедуры, обеспечивающие достоверность  прогнозов и раиональное использование  всех привлекаемых ресурсов. Планирование  снижает риск принятия ошибочных  решений, которые могут привести  к снижению эффективности деятельности  организации.

   «Отказ  от планирования – это разорение  и банкротство предприятия»8

    1. Формы и виды планов.

   В практической деятельности организации существуют различные формы планирования, использующие соответствующие им методы, и выды планов. В зависимости от содержания, целей и задач, а также зависимости планового периода, выделяются:

  1. Долгосрочное (стратегическое) планирование.
  2. Среднесрочное планирование.
  3. Краткосрочное планирование.

   «Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия»9 Стратегическое планирование охватывает период 5-15 лет.

   Стратегическое  планирование представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения, обеспечивает  основу для всех управленческих  решений. Процесс стратегического  планирования обеспечивает основу  для управления организацией. Разрабатывается высшим звено управления организации.

    Целью  стратегического планирования является  комплексное обоснование проблем,  с которыми может столкнуться  организация в перспективе. На  этой основе определяются показатели  развития организации на плановый  период. Цели долгосрочных планов  реализуются через программы,  годовые планы, планы прибылей.

   Стратегическое  планирование включает такие  элементы, как предположения о  тенденциях развития и характере  конкуренции, изменений внешней среды; анализ сильных и слабых сторон самой организации; ее миссию и важнейшие цели; общую стратегию; план действий по созданию конкурентных преимуществ; функциональные стратегии и стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств для производства, НИОКР, маркетинга, сбыта, финансов, кадров; ресурсы, необходимые для реализации стратегий и планов; оценку вероятности стратегического успеха; график основных мероприятий.

  Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существуют устойчивая обратная связь влияния каждого процесса на остальные.

миссия 

организации

  цели 

организации

  оценка внешней среды управленческое обследование сильных и слабых сторон

    оценка стратегии   реализация стратегии   выбор стратегии   анализ стратегических альтернатив
 

            рис.2 Структура стратегического планирования.

Стратегическое  планирование позволяет сформулировать совокупность перспективных целей и стратегий в различных сферах деятельности, например, инновации, разработка новых продуктов, развитие производственного и кадрового потенциала, переход на новые технологии, диверсификация, захват рынков.

   Среднесрочное  планирование охватывает период в 2-5 лет. Такой план содержит задачи на установленный период. Среднесрочные планы предусматривают разработку определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

   Среднесрочное  планирование обычно содержит  количественные показатели, в том  числе и в отношении распределения  ресурсов. В нем приводятся детальные  сведения в разбивке по продуктам,  данные по капиталовложениям  и источниках финансирования. Среднесрочное  планирование разрабатывается в  производственных отделениях.

  Краткосрочные  (текущее) планирование заключается  в определении промежуточных  (краткосрочных) целей и задач.  Краткосрочное планирование охватывает  годовой период. Осуществляется  путем разработки оперативных планов для организации в целом и ее подразделений. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы: месячные, квартальные, полугодовые, годовые. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Содержание и реализация стратегического плана ОАО «Азот».

2.1.  Характеристика ОАО «Азот».

   Открытое Акционерное Общество «Азот» учреждено в соответствии с Указом президента РФ от 1 июля 1992 года № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» и действует на основании Закона РФ «Об акционерных обществах», других нормативных актов Российской Федерации и действующего устава предприятия.

Информация о работе Стратегическое планирование в управлении предприятием