Стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Разработка стратегии является одной из основных функций менеджмента. Среди всего, что делает менеджер, мало найдется того, что в такой значительной степени влияет на благополучие компании, как разработка долгосрочной стратегии, развития конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и бизнес-подходов и выполнение стратегии таким образом, чтобы достичь намеченных результатов. Удачная стратегия и ее умелая реализация — именно те признаки совершенного управления, которым стоит доверять.

Оглавление

Введение...................................................................................................................5
1. Характеристика организации .......................................................................6
2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия....................................8
3. Уточнение миссии предприятия и определение его стратегических
и тактических целей ....................................................................................16
4. Определение и выбор стратегии развития предприятия..........................26
Выводы...................................................................................................................33
Список использованных источников.......

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту Петров.docx

— 229.32 Кб (Скачать)

1. Определяются цели исследования.

2. Определяется состав показателей для описания нормативной и фактической структуры показателей.

3. Устанавливается нормативный динамический ряд показателей для каждого этапа жизненного цикла предприятия.

4. Определяется фактическая структура показателей, отражающих реальное состояние предприятия.

5. Оценивается соответствие между нормативной и фактической структурами показателей.

6. Выявляются внешние и внутренние факторы, определяющие значения фактической структуры показателей, и устанавливается степень этого влияния.

7. Делается вывод о результативности стратегии и необходимости разработки корректировочных мероприятий.

Нормативный ряд формируется  из следующих показателей:

П  – балансовая прибыль;

МЗ –  материальные затраты;

ЗП –  трудовые затраты;

СС – полная себестоимость продукции предприятия);

В – выручка от реализации продукции.

Для формирования нормативного ряда определяют темпы роста показателей  и соотносят эти темпы таким  образом, чтобы обеспечить реализацию стратегической цели для данного  этапа жизненного цикла.

Изменения прибыли по стадиям  жизненного цикла предприятия представлены на рис.9:

 

Кривая прибыли

t

П

1

2

3

4

Условные обозначения: 1 –  стадия детства, 2 - стадия юности, 3 –  стадия зрелости, 4- стадия спада

Рис. 3.2- Изменение прибыли по стадиям жизненного цикла предприятия

 

Нормативные динамические ряды выбранных экономических показателей  для каждой стадии жизненного цикла:

1) стадия детства: ТП<ТВ<ТЗП<ТСС<ТМЗ

2) стадия юности: ТЗП<  ТСС<ТМЗ< ТВ<ТП

3) стадия зрелости: ТП<ТВ<ТСС<  ТЗП <ТМЗ

4) стадия спада: ТП<ТВ<ТЗП<ТСС<ТМЗ

Проведем исследование существующей стратегии ЧП "Строй Сервис Плюс". Приведем его технико-экономические показатели (табл. 3.1)

Таблица 3.1

Технико-экономические  показатели предприятия за 2010-2012 гг., т. грн.

 

Годы

В

ЗП

СС

МЗ

П

2010

1678 374

303 595

1294 601

1045 852

392 670

2011

094 693

384 961

1448 032

1121 750

651 343

2012

2538 453

473 312

596 728

1204 205

951 642


 

Определим стадию жизненного цикла предприятия на основе динамики прибыли за анализируемый период (рис.3.3).

Судя по приведенным данным ЧП "Строй Сервис Плюс" находится на стадии юности, так как за 2010-2012 годы происходит рост уровня балансовой прибыли, следовательно, нормативный динамический ряд показателей можно представить в виде:  ТЗП < ТСС < ТМЗ < ТВ < ТП

10604000


795300


1325500


2651000


3976500


530200


662750


927850


2011


2012


2010



Рис. 3.3- Динамика балансовой прибыли предприятия за 2010-2012 гг.

 

Определим темпы изменения  технико-экономических показателей  предприятия за 2011-2012 гг. Результаты расчета представим в табл. 3.2:

 

Таблица 3.2

Темпы изменения  технико-экономических показателей  предприятия 

за 2011-2012 гг., %

Годы

Темпы

В

ЗП

СС

МЗ

П

2011

124,8

126,8

111,9

107,3

165,9

2012

121,2

123,0

117,3

107,4

146,1


 

Оценка степени соответствия нормативного и фактического ряда показателей  производится с помощью коэффициента ранговой корреляции (коэффициента Спирмэна).

,

где — сумма квадратов разностей рангов показателей в ряду;

n — количество рангов  в ряду (в нашем случае n=5).

Этот коэффициент обладает следующими свойствами:

  • при полном соответствии двух последовательностей (нормативной и фактической), т.е. каждый показатель занимает одно и то же место в обоих рядах), он равен +1, что означает полную положительную корреляцию. Цели предприятия в анализируемом году достигнуты полностью.
  • при полной отрицательной зависимости, т.е. если в одной последовательности показатели расположены в обратном порядке по сравнению с другой, он равен –1, что означает полную отрицательную корреляцию. Руководство предприятия не достигло поставленных целей.
  • в остальных ситуациях значение коэффициента находится между двумя предельными значениями. Можно утверждать, что возрастание значения коэффициента от – 1 до +1 характеризует увеличивающееся соответствие между двумя последовательностями в сторону повышения результативности управленческой деятельности.

Определим фактические динамические ряды для каждого года анализируемого периода и рассчитаем коэффициент  Спирмэна. Результаты расчета представим в табл.3.3.

Таблица 3.3

Фактические динамические ряды предприятия за 2011-2012 гг.

Годы

ранги

К Спирмэна

В

ЗП

СС

МЗ

П

2011

3

2

4

5

1

-0,1

2012

3

2

5

4

1

-0,2


 

 

 

 

Для наглядности динамики коэффициента Спирмэна целесообразно построить график его изменения в течение анализируемого периода.

 

Рис. 3.4- Динамика коэффициента Спирмэна предприятия за 2011-2012гг.

 

Установление факторов, обуславливающих  изменение коэффициента Спирмена, что позволит определить степень стратегической устойчивости деятельности предприятия на рынке. К таким факторам относятся:

  • экономические (например, уровень инфляции);
  • технические (например, уровень технологии производства, степень износа оборудования);
  • организационные (отношения с покупателями, поставщиками)
  • социальные (движение кадров)

За анализируемый период значение коэффициента Спирмена изменилось мало и находится в пределах от -0,2 до -0,1. То есть его значение не достигает +1, и даже несколько снизилось, что свидетельствует о некотором снижении результативности работы предприятия. Однако в целом изменение небольшое, поэтому стратегию предприятия, реализуемую до настоящего времени, можно признать удовлетворительной, так как данная стратегия предопределила положительную динамику прибыли.

Поставленные перед предприятием цели были достигнуты, что свидетельствует о правильности выбранной стратегии и главных целей предприятия.

Основные усилия должны быть направлены на дальнейшее увеличение выручки от реализации и прибыли  за счет сокращение издержек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Определение и выбор стратегии развития предприятия.  Прогнозирование развития предприятия

 

Для формирования продуктовой  стратегии предприятия необходимо провести портфельный анализ, рассмотрев основные продукты предприятия.

ЧП "Строй Сервис Плюс" занимается строительством жилья следующих трех типов:

  • многоэтажные дома из монолитного бетона;
  • малоэтажные дома из кирпича улучшенной планировки;
  • элитные дома «под ключ».

Объем реализации продукции  за последние 3 года и доля рынка  предприятия и сильнейших конкурентов  по каждому виду продукции представим в таблице 4.1.

                                                                        Таблица 4.1

Характеристика  портфеля предложений предприятия

 

Виды продукции

Объем реализации, тыс. грн.

Доля рынка в отчетном (2012) году, %

2010

2011

2012

ЧП "Строй Сервис Плюс"

Основной конкурент (указать, один конкурент или различные  конкуренты по видам продуктов)

многоэтажные дома из монолитного  бетона

453 161

691 248

812 305

15%

различные

малоэтажные дома из кирпича  улучшенной планировки

654 566

816 930

1040 765

18%

различные

элитные дома «под ключ»

570 647

251 363

304 614

13%

различные


 

Продуктовая стратегия предприятия  формируется с использованием матрицы БКГ. Алгоритм расчета следующий.

1. В качестве критериев при построении двухмерной матрицы БКГ рассматриваются темпы роста рынка (объемов реализации) ТРР и относительная доля рынка ОДР.

2. Рассчитывается ТРР. Этот показатель характеризует изменение объемов реализации продукции по каждому виду продукции. ТРР определяется как отношение объема реализации за последний отчетный период к объему реализации за предыдущий период и выражается относительной величиной (коэффициент).

3. Рассчитывается ОДР по каждому виду продукции как отношение доли предприятия на рынке к доле ведущего конкурента. Доля рынка предприятия (конкурента) находится как отношение объема реализации к емкости рынка данной продукции. ОДР выражается в относительных величинах.

4. Рассчитывается доля каждого вида продукции в общем объеме реализации за отчетный год. Доля определяется в процентах.

5. Все рассчитанные данные сводятся в табличную форму (табл.4.2).

Таблица 4.2

Исходные данные для построения матрицы БКГ

№ продуктов

 

показатель

Многоэтажные дома из монолитного  бетона

Малоэтажные дома из кирпича  улучшенной планировки

Элитные дома «под ключ»

1. ТРР

0,175

0,274

0,212

2. ОДР

1,17

1,49

1,63

3. доля продукции в  общем объеме реализации предприятия  в отчетном году, %

32

41

12


 

6. Формируется матрица БКГ. В качестве масштаба оценки отдельных видов продуктов принимаются:

1) средний индекс ТРР=1 (в случае постоянства объемов  реализации продукции);

2) средний индекс ОДР  определяется как средняя величина  в диапазоне от минимального до максимального расчетного значения по таблице 17.

Кругами изображаются доли объема реализации каждого вида продукции  в общем объеме реализации предприятия. Матрица БКГ примет следующий  вид (рис. 4.1):

min

2

1

ОДР

ТРР

2

1

0

высокий

низкий

низкая

высокая

«Знак вопроса»

«Звезда»

«Дойная корова»

«Собака на сене»

Жизненный цикл продукта

Движение  денежных средств

1

3

2

Рис. 4.1- Матрица БКГ

 

7. Формируется портфельная стратегия предприятия по отдельным видам продуктов с учетом следующих рекомендаций:

  • комбинация «знак вопроса», «звезда» и «дойная корова» приводит к наилучшим результатам функционирования предприятия: хорошей рентабельности, высокой ликвидности, долгосрочному росту объемов продаж и прибыли;
  • комбинация «знак вопроса» и «звезда» ведет к неустойчивой рентабельности и ликвидности»;
  • комбинация «дойная корова» и «собака на сене» ведет к падению объема продаж и рентабельности.

Информация о работе Стратегический менеджмент