Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:22, курсовая работа
Разработка стратегии является одной из основных функций менеджмента. Среди всего, что делает менеджер, мало найдется того, что в такой значительной степени влияет на благополучие компании, как разработка долгосрочной стратегии, развития конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и бизнес-подходов и выполнение стратегии таким образом, чтобы достичь намеченных результатов. Удачная стратегия и ее умелая реализация — именно те признаки совершенного управления, которым стоит доверять.
Введение...................................................................................................................5
1. Характеристика организации .......................................................................6
2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия....................................8
3. Уточнение миссии предприятия и определение его стратегических
и тактических целей ....................................................................................16
4. Определение и выбор стратегии развития предприятия..........................26
Выводы...................................................................................................................33
Список использованных источников.......
1. Определяются цели исследования.
2. Определяется состав показателей для описания нормативной и фактической структуры показателей.
3. Устанавливается нормативный динамический ряд показателей для каждого этапа жизненного цикла предприятия.
4. Определяется фактическая структура показателей, отражающих реальное состояние предприятия.
5. Оценивается соответствие между нормативной и фактической структурами показателей.
6. Выявляются внешние и внутренние факторы, определяющие значения фактической структуры показателей, и устанавливается степень этого влияния.
7. Делается вывод о результативности стратегии и необходимости разработки корректировочных мероприятий.
Нормативный ряд формируется из следующих показателей:
П – балансовая прибыль;
МЗ – материальные затраты;
ЗП – трудовые затраты;
СС – полная
себестоимость продукции
В – выручка от реализации продукции.
Для формирования нормативного ряда определяют темпы роста показателей и соотносят эти темпы таким образом, чтобы обеспечить реализацию стратегической цели для данного этапа жизненного цикла.
Изменения прибыли по стадиям жизненного цикла предприятия представлены на рис.9:
t
П
1
2
3
4
Условные обозначения: 1 – стадия детства, 2 - стадия юности, 3 – стадия зрелости, 4- стадия спада
Рис. 3.2- Изменение прибыли по стадиям жизненного цикла предприятия
Нормативные динамические ряды
выбранных экономических
1) стадия детства: ТП<ТВ<ТЗП<ТСС<
2) стадия юности: ТЗП< ТСС<ТМЗ< ТВ<ТП
3) стадия зрелости: ТП<ТВ<ТСС< ТЗП <ТМЗ
4) стадия спада: ТП<ТВ<ТЗП<ТСС<
Проведем исследование существующей стратегии ЧП "Строй Сервис Плюс". Приведем его технико-экономические показатели (табл. 3.1)
Таблица 3.1
Технико-экономические показатели предприятия за 2010-2012 гг., т. грн.
Годы |
В |
ЗП |
СС |
МЗ |
П |
2010 |
1678 374 |
303 595 |
1294 601 |
1045 852 |
392 670 |
2011 |
094 693 |
384 961 |
1448 032 |
1121 750 |
651 343 |
2012 |
2538 453 |
473 312 |
596 728 |
1204 205 |
951 642 |
Определим стадию жизненного цикла предприятия на основе динамики прибыли за анализируемый период (рис.3.3).
Судя по приведенным данным ЧП "Строй Сервис Плюс" находится на стадии юности, так как за 2010-2012 годы происходит рост уровня балансовой прибыли, следовательно, нормативный динамический ряд показателей можно представить в виде: ТЗП < ТСС < ТМЗ < ТВ < ТП
10604000
795300
1325500
2651000
3976500
530200
662750
927850
2011
2012
2010
Рис. 3.3- Динамика балансовой прибыли предприятия за 2010-2012 гг.
Определим темпы изменения
технико-экономических
Таблица 3.2
Темпы изменения
технико-экономических
за 2011-2012 гг., %
Годы |
Темпы | ||||
В |
ЗП |
СС |
МЗ |
П | |
2011 |
124,8 |
126,8 |
111,9 |
107,3 |
165,9 |
2012 |
121,2 |
123,0 |
117,3 |
107,4 |
146,1 |
Оценка степени соответствия нормативного и фактического ряда показателей производится с помощью коэффициента ранговой корреляции (коэффициента Спирмэна).
,
где — сумма квадратов разностей рангов показателей в ряду;
n — количество рангов в ряду (в нашем случае n=5).
Этот коэффициент обладает следующими свойствами:
Определим фактические динамические ряды для каждого года анализируемого периода и рассчитаем коэффициент Спирмэна. Результаты расчета представим в табл.3.3.
Таблица 3.3
Фактические динамические ряды предприятия за 2011-2012 гг.
Годы |
ранги |
К Спирмэна | ||||
В |
ЗП |
СС |
МЗ |
П | ||
2011 |
3 |
2 |
4 |
5 |
1 |
-0,1 |
2012 |
3 |
2 |
5 |
4 |
1 |
-0,2 |
Для наглядности динамики коэффициента Спирмэна целесообразно построить график его изменения в течение анализируемого периода.
Рис. 3.4- Динамика коэффициента Спирмэна предприятия за 2011-2012гг.
Установление факторов, обуславливающих изменение коэффициента Спирмена, что позволит определить степень стратегической устойчивости деятельности предприятия на рынке. К таким факторам относятся:
За анализируемый период значение коэффициента Спирмена изменилось мало и находится в пределах от -0,2 до -0,1. То есть его значение не достигает +1, и даже несколько снизилось, что свидетельствует о некотором снижении результативности работы предприятия. Однако в целом изменение небольшое, поэтому стратегию предприятия, реализуемую до настоящего времени, можно признать удовлетворительной, так как данная стратегия предопределила положительную динамику прибыли.
Поставленные перед
Основные усилия должны быть направлены на дальнейшее увеличение выручки от реализации и прибыли за счет сокращение издержек.
4. Определение и выбор стратегии развития предприятия. Прогнозирование развития предприятия
Для формирования продуктовой
стратегии предприятия
ЧП "Строй Сервис Плюс" занимается строительством жилья следующих трех типов:
Объем реализации продукции за последние 3 года и доля рынка предприятия и сильнейших конкурентов по каждому виду продукции представим в таблице 4.1.
Характеристика портфеля предложений предприятия
Виды продукции |
Объем реализации, тыс. грн. |
Доля рынка в отчетном (2012) году, % | |||
2010 |
2011 |
2012 |
ЧП "Строй Сервис Плюс" |
Основной конкурент (указать, один конкурент или различные конкуренты по видам продуктов) | |
многоэтажные дома из монолитного бетона |
453 161 |
691 248 |
812 305 |
15% |
различные |
малоэтажные дома из кирпича улучшенной планировки |
654 566 |
816 930 |
1040 765 |
18% |
различные |
элитные дома «под ключ» |
570 647 |
251 363 |
304 614 |
13% |
различные |
Продуктовая стратегия предприятия формируется с использованием матрицы БКГ. Алгоритм расчета следующий.
1. В качестве критериев при построении двухмерной матрицы БКГ рассматриваются темпы роста рынка (объемов реализации) ТРР и относительная доля рынка ОДР.
2. Рассчитывается ТРР. Этот показатель характеризует изменение объемов реализации продукции по каждому виду продукции. ТРР определяется как отношение объема реализации за последний отчетный период к объему реализации за предыдущий период и выражается относительной величиной (коэффициент).
3. Рассчитывается ОДР по каждому виду продукции как отношение доли предприятия на рынке к доле ведущего конкурента. Доля рынка предприятия (конкурента) находится как отношение объема реализации к емкости рынка данной продукции. ОДР выражается в относительных величинах.
4. Рассчитывается доля каждого вида продукции в общем объеме реализации за отчетный год. Доля определяется в процентах.
5. Все рассчитанные данные сводятся в табличную форму (табл.4.2).
Таблица 4.2
Исходные данные для построения матрицы БКГ
№ продуктов
показатель |
Многоэтажные дома из монолитного бетона |
Малоэтажные дома из кирпича улучшенной планировки |
Элитные дома «под ключ» |
1. ТРР |
0,175 |
0,274 |
0,212 |
2. ОДР |
1,17 |
1,49 |
1,63 |
3. доля продукции в
общем объеме реализации |
32 |
41 |
12 |
6. Формируется матрица БКГ. В качестве масштаба оценки отдельных видов продуктов принимаются:
1) средний индекс ТРР=1 (в случае постоянства объемов реализации продукции);
2) средний индекс ОДР
определяется как средняя
Кругами изображаются доли объема реализации каждого вида продукции в общем объеме реализации предприятия. Матрица БКГ примет следующий вид (рис. 4.1):
2
1
ОДР
ТРР
2
1
0
высокий
низкий
низкая
высокая
«Знак вопроса»
«Звезда»
«Дойная корова»
«Собака на сене»
Жизненный цикл продукта
Движение денежных средств
1
3
2
Рис. 4.1- Матрица БКГ
7. Формируется портфельная стратегия предприятия по отдельным видам продуктов с учетом следующих рекомендаций: