Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 18:42, дипломная работа
Задачи:
1. Определить оптимальные психологические условия, обеспечивающие наиболее эффективные стили руководства.
2. Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, и их влияние на морально-психологический климат коллектива.
3. Сделать выводы по результатам собранного эмпирического материала.
Введение
Глава I. Влияние стилей руководства на формирование морально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие стиля руководства
1.2 Морально-психологический климат в коллективе.
1.3 Влияние стиля руководства на морально-психологический климат в коллективе
Глава II. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата (на примере отдела снабжения ООО «Разрез «Талдинский»)
2.1 Характеристика предприятия ООО «Разрез «Талдинский»
2.2 Сбор эмпирических данных и их анализ в отделе снабжения ООО «Разрез «Талдинский»
Глава III. Рекомендации руководству отдела снабжения ООО «Разрез Талдинский» по совершенствованию морально-психологического климата
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Взаимная
поддержка
Рис. 24
На рисунке 24 в процентном, соотношении представлены результаты исследования взаимной поддержки, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Занимательность
Рис. 25
На рисунке 25 в процентном соотношении представлены результаты исследования занимательности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Успешность
Рис. 26
На рисунке 26 в процентном соотношении представлены результаты исследования успешности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Составляющие морально-психологического климата в коллективе
Риса. 27
На рисунке 27 представлены в процентном соотношении результаты исследования (суммарный показатель) всех динамических составляющих морально-психологического климата коллектива на конец исследования.
Итоговый показатель
Рис. 28
На рисунке 28 представлены в процентном соотношении результаты исследования (персональный суммарный показатель) всех динамических составляющих морально-психологического климата коллектива на конец исследования.
Уровень морально-психологического климата в коллективе
Рис. 29
По самооценке в коллективе согласие 66% (средний уровень), дружелюбие 66% (средний уровень), занимательность работы 60% (средний уровень), удовлетворенность работой 71% (средний уровень), взаимная поддержка 67% (средний уровень), увлеченность работой 52% (средний уровень), продуктивность 55 % (средний уровень), успешность 40% (средний уровень), теплота в общении 60% (средний уровень), сотрудничество 59% (средний уровень),
Вывод: таким образом,
уровень морально-
Таблица 8
Уровень морально-психологического климата коллектива в динамике
№ | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 | 0% | 38% | 62% |
2 | 5% | 95% | 0% |
Методика 2 (Приложение 2)
Определение
стиля руководства (на конец эксперимента)
При проведении данной методики на конец эксперимента были получены результаты, размещенные в таблице 9.
Таблица 9
Преобладающий стиль руководства
Стили руководства | Число опрошенных - 6 чел. |
Директивный | 1 (16,66%) |
Попустительский | - |
Коллегиальный | 5 (83,34%) |
Преобладающий | Коллегиальный |
При анализе результатов
данной таблицы были выявлены изменения.
На конец исследования подавляющая часть
коллектива стала считать, что у руководителя
преобладает коллегиальный стиль управления.
Методика 3 (Приложение 3)
Тест
на оценку самоконтроля в общении (на
конец эксперимента)
При проведении данной
методики на конец эксперимента были получены
результаты, которые размещены в таблице
10.
Таблица 10
Оценка самоконтроля в общении
№ вопроса | Ключерев С.А. | Аникина Н.В. | Смирнов О.Б. | Серебров А.А. | Кубышка И.А. | Мусихина О.Н. | Нуйя А.А. |
1 | Н 1 | Н 1 | Н 1 | В | Н 1 | Н 1 | В |
2 | Н | В 1 | В 1 | В 1 | Н | В 1 | Н |
3 | В 1 | В 1 | В 1 | В 1 | В 1 | В 1 | Н 1 |
4 | В 1 | В 1 | Н | В 1 | В 1 | В 1 | В 1 |
5 | Н 1 | Н 1 | Н 1 | Н 1 | В | Н 1 | В |
6 | Н | Н | В 1 | В 1 | В 1 | В 1 | Н |
7 | В | Н 1 | Н 1 | В | В | Н 1 | В |
8 | В 1 | Н | В 1 | В 1 | В 1 | В 1 | Н |
9 | В 1 | Н | Н | Н | В 1 | Н | В 1 |
10 | В 1 | В | В 1 | В 1 | В 1 | Н | Н |
Итого | 7 | 6 | 8 | 7 | 7 | 8 | 3 |
По результатам данной таблицы и результатам подсчета согласно методике на конец эксперимента можно сказать, что:
1) 0-3 балла – Нуйя
А.А. – человек с низким
2) 4-6 баллов – Аникина
Н.В. – «стала» человеком со
средним коммуникативным
3) 7-10 баллов –
Смирнов О.Б., Ключерев С.А., Кубышка
И.А., Мусихина О.Н., Серебров А.А. -
люди с высоким
Для наглядности результаты исследования данной методики на конец эксперимента оформим в диаграмму (Рис. 30).
Диаграмма оценки самоконтроля в общении
Рис. 30
На рисунке 30 представлены результаты исследования (суммарный показатель) оценки самоконтроля в общении на конец эксперимента, где наблюдается значительное «перемещение» людей в сторону высокого коммуникативного контроля – они постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций.
Таблица 11
Уровень оценки самоконтроля в общении в динамике
№ | Высокий контроль | Средний контроль | Низкий контроль |
1 | 2 | 3 | 2 |
2 | 5 | 1 | 1 |
Можно сказать, изменение стиля руководства с директивного, на коллегиальный у руководителя привело к улучшению уровня морально-психологического климата в коллективе.
Таким образом, анализируя проведенные исследования, мы выявили, что преобладание на первом этапе директивного стиля руководства отрицательно сказывалось на морально-психологическом климате в коллективе.
Атмосфера в коллективе напряжена: люди не удовлетворены своей работой; в коллективе не развито сотрудничество, нет взаимной поддержки и взаимопомощи: отсутствие стремления к успешности, что приводит к возникновению конфликтов внутри коллектива, тем самым, снижая эффективность и производительность труда.
На нашем примере,
видно, что на третьем этапе руководитель
отдела снабжения Ключерев С.А. стал
более демократичным в
Таким образом, гипотеза нашей дипломной работы подтвердилась, в коллективе сложился положительный морально-психологический климат так как:
- ведется регулярная
работа по созданию
Полученные
ГЛАВА III.
РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДСТВУ ОТДЕЛА СНАБЖЕНИЯ
«РАЗРЕЗ ТАЛДИНСКИЙ» ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
Для эффективной работы отдела снабжения огромную значимость имеет подбор руководителем стиля руководства, чтобы каждый из членов коллектива, работал на достижение единой цели (получение прибыли для предприятия).
Общепризнанными характеристиками руководителя являются: принятие ответственности; уверенность, решительность; прямота, образованность.
Существуют следующие варианты взаимодействия руководителя и подчиненных:
Руководители должны задумываться над проблемами собственного стиля работы. Стилем необходимо заниматься постоянно. Для этого необходимо знать: требования работы, свои способности и склонности. Также нужны знания о различных стилях деятельности и способах их приведения в соответствие с требованиями новых условий.
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется и определенную ситуацию - общественную форму самоотношения и самосознания личности.
Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.
Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта.
Таким образом, на основе проведенных исследований была разработана, и предложена следующая система рекомендаций для руководитва ООО «Разрез «Талдинский»: