Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 18:42, дипломная работа
Задачи:
1. Определить оптимальные психологические условия, обеспечивающие наиболее эффективные стили руководства.
2. Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, и их влияние на морально-психологический климат коллектива.
3. Сделать выводы по результатам собранного эмпирического материала.
Введение
Глава I. Влияние стилей руководства на формирование морально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие стиля руководства
1.2 Морально-психологический климат в коллективе.
1.3 Влияние стиля руководства на морально-психологический климат в коллективе
Глава II. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата (на примере отдела снабжения ООО «Разрез «Талдинский»)
2.1 Характеристика предприятия ООО «Разрез «Талдинский»
2.2 Сбор эмпирических данных и их анализ в отделе снабжения ООО «Разрез «Талдинский»
Глава III. Рекомендации руководству отдела снабжения ООО «Разрез Талдинский» по совершенствованию морально-психологического климата
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Рис. 12
Успешность – это результат работы, подведение итогов определенных проектов в коллективе, и отдельно каждого члена коллектива. На рисунке 12 в процентном соотношении представлены результаты исследования успешности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.
Составляющие морально-психологического климата в коллективе
Рис. 13
На рисунке 13 представлены в процентном соотношении результаты исследования (суммарный показатель) всех динамических составляющих морально-психологического климата коллектива.
Итоговый показатель
Рис. 14
На рисунке 14 представлены в процентном соотношении результаты исследования (персональный суммарный показатель) всех динамических составляющих морально-психологического климата коллектива.
Уровень морально-психологического климата в коллективе
Рис. 15
По самооценке в коллективе согласие ровняется 45% (средний уровень); дружелюбие- 50% (средний уровень); занимательность работы - 48% (средний уровень); удовлетворенность работой - 42% (средний уровень); взаимная поддержка - 37% (низкий уровень); увлеченность работой - 37% (низкий уровень); продуктивность - 36% (низкий уровень), успешность - 33% (низкий уровень); теплота в общении - 33% (низкий уровень); сотрудничество - 30% (низкий уровень).
Таким образом, тестирование
показало содержащиеся уровни морально-психологического
климата в коллективе: высокий - 0%;
средний - 62%; низкий - 38%. Это говорит о том,
что в коллективе низкая взаимная поддержка;
сотрудничество.
Методика 2 (Приложение 2)
Методика
определения стиля руководства
трудовым коллективом
Методика была разработана В.П. Захаровым на основе опросника А.Л. Журавлева.
Цель: определение трудовым коллективом преобладающего стиля руководства.
Форма проведения: групповая.
При проведении данной методики были получены результаты, которые размещены в таблице 4.
Таблица 4
Преобладающий стиль руководства
Стили руководства | Число опрошенных - 6 чел. |
Директивный | 4 (66,66%) |
Попустительский | - |
Коллегиальный | 2 (33,34) |
Преобладающий | Директивный |
Проанализировав результаты
опроса сотрудников (табл. 4), можно сказать
о том, что 66,66 % сотрудников (высокий
процент) считают, что для начальника
отдела снабжения – Ключерева С.А., характерен
директивный стиль управления и лишь 33,34
% (небольшой процент) подчиненных видят
в его стиле руководства черты коллегиальности.
Методика 3 (Приложение 3)
Тест
на оценку самоконтроля в общении
Тест разработан американским ученым М. Снайдером.
Цель: определение коммуникабельности и умение управлять выражением своих эмоций в коллективе.
Форма проведения: индивидуальная.
При проведении данной методики были получены результаты, которые размещены в таблице 5.
Таблица 5
Оценка самоконтроля в общении
№ вопроса | Ключерев С.А. | Аникина Н.В. | Смирнов О.Б. | Серебров А.А. | Кубышка И.А. | Мусихина О.Н. | Нуйя А.А. |
1 | В | Н 1 | Н 1 | Н 1 | В | Н 1 | В |
2 | Н | Н | В 1 | В 1 | Н | Н | Н |
3 | В 1 | Н | В 1 | В 1 | В 1 | В 1 | Н |
4 | Н | В 1 | Н | Н | Н | В 1 | В |
5 | Н 1 | Н 1 | Н 1 | Н 1 | В | В | В |
6 | Н | Н | В 1 | В 1 | В 1 | Н | Н |
7 | В | В | В | В | В | В | В |
8 | Н | Н | В 1 | В 1 | В 1 | В 1 | Н |
9 | В 1 | Н | Н | Н | В 1 | Н | В 1 |
10 | В 1 | В | В 1 | В 1 | В 1 | Н | Н |
Итого | 4 | 3 | 7 | 7 | 5 | 4 | 1 |
По результатам данной таблицы и результатам подсчета согласно методике можно сказать, что:
1) 0-3 балла – Аникина Н.В., Нуйя А.А. – люди с низким коммуникативным контролем, с устойчивым поведением, способным к искреннему самораскрытию в общении, прямолинейные.
2) 4-6 баллов – Ключерев
С.А., Кубышка И.А., Мусихина О.Н. - люди
со средним коммуникативным
3) 7-10 баллов –
Смирнов О.Б., Серебров А.А. - люди
с высоким коммуникативным
Для наглядности
результаты исследования данной методики
оформим в диаграмму (Рис. 16).
Диаграмма оценки самоконтроля в общении
Рис. 16
На рисунке 16 представлены
результаты исследования (суммарный показатель)
оценки самоконтроля в общении - как составляющую
морально-психологического климата коллектива.
Формирующий
эксперимент
Второй этап проводился в период с 01.10.2004г по 01.12.2004г (формирующий эксперимент).
Цель деловых игр: развитие необходимых умений и навыков, таких, как уверенность, оптимизм, внимание, доброжелательность, сдержанность, ответственность, коммуникабельность.
Содержание игры - это всегда осуществление ряда функций: обучающей, развлекательной, коммуникативной, релаксационной, психотехнической, развивающей. В игре люди попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему, незаметно для себя выполнять большое количество тренировочных упражнений в быстром темпе.
Игра активизирует внимание, вызывает желание не только участвовать в игре, но и побеждать, а это вселяет уверенность в свои силы, способствует сообразительности, находчивости.
В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности, происходит усвоение навыков правильного поведения в коллективе. Люди учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер.
После каждого из
проведенных занятий с
На втором этапе (формирующий эксперимент), который проводился в период с 01.10.2004 по 01.12.2004 г. Были использованы тренинговые занятия: «Завязывание и развязывание», «Аромат месяца», «Камуфляж».
Цель: сформировать
умение, создать условия, вызывающие
положительные изменения
Тренинговое занятие 1.
«Завязывание и развязывание»
Цели игры:
В процессе выполнения этого упражнения участники предпримут определенные действия в рамках всей группы по снятию напряжения и/или возрастанию единства, сплоченности группы. Методика и описание проведения приведены в Приложении 4.
Тренинговое занятие 2.
«Аромат месяца»
Цели игры:
В процессе выполнения этого упражнения участники будут осведомлены о тех способах руководства изменениями, которых следует избегать. Методика и описание проведения приведены в Приложении 5.
Тренинговое занятие 3.
«Камуфляж»
Цели игры:
В процессе выполнения участники:
Второй
констатирующий эксперимент.
Третий этап проводился
с 01.12.2004г. по 28.01.2005г. (второй констатирующий
эксперимент).
Методика 1
Определение морально-психологического климата в коллективе на конец исследования
Результаты
Дружелюбие
Рис. 17
На рисунке 17 в процентном соотношении представлены результаты исследования дружелюбия, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Согласие
Рис. 18
На рисунке 18 в процентном соотношении представлены результаты исследования согласия, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Удовлетворенность
Рис. 19
На рисунке 19 в процентном соотношении представлены результаты исследования удовлетворенности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Увлеченность
Рис. 20
На рисунке 20 в процентном соотношении представлены результаты исследования увлеченности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Продуктивность
Рис. 21
На рисунке 21 в процентном соотношении представлены результаты исследования продуктивности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Теплота
Рис. 22
На рисунке 22 в процентном соотношении представлены результаты исследования теплоты, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Сотрудничество
Рис. 23
На рисунке 23 в процентном соотношении представлены результаты исследования сотрудничества, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.