Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе, (на примере отдела снабжения ООО "Разрез

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 18:42, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1. Определить оптимальные психологические условия, обеспечивающие наиболее эффективные стили руководства.
2. Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, и их влияние на морально-психологический климат коллектива.
3. Сделать выводы по результатам собранного эмпирического материала.

Оглавление

Введение
Глава I. Влияние стилей руководства на формирование морально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие стиля руководства
1.2 Морально-психологический климат в коллективе.
1.3 Влияние стиля руководства на морально-психологический климат в коллективе
Глава II. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата (на примере отдела снабжения ООО «Разрез «Талдинский»)
2.1 Характеристика предприятия ООО «Разрез «Талдинский»
2.2 Сбор эмпирических данных и их анализ в отделе снабжения ООО «Разрез «Талдинский»
Глава III. Рекомендации руководству отдела снабжения ООО «Разрез Талдинский» по совершенствованию морально-психологического климата
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

1 (1).doc

— 1.06 Мб (Скачать)

         Рис. 12

         Успешность –  это результат работы, подведение итогов определенных проектов в коллективе, и отдельно каждого члена коллектива. На рисунке 12 в процентном соотношении представлены результаты исследования успешности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

Составляющие  морально-психологического климата  в коллективе

         Рис. 13

         На рисунке 13 представлены в процентном соотношении результаты исследования (суммарный показатель) всех динамических составляющих морально-психологического климата коллектива.

Итоговый  показатель

         Рис. 14

         На рисунке 14 представлены в процентном соотношении результаты исследования (персональный суммарный показатель) всех динамических составляющих морально-психологического климата коллектива.

Уровень морально-психологического климата  в коллективе

 

        Рис. 15

        По самооценке в  коллективе согласие ровняется 45% (средний  уровень); дружелюбие- 50% (средний уровень); занимательность работы - 48% (средний уровень); удовлетворенность работой - 42% (средний уровень); взаимная поддержка - 37% (низкий уровень); увлеченность работой - 37% (низкий уровень); продуктивность - 36% (низкий уровень), успешность - 33% (низкий уровень); теплота в общении - 33% (низкий уровень); сотрудничество - 30% (низкий уровень).

        Таким образом, тестирование показало содержащиеся уровни морально-психологического климата в коллективе: высокий - 0%; средний - 62%; низкий - 38%. Это говорит о том, что в коллективе низкая взаимная поддержка; сотрудничество. 
 

Методика 2 (Приложение 2)

Методика  определения стиля руководства  трудовым коллективом 

         Методика была разработана  В.П. Захаровым на основе опросника  А.Л. Журавлева.

         Цель: определение  трудовым коллективом преобладающего стиля руководства.

         Форма проведения: групповая.

         При проведении данной методики были получены результаты, которые  размещены в таблице 4.

Таблица 4

Преобладающий стиль руководства

Стили руководства Число опрошенных - 6 чел.
Директивный 4 (66,66%)
Попустительский -
Коллегиальный 2 (33,34)
Преобладающий Директивный
 

         Проанализировав результаты опроса сотрудников (табл. 4), можно сказать  о том, что 66,66 % сотрудников (высокий  процент) считают, что для начальника отдела снабжения – Ключерева С.А., характерен директивный стиль управления и лишь 33,34 % (небольшой процент) подчиненных видят в его стиле руководства черты коллегиальности.  

Методика 3 (Приложение 3)

Тест  на оценку самоконтроля в общении 

         Тест разработан американским ученым М. Снайдером.

         Цель: определение  коммуникабельности и умение управлять  выражением своих эмоций в коллективе.

         Форма проведения: индивидуальная.

         При проведении данной методики были получены результаты, которые  размещены в таблице 5.

         Таблица 5

         Оценка самоконтроля в общении

№ вопроса Ключерев С.А. Аникина Н.В. Смирнов О.Б. Серебров А.А. Кубышка И.А. Мусихина О.Н. Нуйя А.А.
1 В Н 1 Н 1 Н 1 В Н 1 В
2 Н Н В 1 В 1 Н Н Н
3 В 1 Н В 1 В 1 В 1 В 1 Н
4 Н В 1 Н Н Н В 1 В
5 Н 1 Н 1 Н 1 Н 1 В В В
6 Н Н В 1 В 1 В 1 Н Н
7 В В В В В В В
8 Н Н В 1 В 1 В 1 В 1 Н
9 В 1 Н Н Н В 1 Н В 1
10 В 1 В В 1 В 1 В 1 Н Н
Итого 4 3 7 7 5 4 1
 

         По результатам  данной таблицы и результатам  подсчета согласно методике можно сказать, что:

         1) 0-3 балла – Аникина Н.В., Нуйя А.А. – люди с низким коммуникативным контролем, с устойчивым поведением, способным к искреннему самораскрытию в общении, прямолинейные.

         2) 4-6 баллов – Ключерев  С.А., Кубышка И.А., Мусихина О.Н. - люди  со средним коммуникативным контролем, искренние, но не сдержанные в эмоциональных проявлениях.

         3) 7-10 баллов –  Смирнов О.Б., Серебров А.А. - люди  с высоким коммуникативным контролем,  легко входящими в любую роль  и робко реагирующие не изменения  ситуаций.

         Для наглядности  результаты исследования данной методики оформим в диаграмму (Рис. 16). 

         Диаграмма оценки самоконтроля в общении

         Рис. 16

         На рисунке 16 представлены результаты исследования (суммарный показатель) оценки самоконтроля в общении - как составляющую морально-психологического климата коллектива. 

Формирующий эксперимент  

         Второй этап проводился в период с 01.10.2004г по 01.12.2004г (формирующий  эксперимент).

         Цель деловых игр: развитие необходимых умений и навыков, таких, как уверенность, оптимизм, внимание, доброжелательность, сдержанность, ответственность, коммуникабельность.

         Содержание игры - это всегда осуществление ряда функций: обучающей, развлекательной, коммуникативной, релаксационной, психотехнической, развивающей. В игре люди попадают в  ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему, незаметно для себя выполнять большое количество тренировочных упражнений в быстром темпе.

         Игра активизирует внимание, вызывает желание не только участвовать в игре, но и побеждать, а это вселяет уверенность  в свои силы, способствует сообразительности, находчивости.

         В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности, происходит усвоение навыков правильного поведения в коллективе. Люди учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер.

         После каждого из проведенных занятий с использованием игр не надо беседовать с людьми, чтобы выявить положительную  реакцию. Можно сразу сказать, что  такие занятия пробуждают острое желание включаться в предложенную деятельность.

         На втором этапе (формирующий эксперимент), который проводился в период с 01.10.2004 по 01.12.2004 г. Были использованы тренинговые занятия: «Завязывание и развязывание», «Аромат месяца», «Камуфляж».

         Цель: сформировать умение, создать условия, вызывающие положительные изменения морально-психологического климата коллектива, сближение коллектива, его сплоченность.

         Тренинговое занятие 1.

         «Завязывание и  развязывание»

         Цели игры:

         В процессе выполнения этого упражнения участники предпримут определенные действия в рамках всей группы по снятию напряжения и/или возрастанию единства, сплоченности группы. Методика и описание проведения приведены в Приложении 4.

         Тренинговое занятие 2.

         «Аромат месяца»

         Цели игры:

         В процессе выполнения этого упражнения участники будут  осведомлены о тех способах руководства изменениями, которых следует избегать. Методика и описание проведения приведены в Приложении 5.

         Тренинговое занятие 3.

         «Камуфляж»

         Цели игры:

         В процессе выполнения участники:

  • определят три позитивные и три негативные реакции на изменения;
  • определят ключевую концепцию возможности обучения навыкам как критическую для личного управления изменениями. Методика и описание проведения приведены в Приложении 6.
 

Второй  констатирующий эксперимент. 

         Третий этап проводился с 01.12.2004г. по 28.01.2005г. (второй констатирующий эксперимент). 

Методика 1

Определение морально-психологического климата в коллективе на конец исследования

         Результаты исследования морально-психологического климата  в коллективе в баллах на конец исследования представлены в таблице 6 (Приложение 10). Результаты исследования морально-психологического климата в коллективе в процентном выражении на конец исследования представлены в таблице 7(Приложение 11).  
 

Дружелюбие

        Рис. 17

        На рисунке 17 в  процентном соотношении представлены результаты исследования дружелюбия, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Согласие

         Рис. 18

         На рисунке 18 в  процентном соотношении представлены результаты исследования согласия, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Удовлетворенность

         Рис. 19

         На рисунке 19 в  процентном соотношении представлены результаты исследования удовлетворенности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Увлеченность

         Рис. 20

         На рисунке 20 в  процентном соотношении представлены результаты исследования увлеченности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Продуктивность

 

        Рис. 21

        На рисунке 21 в  процентном соотношении представлены результаты исследования продуктивности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Теплота

         Рис. 22

         На рисунке 22 в  процентном соотношении представлены результаты исследования теплоты, как  одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Сотрудничество

         Рис. 23

         На рисунке 23 в  процентном соотношении представлены результаты исследования сотрудничества, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Информация о работе Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе, (на примере отдела снабжения ООО "Разрез