Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 18:42, дипломная работа
Задачи:
1. Определить оптимальные психологические условия, обеспечивающие наиболее эффективные стили руководства.
2. Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, и их влияние на морально-психологический климат коллектива.
3. Сделать выводы по результатам собранного эмпирического материала.
Введение
Глава I. Влияние стилей руководства на формирование морально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие стиля руководства
1.2 Морально-психологический климат в коллективе.
1.3 Влияние стиля руководства на морально-психологический климат в коллективе
Глава II. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата (на примере отдела снабжения ООО «Разрез «Талдинский»)
2.1 Характеристика предприятия ООО «Разрез «Талдинский»
2.2 Сбор эмпирических данных и их анализ в отделе снабжения ООО «Разрез «Талдинский»
Глава III. Рекомендации руководству отдела снабжения ООО «Разрез Талдинский» по совершенствованию морально-психологического климата
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Характеристика
деятельности группы |
Психологические
способы воздействия |
Проявление свойств малой группы |
|
|
|
Продолжение таблицы 1
Эффективная деятельность |
|
|
Неэффективная деятельность |
|
|
Таким образом, принуждение уступает место убеждению, строит контроль - доверию, подчинение - сотрудничеству, кооперации. Подобное «мягкое управление», нацеленное на создание «управляемой автономии», облегчает естественное применение новых методов руководства.
Мы рассмотрели, как стили руководства влияют на морально-психологический климат коллектива. Поэтому, рационально действующий руководитель будет стараться поддерживать разумный баланс власти. Используемая им власть должна быть необходимой и достаточной для достижения целей, но не вызывать у подчиненных ощущения, что ими манипулируют, и не провоцировать их на проявление непокорности.
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА (на
примере отдела снабжения ООО «Разрез
«Талдинский»)
2.1. Характеристика
предприятия ООО «Разрез «Талдинский»
Местом проведения
психолого-социологических
Исследование
Первый этап проводился с 01.09.2004г. по 01.10.2004г. (первый констатирующий эксперимент).
Цель: выявить уровень развития исследуемых функций на начало исследования.
Второй этап (формирующий эксперимент) проводился в период с 01.10. 2004 по 01.12.2004 г.
Цель: сформировать умение, создать условия, вызывающие положительные изменения морально-психологического климата коллектива, сближение коллектива, его сплоченность.
Третий этап проводился с 01.12.2004г. по 28.01.2005г. (второй констатирующий эксперимент).
Цель: выявить уровень развития исследуемых функций на конец исследования.
Отдел снабжения разреза «Талдинский»:
Ключерев С.А. – начальник отдела;
Аникина Н.В. – инженер;
Смирнов О.Б. – инженер;
Серебров А.А. – инженер;
Кубышка И.А. – инженер;
Мусихина О.Н. – инженер;
Нуйя А.А. – экономист.
Были использованы методы: определение психологического климата в коллективе; определение стиля руководства трудовым коллективом; диагностика межличностных отношений в коллективе.
Форма проведения экспериментов
- групповая
2.2 Сбор
эмпирических данных и их анализ в отделе
снабжения ООО «Разрез «Талдинский»
Первый этап проводился с 01.09.2004г. по 01.10.2004г. (первый констатирующий эксперимент).
Методика 1 (Приложение 1)
«Психологический климат в коллективе»
Данная методика необходима для определения состояния психологического климата в трудовом коллективе. Испытуемому предлагается оценить по 7-балльной системе 25 факторов, характеризующих состояние психологического климата в коллективе. В одной из колонок располагаются факторы, характеризующие идеальный психологический климат (высшая оценка - 7 баллов). В другой колонке находятся факторы, сигнализирующие о том, что в коллективе неудовлетворительный психологический климат (низшая оценка - 1 балл). В средней колонке расположена шкала оценок от 7 до 1, по которой и следует оценить состояние психологического климата коллектива.
Итоговый результат необходимо оценить в зависимости от расположения суммы оценок в диапазоне от 25 до 175 - чем выше итоговое число, тем благоприятнее климат в коллективе. Оценка может быть индивидуальной, а также коллективной, если сложить оценки всех членов коллектива и получить усредненную.
Методика была описана
и разработана В.И. Шкатуллой, для
определения морально-
Результаты
Критерии оценки полученных результатов.
Максимальным
Суммарный максимальный показатель всех составляющих морально-психологического климата в коллективе составляет 90 баллов (100%), минимальный 10 баллов (9 %).
Уровень развития составляющих морально-психологического климата, коллектива в процентном соотношении является;
- высоким от 70% до 100%;
- средним от 40% до 69%;
- низким до 39%.
По суммарному составляющему уровень их развития составляет:
- высокий от 70% до 100%;
- средний от 40% до 69%:
На таблице 3 представлены результаты исследования психологического климата в коллективе, переведенные из балльных показателей в процентном соотношении (Приложение 9).
Дружелюбие
Дружелюбие – это отношение коллег друг к другу. На рисунке 3 в процентном соотношении представлены результаты исследования дружелюбия, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.
Согласие
Рис. 4
Согласие – это согласованность действий в работе всех членов коллектива. На рисунке 4 в процентном соотношении представлены результаты исследования согласия, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.
Удовлетворенность
Рис. 5
Удовлетворенность работой, результатами работы, отношениями с коллегами, финансовым результатом трудовой деятельности. На рисунке 5 в процентном соотношении представлены результаты исследования удовлетворенности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.
Увлеченность
Рис. 6
Увлеченность – чувство, возникающее при выполнении своей работы, достижении определенных результатов. На рисунке 6 в процентном соотношении представлены результаты исследования увлеченности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.
Продуктивность
Рис. 7
Продуктивность – это личный вклад каждого члена коллектива в развитие предприятия. На рисунке 7 в процентном соотношении представлены результаты исследования продуктивности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.
Теплота
Рис. 8
Теплота – это положительные отношения между собой всех членов коллектива. На рисунке 8 в процентном соотношении представлены результаты исследования теплоты, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.
Сотрудничество
Рис. 9
Сотрудничество – это отношения между собой. На рисунке 9 в процентном соотношении представлены результаты исследования сотрудничества, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.
Взаимная поддержка
Рис. 10
Взаимная поддержка – отношения друг с другом, наставничество, поддержка в работе. На рисунке 10 в процентном соотношении представлены результаты исследования взаимной поддержки, как одной из динамической составляющей психологического климата, коллектива.
Занимательность
Рис. 11
Занимательность –
с каким настроением
Успешность