Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе, (на примере отдела снабжения ООО "Разрез

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 18:42, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1. Определить оптимальные психологические условия, обеспечивающие наиболее эффективные стили руководства.
2. Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, и их влияние на морально-психологический климат коллектива.
3. Сделать выводы по результатам собранного эмпирического материала.

Оглавление

Введение
Глава I. Влияние стилей руководства на формирование морально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие стиля руководства
1.2 Морально-психологический климат в коллективе.
1.3 Влияние стиля руководства на морально-психологический климат в коллективе
Глава II. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата (на примере отдела снабжения ООО «Разрез «Талдинский»)
2.1 Характеристика предприятия ООО «Разрез «Талдинский»
2.2 Сбор эмпирических данных и их анализ в отделе снабжения ООО «Разрез «Талдинский»
Глава III. Рекомендации руководству отдела снабжения ООО «Разрез Талдинский» по совершенствованию морально-психологического климата
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

1 (1).doc

— 1.06 Мб (Скачать)
align="center">Эффективность взаимодействия руководителя и группы

    Характеристика

    деятельности  группы

    Психологические способы воздействия руководителя на малую группу Проявление  свойств малой группы
     
     
     
     
    • применяется стратегия сотрудничества;
    • делегирование ответственности;
    • хорошая управляемость группы;
    • высокая активность членов группы;

    Продолжение таблицы 1

     
     
     
    Эффективная деятельность
    • отсутствие давления на подчиненных;
    • правдивая информированность группы;
    • положительное мотивирование (индивидуальное и коллективное);
    • участие группы в коллективных решениях;
    • доброжелательный характер контроля;
    • уважительное отношение к членам группы.
    • отсутствие конфликтности внутри группы;
    • принятие членами группы целей и средств деятельности;
    • ответственное поведение и соблюдение дисциплины;
    • наличие группового мнения;
    • принятие норм группы;
    • доброжелательные отношения внутри группы;
    • признание авторитета руководителя.
     
     
     
     
     
     
     
    Неэффективная деятельность
    • применение неэффективных стратегий: компромисса, ухода, приспособления;
    • нежелание делегировать ответственность;
    • напряженные отношения с персоналом;
    • неполное информирование подчиненных;
    • неправильное мотивирование;
    • не привлекает группу к решению общих задач;
    • недоверие подчиненным;
    • жесткий контроль за действиями подчиненных.
    • плохая управляемость группой;
    • недостаточная сплоченность группы;
    • малая активность группы;
    • недостаточная совместимость членов группы;
    • плохой психологический климат в группе;
    • наличие конфликтов в группе;
    • напряженные отношения с руководителем.
 

         Таким образом, принуждение уступает место убеждению, строит контроль - доверию, подчинение - сотрудничеству, кооперации. Подобное «мягкое управление», нацеленное на создание «управляемой автономии», облегчает естественное применение новых методов руководства.

         Мы рассмотрели, как стили руководства влияют на морально-психологический климат коллектива. Поэтому, рационально действующий руководитель будет стараться поддерживать разумный баланс власти. Используемая им власть должна быть необходимой и достаточной для достижения целей, но не вызывать у подчиненных ощущения, что ими манипулируют, и не провоцировать их на проявление непокорности.

 

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА (на примере отдела снабжения ООО «Разрез «Талдинский») 

2.1. Характеристика предприятия ООО «Разрез «Талдинский» 

        Местом проведения психолого-социологических исследований является ООО «Разрез «Талдинский». Численность работающих составляет 2045 чел. Образовался реорганизацией 26.08.1986 года из «Прокопьевскуголь» в «Разрез «Талдинский». Организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью (код б5 в общероссийском классификаторе организационно-правовых форм). ООО создано на основании Гражданского Кодекса РФ и при осуществлении своей деятельности руководствуется Российским законодательством, Уставом и Учредительным договором.  Исследование проводится на небольшом коллективе – отдел снабжения (состоит из 7 чел.)

         Исследование проводилось  с сентября 2004 года по январь 2005 года и проходило в три этапа.

         Первый этап проводился с 01.09.2004г. по 01.10.2004г. (первый констатирующий эксперимент).

         Цель: выявить уровень  развития исследуемых функций на начало исследования.

         Второй этап (формирующий  эксперимент) проводился в период с 01.10. 2004 по 01.12.2004 г.

         Цель: сформировать умение, создать условия, вызывающие положительные изменения морально-психологического климата коллектива, сближение коллектива, его сплоченность.

         Третий этап проводился с 01.12.2004г. по 28.01.2005г. (второй констатирующий эксперимент).

         Цель: выявить уровень  развития исследуемых функций на конец исследования.

         Отдел снабжения  разреза «Талдинский»:

         Ключерев С.А. –  начальник отдела;

         Аникина Н.В. – инженер;

         Смирнов О.Б. – инженер;

         Серебров А.А. –  инженер;

         Кубышка И.А. – инженер;

         Мусихина О.Н. –  инженер;

         Нуйя А.А. – экономист.

         Были использованы методы: определение психологического климата в коллективе; определение стиля руководства трудовым коллективом; диагностика межличностных отношений в коллективе.

         Форма проведения экспериментов - групповая 

2.2 Сбор эмпирических данных и их анализ в отделе снабжения ООО «Разрез «Талдинский» 

         Первый этап проводился с 01.09.2004г. по 01.10.2004г. (первый констатирующий эксперимент).

Методика 1 (Приложение 1)

«Психологический  климат в коллективе»

         Данная методика необходима для определения состояния  психологического климата в трудовом коллективе. Испытуемому предлагается оценить по 7-балльной системе 25 факторов, характеризующих состояние психологического климата в коллективе. В одной из колонок располагаются факторы, характеризующие идеальный психологический климат (высшая оценка - 7 баллов). В другой колонке находятся факторы, сигнализирующие о том, что в коллективе неудовлетворительный психологический климат (низшая оценка - 1 балл). В средней колонке расположена шкала оценок от 7 до 1, по которой и следует оценить состояние психологического климата коллектива.

         Итоговый результат  необходимо оценить в зависимости  от расположения суммы оценок в диапазоне  от 25 до 175 - чем выше итоговое число, тем благоприятнее климат в коллективе. Оценка может быть индивидуальной, а также коллективной, если сложить оценки всех членов коллектива и получить усредненную.

         Методика была описана  и разработана В.И. Шкатуллой, для  определения морально-психологического климата в коллективе.

         Результаты исследования морально-психологического климата в коллективе представлены в таблице 2 (Приложение 8).

         Критерии оценки полученных результатов.

         Максимальным показателем  каждого из составляющих морально-психологического климата коллектива является 9 баллов (100%), минимальным показателем 1 балл (9%).

         Суммарный максимальный показатель всех составляющих морально-психологического климата в коллективе составляет 90 баллов (100%), минимальный 10 баллов (9 %).

         Уровень развития составляющих морально-психологического климата, коллектива в процентном соотношении является;

         - высоким от 70% до 100%;

         - средним от 40% до 69%;

         - низким до 39%.

         По суммарному составляющему  уровень их развития составляет:

         - высокий от 70% до 100%;

         - средний от 40% до 69%:

  • низкий до 39%.

        На таблице 3 представлены результаты исследования психологического климата в коллективе, переведенные из балльных показателей в процентном соотношении (Приложение 9).

 

Дружелюбие

Рис. 3

         Дружелюбие –  это отношение коллег друг к другу. На рисунке 3 в процентном соотношении представлены результаты исследования дружелюбия, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

Согласие

Рис. 4

        Согласие – это  согласованность действий в работе всех членов коллектива. На рисунке 4 в процентном соотношении представлены результаты исследования согласия, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

Удовлетворенность

Рис. 5

         Удовлетворенность работой, результатами работы, отношениями  с коллегами, финансовым результатом  трудовой деятельности. На рисунке 5 в процентном соотношении представлены результаты исследования удовлетворенности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

         Увлеченность

Рис. 6

         Увлеченность –  чувство, возникающее при выполнении своей работы, достижении определенных результатов. На рисунке 6 в процентном соотношении представлены результаты исследования увлеченности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

Продуктивность

Рис. 7

        Продуктивность –  это личный вклад каждого члена  коллектива в развитие предприятия. На рисунке 7 в процентном соотношении представлены результаты исследования продуктивности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

Теплота

        Рис. 8

        Теплота – это  положительные отношения между  собой всех членов коллектива. На рисунке 8 в процентном соотношении представлены результаты исследования теплоты, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

Сотрудничество

         Рис. 9

         Сотрудничество –  это отношения между собой. На рисунке 9 в процентном соотношении представлены результаты исследования сотрудничества, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

Взаимная  поддержка

        Рис. 10

         Взаимная поддержка – отношения друг с другом, наставничество, поддержка в работе. На рисунке 10 в процентном соотношении представлены результаты исследования взаимной поддержки, как одной из динамической составляющей психологического климата, коллектива.

Занимательность

         Рис. 11

         Занимательность –  с каким настроением выполняется  текущая работа. На рисунке 11 в процентном соотношении представлены результаты исследования занимательности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

Успешность

Информация о работе Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе, (на примере отдела снабжения ООО "Разрез