Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе, (на примере отдела снабжения ООО "Разрез

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 18:42, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1. Определить оптимальные психологические условия, обеспечивающие наиболее эффективные стили руководства.
2. Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, и их влияние на морально-психологический климат коллектива.
3. Сделать выводы по результатам собранного эмпирического материала.

Оглавление

Введение
Глава I. Влияние стилей руководства на формирование морально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие стиля руководства
1.2 Морально-психологический климат в коллективе.
1.3 Влияние стиля руководства на морально-психологический климат в коллективе
Глава II. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата (на примере отдела снабжения ООО «Разрез «Талдинский»)
2.1 Характеристика предприятия ООО «Разрез «Талдинский»
2.2 Сбор эмпирических данных и их анализ в отделе снабжения ООО «Разрез «Талдинский»
Глава III. Рекомендации руководству отдела снабжения ООО «Разрез Талдинский» по совершенствованию морально-психологического климата
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

1 (1).doc

— 1.06 Мб (Скачать)

         Управление –  одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной деятельности [16. С 345]. Это взаимодействие между собой в различных сферах деятельности людей, а человек –  существо сложное и многогранное, каждый со своими взглядами, ценностями, моральными, психологическими и психическими устоями. Поэтому можно утверждать, что в процесс управления входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т. п.), социально-психологические проблемы трудовой деятельности, влияние стилей руководства (морально психологическое состояние коллектива). Поэтому в социологии и психологии управления можно выделить следующие - основные задачи. Первая – изучение реальных фактов постоянно развивающихся социально психологических характеристик управленческой деятельности.

         Вторая – из огромного  многообразия фактов управленческой деятельности выделение наиболее важных и на этой основе определение тенденций развития, разработки социологических и психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.

         Третья – построение наиболее выраженных направлений развития управленческой деятельностью в  будущем.

         Четвертая – выработка  научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления, разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.

         Люди, входящие в  различные формы общественного  производства: отрасли, объединения, акционерные  общества, предприятия и т.д., целью деятельности которых является выполнение определенных функций являются объектом изучения социологии и психологии управления.

         Управленческие отношения в различных типах общностей, организаций, социальных институтах и общества в целом являются предметом управления. Другими словами предметом управления является социально-психологическая сторона всего многообразия управленческих отношений охватывающих людей как членов трудового коллектива [48. С 134]. Это многообразие можно представить как управленческие отношения или как совокупность социальных и психических явлений и отношений в организации:

  • отношения между управляющей и управляемой системами или отдельными их элементами;
  • различного рода социальные явления и процессы, и учет их в деятельности менеджера;
  • психологические факторы эффективной деятельности менеджеров;
  • социальные и психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений;
  • социальные и психологические проблемы лидерства;
  • проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управленческих отношений и другие.

         Таким образом, исходя из актуальности и проблемы исследования, мы определили тему нашей дипломной  работы: «Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе, на примере Талдинского угольного разреза».

         Цель исследования: определить критерии оптимального стиля  руководства, положительно влияющего  на морально-психологический климат коллектива.

         Объект исследования: стили и методы руководства и их влияние на морально-психологический климат коллектива в ООО «Разрез «Талдинский».

         Предмет исследования: стили руководства в отделе снабжения ООО «Разрез «Талдинский».

         Гипотеза исследования: положительный морально-психологический  климат в коллективе сложится при  условии, если:

  • руководитель придерживается демократического стиля управления;
  • руководитель является истинным лидером своего коллектива;
  • ведется работа по созданию положительного морально-психологического климата.

         Задачи:

  1. Определить оптимальные психологические условия, обеспечивающие наиболее эффективные стили руководства.
  2. Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, и их влияние на морально-психологический климат коллектива.
  3. Сделать выводы по результатам собранного эмпирического материала.

         Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование, анализ эмпирического материала.

 

 ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ 

1.1 Понятие  стиля руководства 

         Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого  общества. Еще первые представители  человечества, объединенные в родовые  общины, ежедневно решали проблемы использования собственных, весьма ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов, сталкивались с вопросами разделения труда, трудовой мотивации и дисциплины. Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в тех сферах человеческого общества:

         - политической - необходимость  установления и поддержания порядка  в группах;

         - экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

         - оборонительной - защита  от врагов и диких зверей.

         Даже в самых  древних обществах требовались  личности, которые координировали и  направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). К  примеру, египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

         При рассмотрении развития теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов [19; С8].

         I период - древний период. Был наиболее длительным - начиная с 9-7 тыс.лет до н.э., примерно до XYIII века. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.) [19; С8]. Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

         Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

         Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

         II период - индустриальный период (1776-1890). [19; С 9].

         III период - период систематизации (1856-1960) [19; С 9].

         С момента появления  науки управления, эволюция ее, как  самостоятельной дисциплины, является не строгой последовательностью  некоторых основных этапов, а развитием ряда подходов, которые частично совпадали по времени. Кроме того, развитие каждого из них и теории управления в целом происходило в более широком социальном и общенаучном контексте. Поэтому складывавшаяся теория управления испытывала влияние со стороны происходящих в мире перемен - новых научно-технических достижений, изменения отношения к бизнесу, успехов в других, связанных с управлением, дисциплинах - таких, как социология, психология, экономика, инженерные науки и др.

         Выделяют четыре основных подхода в развитии теории управления: подход с точки зрения основных школ в управлении, процессный, системный подходы [20; С15]. Первый из них наиболее важен именно в историческом плане, поскольку он образован совокупностью достаточно четко сменявшихся «школ», рассматривавших управление с различных точек зрения. Это - школы научного управления, административного управления («классическая школа»), человеческих отношений и поведенческих наук, а также школа количественных методов управления. Три других подхода, также имеющих исторический интерес, более важны для характеристики современного состояния науки об управлении. Общая картина эволюции управления как науки может быть проиллюстрирована следующим образом (рис.1) [20; С16]. 

Основные  психологические школы в управлении

Временной период

1885 1920 1930 1940 1950 1960 В наше

время

Школы управления

   Подход научного управления

   Административный подход

   Подход с точки зрения  человеческих 

    отношений

   Подход с точки зрения  науки о поведении       

   Подход с точки зрения  количественных

   методов

   Подход к управлению как  к процессу

   Системный подход

   Ситуационный подход

    Рис. 1

         Как мы видим на данном рисунке, процесс развития науки  об управлении не является плавным  и безболезненным, лишенным внутренних противоречий. Эти противоречия, прежде всего, связанны с эволюционным процессом. Он непрерывен и выступает как своеобразный вектор всех социально-политических, производственных, экономических и иных изменений общества. Поэтому некоторые подходы школ управления в результате эволюции изменяются, другие подходы становятся не актуальны на данном этапе развития общества, а третьи начинают интенсивно развиваться в соответствии с требованиями производства и общества.

         Хотя эта схема упрощает реальную сложность рассматриваемого процесса, ее целесообразно взять за основу. Она, однако, должна быть дополнена, поскольку общая эволюция управленческой науки не может быть понятна без ее связей, например: с «социологической школой», с промышленной психологией и др.

         Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны  классической школой. Наиболее известными ее представителями, наряду с Ф. Тэйлором, были братья Ф. И Л. Гилбреты, Г. Гант, Г. Эмерсон и др. Первый крупный  шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тэйлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. В своих работах «Управление фабрикой» (1903 г.) и «Принципы научного менеджмента» (1911 г.) [19; С 11] Ф. Тэйлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

         Главная заслуга  Ф. Тэйлора состоит в том, что  он как основатель школы «Научного  управления» разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки  и стимулирования труда рабочих, разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

         Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление  в исследованиях: первая научная  школа, получившая несколько названий, - «научного менеджмента», «классическая» и «традиционная». Разновидностью классической школы управления является «Административная школа» (1920-1950 гг.). Она занималась изучением вопросов роли и функции менеджера. Одним из пионеров этой школы был А. Файоль(1841-1925 гг.) [19; С 11] и его последователи: Л. Урвик, Д. Муик, Э. Геймс, О. Шелдас, Л. Аллен и др. А. Файоль разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Второе направление - это разработка системы универсальных принципов управления; по А. Файолю, это - следующие принципы: [20; С19].

  • Разделение труда.
  • Полномочия и ответственность.
  • Дисциплина.
  • Единоначалие.
  • Единство распорядительства.
  • Подчиненность личных интересов общим.
  • Вознаграждение персонала.
  • Централизация.
  • Скалярная цепь (принцип иерархии в руководстве).
  • Порядок.
  • Справедливость.
  • Стабильность рабочего места для персонала.
  • Инициатива.
  • Корпоративный дух.

Информация о работе Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе, (на примере отдела снабжения ООО "Разрез