Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 18:42, дипломная работа
Задачи:
1. Определить оптимальные психологические условия, обеспечивающие наиболее эффективные стили руководства.
2. Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, и их влияние на морально-психологический климат коллектива.
3. Сделать выводы по результатам собранного эмпирического материала.
Введение
Глава I. Влияние стилей руководства на формирование морально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие стиля руководства
1.2 Морально-психологический климат в коллективе.
1.3 Влияние стиля руководства на морально-психологический климат в коллективе
Глава II. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата (на примере отдела снабжения ООО «Разрез «Талдинский»)
2.1 Характеристика предприятия ООО «Разрез «Талдинский»
2.2 Сбор эмпирических данных и их анализ в отделе снабжения ООО «Разрез «Талдинский»
Глава III. Рекомендации руководству отдела снабжения ООО «Разрез Талдинский» по совершенствованию морально-психологического климата
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
6.
а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.
б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 2
в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
7.
а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.
б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.
в. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.
8.
а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.
б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.
в. Не допускает,
чтобы подчиненные ему
9.
а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.
б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
10.
а. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.
б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.
в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
11.
а. В
критических ситуациях
б. В
критических ситуациях
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 2
более жесткие методы руководства.
в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
12.
а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
в. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.
13.
а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.
б. Он требователен, но одновременно и справедлив.
в. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
14.
а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.
б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.
в. Контролирует работу от случая к случаю.
15.
а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.
б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.
в. Не может влиять на дисциплину.
16.
а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.
б. С руководителем работать интересно.
в. Подчиненные
предоставлены самим себе.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 2
КЛЮЧ
ОПРОСНЫЙ | ЛИСТ |
Оценивает (ют)ся: | |
1. а б в | 9. а б в |
2. а б в | 10. а б в |
3. а б в | 11. а б в |
4. а б в | 12. а б в |
5. а б в | 13. а б в |
6. а б в | 14. а б в |
7. а б в | 15. а б в |
8. а б в | 16. а б в |
Ключ
№ | а | б | в | № | а | б | в | |
1 | д | к | п | 9 | д | к | п | |
2 | д | к | п | 10 | к | п | д | |
3 | к | п | д | 11 | п | д | к | |
4 | д | п | к | 12 | д | к | п | |
5 | п | д | к | 13 | п | к | д | |
6 | к | д | п | 14 | к | д | п | |
7 | п | к | д | 15 | к | д | п | |
8 | к | п | д | 16 | д | к | п |
Интерпретация
Подсчитываются
ДИРЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ — Д
Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине,
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 2
большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.
ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ — П
Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.
КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ — К
Требовательность
и контроль сочетаются с инициативным
и творческим подходом к выполняемой
работе и сознательным соблюдением
дисциплины. Стремление делегировать
полномочия и разделить ответственность.
Демократичность в принятии решения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ТЕСТ НА ОЦЕНКУ
САМОКОНТРОЛЯ
В ОБЩЕНИИ
Тест разработан
американским психологом М. Снайдером.
Внимательно прочтите десять предложений,
описывающих реакции на некоторые
ситуации. Каждое из них Вы должны оценить
как верное или неверное применительно
к себе. Если предложение кажется вам верным
или преимущественно верным, поставьте
рядом с порядковым номером букву "В",
если неверным или преимущественно неверным
- букву "Н".
1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
2. Я бы, пожалуй,
мог свалять дурака, чтобы привлечь
внимание или позабавить
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям
иногда кажется, что я
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда
такой, каким кажусь.
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 3
самовыражения, они
не любят непрогнозируемых ситуаций.
Их позиция: "Я такой, какой я
есть в данный момент". Люди с низким
коммуникативным контролем более непосредственны
и открыты, у них более устойчивое "Я",
мало подверженное изменениям в различных
ситуациях.
Подсчет результатов
По одному баллу начисляется за ответ "Н" на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ "В" на все остальные. Подсчитывайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0-3 балла — у
Вас низкий коммуникативный
4-6 баллов — у
Вас средний коммуникативный
контроль, вы искренни, но не сдержанны
в своих эмоциональных
7-10 баллов — у
Вас высокий коммуникативный
контроль. Вы легко входите в
любую роль, гибко реагируете
на изменение ситуации, хорошо
чувствуете и даже в состоянии
предвидеть впечатление,
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ЗАВЯЗЫВАНИЕ И РАЗВЯЗЫВАНИЕ
Описание
Данное упражнение предлагает быстрый простой способ для снятия напряжения у всей группы. Обсуждения, тренинги и изменения сами по себе могут быть достаточно стрессовыми ситуациями, и действия, предлагаемые в этом упражнении, могут быть использованы для снятия напряжения и расслабления группы. Упражнение «Завязывание и развязывание» можно предлагать не только при непременном условии стрессовой ситуации - возможно, будет даже более эффективно воспользоваться этой тактикой, когда группа уже смеется!