Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование стилей руководства на предприятии гостиничного хозяйства.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- исследовать понятия «стиль руководства»;
- охарактеризовать основные стили руководства;
- разработать рекомендации по совершенствованию стиля руководства менеджера предприятия гостеприимства.
Введение………………………………………………………………………..…4
1 Стиль руководства в системе управления предприятием………………..….6
1.1 Характеристика основных стилей руководства………………..………….6
1.2 Теории «X» и «Y»…………………………………………………………..13
1.3 Управленческая решетка Р.Блейка и Дж.Мутон………………………….15
2 Предложения по совершенствованию стиля руководства менеджера гостиницы «Минск»……. ………………………………………….….……..…25
Заключение………………………………..……………………………………...30
Список использованных источников…………………………..……………….32
Приложение. Памятка поведения менеджера…………….……………..…..35
Консервативный стиль руководства направлен на соблюдение традиций раз и навсегда заведенного порядка. Менеджер такого стиля отрицательно относится ко всякого рода новинкам. Он считает, что успех достигается стабильностью.
Бюрократический
стиль основан на всевластии бумаг.
Любое движение возможно только на
основании письменного
Авральный стиль руководства заключается в повышенной активности в выполнении очередных указаний и проведении кампаний. Менеджер такого типа развивает бурную деятельность в условиях аврала. После этого наступает затишье до следующего аврала.
Административный стиль руководства означает всевластие аппарата. Руководитель такого стиля может подписать самый важный документ не читая, если на нем будут все визы и многочисленные согласования. В случае ошибки претензии предъявляются к соответствующему специалисту, который завизировал документ. Подобная позиция приводит к тому, что получить визы становится очень сложно. Работники аппарата не хотят рисковать, поэтому придумывают всяческие предлоги отказа.
В качестве вариантов гибкого стиля руководства можно назвать «смешанный» и «творческий».
Смешанный стиль руководства означает, что в нем присутствуют разные стили. Они используются в зависимости от ситуации.
Творческий
стиль руководства предполагает
нестандартность принимаемых
Таким
образом, ни один стиль управления не
может считаться лучше других
во всех случаях. В каждом конкретном
случае действия руководителя должны
определяться конкретной ситуацией. Хорошим
окажется менеджер, который сумеет использовать
возникшую ситуацию. Для этого необходимо
хорошо знать способности подчиненных,
их возможности для выполнения поставленной
задачи, свои полномочия. В процессе выполнения
задачи может измениться ситуация, и это
потребует изменить способы воздействия
на подчиненных, т.е. стиль руководства.
1.2
Теории «X» и «Y»
Американский ученый в области менеджмента Дуглас Макгергор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:
- задания которые получает подчиненный
- качество выполнения задания
- время получения задания
- ожидаемое время выполнение задания
- средства, имеющиеся для выполнения задания
- коллектив , в котором работает подчиненный
- инструкции, полученные подчиненным
- убеждение подчиненного в посильности задания и в вознаграждении за успешную работу.
- размер вознаграждения за проведенную работу
- уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.
Все эти факторы, которые зависят от руководителя в той или иной мере влияют на работающего и определяют качество и интенсивность его труда. Макгрегор сформулировал, что на основе этих факторов можно применить два различных подхода к управлению, которые он назвал теорией «Х» и теорией «У» [2, с. 244].
Отношение автократа к
Теория «Х» исходит из предпосылок:
1) Средний человек изначально не любит работать и поэтому всегда пытается увильнуть от нее.
2) Большинство людей по причине их врожденного отвращения к труду надо постоянно уговаривать, контролировать, направлять или угрожать наказанием, прежде чем они предпримут какие-либо действия, направленные на выполнение целей, стоящих перед коллективом.
3) Средний человек предпочитает, чтобы его направляли, стремится избегать ответственности, практически лишен честолюбия и считает, что личный покой – прежде всего [20, с. 383].
Исходя из этих предпосылок, автократ централизует полномочия и единовластно принимает решения, оказывая психологическое воздействие на подчиненных, нередко прибегая к угрозам.
Теория «У» исходит из предпосылок:
3) Ответственность за поставленную цель является закономерной предпосылкой чувства радости, связанного с достижением ее. Самое большое удовлетворение – удовлетворение потребности в самовыражении – может быть прямым следствием усилий, направленных на достижение общей цели.
4) Уклонение от ответственности, недостаток честолюбия и стремление к самосохранению – не врожденные свойства человека. При определенных условиях человек учится не только увиливать от ответственности, но и принимать ее на себя.
Приверженцы теории «У» считают, что мудрое руководство не имеет других задач, кроме следующих:
1) Экономически целесообразная организация элементов рентабельного предприятия – деньги, материалы, оборудование и работники.
2) Поскольку у людей есть мотивация к труду, саморазвитию и принятию на себя ответственности, руководство должно лишь помогать им реализовать эти потенциалы.
3) Главная задача руководства – организация производства таким образом, чтобы работа людей, направленная на решение задач компании, совпадала с их личными целями.
В противоположность сторонникам теории «Х», считающими своей главной обязанностью управлять служащими, сторонники теории «У» стремятся помогать служащим овладеть навыками самоуправления [20, с. 384].
Таким
образом, руководитель-демократ не навязывает
свою волю подчиненным. Он использует
стремление исполнителей к самовыражению
и высокой цели. Роль руководителя-демократа
сводится к осуществлению связей между
целями организации и целями группы, а
затем к оценке выполненной работы. Здесь
царит атмосфера открытости и доверия,
люди решают проблемы самостоятельно,
обращаясь к руководителю только в редких
случаях.
1.3
Управленческая решетка
Р.Блейка и Дж.Мутон
В различных университетах США в 1970 – 1980-е гг. проводились исследования по поиску наиболее эффективных стилей руководства. Самое пристальное внимание было уделено поведенческому и ситуационному подходам менеджеров к выбору стиля руководства.
В университете штата Огайо предметом исследования стали два показателя поведения руководителей: внимание к подчиненным и структурирование труда.
Внимание подчиненным означало направление усилий менеджеров на психологический комфорт своих работников, их социальный статус, условия труда, установление отношений взаимного доверия. Менеджеры такого типа дружелюбны, открыты для общения, культивируют работу в командах, ориентированы на благополучие работников.
Под
структурированием труда
Внимание
к подчиненным и
Практически в то же время в исследованиях в Мичиганском университете был использован несколько иной подход. Предметом анализа стало сопоставление образцов поведения эффективных и неэффективных менеджеров.
Было
установлено, что успешные руководители
отличаются вниманием к «созданию
эффективных
Неудачные руководители все свое внимание уделяли производственным заданиям. Их приоритетами являлись деловые совещания, повышение производительности труда, снижение затрат и т.п.
Результаты названных исследований легли в основу разработанной профессорами Техасского университета Робертом Блейком и Джейн Моутон оригинальной двухмерной модели управления. Она получила название «управленческой решетки» или «решетки менеджмента» [4, с. 111].
В зависимости от предпочтения того или иного способа взаимодействия с исполнителями выделяются руководители, ориентированные на производство, и руководители, ориентированные на подчиненных.
Р. Блейк и Дж. Мутон исходили из того, что в чистом виде каждый тип ориентации встречается крайне редко. В основном же имеют место их комбинации, которые авторы и отразили в своей модели, получившей название управленческой решетки.
Внимание к человеку |
У 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
|||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Х | ||||||||||||
Внимание к производству |
Рисунок 1.1 – Управленческая решетка Блейка и Мутон
Примечание
– Источник: [14, с. 128].
Деятельность
руководителя в решетке представлена
в системе координат, образуемых
двумя основными «силовыми
9.1
(авторитет-подчинение) – отражает
стиль руководства, когда
1.9
(дом отдыха) – соответствует
стилю, при котором
1.1
(страх перед бедностью) –
5.5 (организация) – определяется равным отношением руководителя к производству и людям (философия «золотой середины»). Нормальная работа организации достигается равновесием между необходимостью выполнения рабочих заданий и поддержанием положительного климата в коллективе. Менеджер в работе с персоналом легко сочетает похвалу и критику, т.е. «кнут и пряник»;
9.9
(команда) – обеспечивает
Дуга 9+9 – патернализм. Это стиль управления, при котором руководитель играет роль непогрешимого, «строгого, но справедливого отца семейства». Его следует почитать и невозможно ослушаться [4, с. 112].
Информация о работе Совершенствование стиля управленя гостиницей