Совершенствование стиля управленя гостиницей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование стилей руководства на предприятии гостиничного хозяйства.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

- исследовать понятия «стиль руководства»;

- охарактеризовать основные стили руководства;

- разработать рекомендации по совершенствованию стиля руководства менеджера предприятия гостеприимства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…4

1 Стиль руководства в системе управления предприятием………………..….6

1.1 Характеристика основных стилей руководства………………..………….6

1.2 Теории «X» и «Y»…………………………………………………………..13

1.3 Управленческая решетка Р.Блейка и Дж.Мутон………………………….15

2 Предложения по совершенствованию стиля руководства менеджера гостиницы «Минск»……. ………………………………………….….……..…25

Заключение………………………………..……………………………………...30

Список использованных источников…………………………..……………….32

Приложение. Памятка поведения менеджера…………….……………..…..35

Файлы: 1 файл

Копия 16. Совершенствование стиля управления гостиницей(Минск).doc

— 268.00 Кб (Скачать)

    При этом следует иметь в виду, что  не существует некоего идеального стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые менеджером стиль или сочетание стилей могут зависеть не только от личности менеджера, но и от соответствующей ситуации. "Правильный" стиль руководства не может быть определен заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться в соответствии с изменениями управляемой среды.

    Выбор стиля руководства во многом зависит  от того, какую задачу ставит перед собой менеджер:

    - управлять — руководитель дает точные указания подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий,

    - направлять — менеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;

    - поддерживать — менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;

    - делегировать полномочия — менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия [15, с. 150].

    Впервые вопрос о стилях руководства был  рассмотрен К. Левиным, выделившим авторитарный, демократический и либеральный стили, которые стали классическими. Данный подход и положен авторами в основу классификации стилей руководства.

    Для авторитарного стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Этому стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным. Он категоричен, часто резок с людьми, всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд.

    Для автократа характерны догматизм  и стереотипность мышления. Все новое  воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, т.к в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Даже размещение людей в процессе проведения совещаний подчинено его идеологии-все постоянно должны быть на виду.

    Этот  стиль руководства не стимулирует проявление инициативы у подчиненных: она, наоборот, часто наказуема автократом, что делает невозможным повышение эффективности работы организации [15, с. 150].

    Совершенно  очевидно, что у авторитарного  стиля множество недостатков: сковывание инициативы подчиненных, большой урон в случае ошибки руководителя, сложный психологический климат и др. тем нее менее есть ситуации, в которых авторитарный стиль руководства эффективнее других: низкоквалифицированный, проблемный либо военизированный коллективы.

    Низкоквалифицированный  коллектив может относительно успешно  функционировать лишь под жестким  присмотром  руководителя. Здесь  начальник раздает задания, подробно разъясняет способы их выполнения, постоянно контролирует и стимулирует  их методом «кнута и пряника». Ослабление руководства в низкоквалифицированном коллективе означает, как правило, ухудшение работы. Сотрудники не умеют, а часто и не хотят, качественно и добросовестно работать самостоятельно.

    Под проблемным коллективом понимается какая-либо сложная ситуация в фирме – опасность банкротства, острый конфликт, забастовка. В этих случаях предпочтительнее руководитель жесткого типа.  Кризисный управляющий – это, как правило, авторитарный руководитель [13, с. 206].

    Демократический стиль руководства основан на том, что подчиненные участвуют в принятии решений и разделяют ответственность.

    Название  дано стиля произошло от греческого слова demokratia – власть народа.

    Демократический стиль сегодня по праву считается  лучшим. Согласно специальным исследованиям, он в полтора-два раза  эффективнее  всех других стилей. Ничего более удачного в способах управления не придумано [11, с. 110].

 Менеджер, использующий преимущественно демократический  стиль, стремится, как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчиненными он предельно вежлив и доброжелателен, находится с ними в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Он требователен, но справедлив. При таком стиле руководства в подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива [15, с. 151].

 Руководитель  в значительной мере доверяет подчиненным, интересуется их мнением, настроениями, советуется с ними, стремится использовать псе лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать его в необходимых случаях. Руководитель-демократ избегает навязывания своей воли подчиненным. Он публично не демонстрирует своего превосходства над членами управляемого им коллектива, старается привлечь своих подчиненных к выработке и принятию решений, поддерживает инициативу и самостоятельность.

    Демократичный менеджер при проведении деловых  совещаний размещается, как правило, в середине группы. Это создает  непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации [18, с. 326].

    Таким образом, приемы и способы воздействия  на подчиненных у автократа и  демократа существенно различаются

    Руководитель  с либеральным стилем руководства  практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Либералов отличает безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления [15, с. 151].

    Есть  конкретные ситуации, в которых либеральный  стиль будет предпочтительнее. Таких  ситуаций две – это творческий и высококвалифицированный коллективы.

    Творческий  коллектив не нуждается во всеохватном  руководстве. Менеджеру достаточно исполнять лишь самые общие организационные  функции. Члены творческого коллектива сильны своей индивидуальностью, неповторимостью. Поэтому для качественной профессиональной работы им нужна максимальная свобода.

    Нет особой необходимости в руководящих  указаниях и в высококвалифицированном  коллективе. Здесь каждый хорошо знает  свою работу и ответственно ее выполняет. Как правило, у квалифицированных сотрудников есть чувство профессиональной гордости. Оно не позволяет им делать плохо свою работу. Но еще больше это чувство не приемлет частых указаний, мелочной опеки. Тем более,  что свою работу такие сотрудники обычно знают лучше руководителя [4, с. 108].

   Основные  черты каждого стиля руководства  представим в виде таблицы 1.  

Таблица 1.1 – Содержание стилей руководства

Параметры Авторитарный   стиль Демократический стиль Либеральный стиль
Природа стиля Сосредоточение  всей власти и ответственности в  руках лидера Делегирование полномочий с сохранением ключевых позиций у лидера Снятие лидером  с себя ответственности и отречение  от власти в пользу группы
Прерогатива в установлении целей и выборе средств Принятие  решений разделено по уровням  на основе участия в управлении Предоставление  возможности самоуправления в желаемом для группы режиме
Коммуникационные  потоки идут преимущественно сверху Коммуникация  осуществляется активно в двух направлениях Коммуникация  в основном строится на «горизонтальной» основе
Сильные стороны Особое внимание уделяется срокам и порядку,возможно предсказание результата Растут  личные обязательства сотрудников  по выполнению работы через участие  в управлении Позволяет начать дело без вмешательства лидера
Слабые  стороны              Наблюдается тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы При этом стиле  требуется много времени для  решения задач  Без лидерского вмешательства может быть потеряна скорость работы и изменено направления  движения

  Примечание –  Источник: [3, c. 95]. 

    Следует иметь в виду, что каждый из указанных стилей «в чистом виде» встречается очень редко. Гибкость руководителя и заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации.

    При этом следует иметь в виду, что напрасно было бы искать некий идеальный стиль руководства, пригодный для всех случаев жизни. Применяемый стиль руководства, пригодный для всех случаев жизни. Применяемый менеджером стиль (или сочетание стилей) зависит не только от личности руководителя, но и от сложившейся ситуации. «Правильный» стиль руководства невозможно заранее запрограммировать, поскольку управленческие ситуации нестандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойства изменяться в соответствии с изменениями управляемой среды.

    Выбор стиля руководства во многом зависит  от поставленной задачи:

- управлять – значит давать точные указания подчиненным, следить за добросовестным выполнением заданий;

- направлять – управлять и наблюдать за выполнением заданий, при этом обсуждая решения с сотрудниками, побуждая их вносить предложения и поощряя инициативу;

- поддерживать – оказывать сотрудникам помощь при выполнении ими заданий, разделять с ними ответственность за принятые решения;

- делегировать полномочия – передавать часть руководящих полномочий исполнителям, возлагая также ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия [9,  с. 117]

    В заключение приведем сводную таблицу  характеристик авторитарного, демократического и либерального стилей управления. 

Таблица 1.2 – Сравнительная  характеристика стилей управления

Характеристика Стиль
Авторитарный Демократический Либеральный
Принцип управления Централизация полномочий Децентрализация полномочий Невмешательство
Вид решений Единоличные Коллегиальные Коллективные
Степень организованности Детальная организация  работ Гибкая организация  работ Слабая организация  работ
Делегирование полномочий Делегируются  исполнительские задачи Делегируются  общие задачи Делегируются  задачи и ответственность
Вид контроля со стороны руководителя Контроль исполнения Контроль результата Контроль практически  отсутствует
Вид распоряжений Приказ Указание Просьба
Авторитет Формальный Реальный Отсутствует

Примечание  –  Источник: [11, c. 110]. 
 

    Проведенные исследования до сих пор не выявили прямой зависимости между стилем и эффективностью руководства. Первый исследователь этой  темы К.Левин установил, что авторитарное руководство приводит к большей продуктивности, чем демократическое, однако  при этом психологические потери могут быть весьма значительными.

    В результате последующих исследований данной проблемы специалисты пришли к выводу, что авторитарный стиль  предпочтительнее для руководства  более простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический – сложный, где на первое место выступает качество. Там же, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль руководства [14,  128].

    За свою почти столетнюю историю развития теория менеджмента обогатилась большой группой стилей руководства, которые можно объединить под общим названием специальных. Всем им присуща одна особенность. Они являются разновидностями какого-либо из классических стилей.

    Из  демократического стиля выделились стили, получившие название «дипломатический»  и «инновационный».

    Суть  дипломатического стиля заключается  в тонком расчете, в способности  договорится и решить конкретные вопросы, иногда даже в порядке исключения.

    Инновационный (трансформирующий) стиль обозначает повышенную приверженность руководителя к нововведениям, обновлениям, реформам.

    Разновидностью  либерального стал свободный стиль  руководства. Это позиция невмешательства  менеджера, способ отдавать все на откуп специалистам. Если последние достаточно квалифицированы и ответственны, то этот стиль будет вполне успешным.

    Наибольшее  число вариантов произошло от авторитарного стиля руководства. Это следующие стили: регламентирующий, плановый, консервативный, бюрократический, авральный, административный.

    Регламентирующий  стиль руководства основан на точном соблюдении инструкций. В последних  все расписано и предусмотрено. Задача менеджера состоит в строгом  следовании регламенту.

    Плановый  стиль руководства базируется на скрупулезном следовании планам. Все должно происходить в полном соответствии с тем, что предусмотрено в планах. Роль менеджера состоит в обеспечении выполнения плановых заданий.

Информация о работе Совершенствование стиля управленя гостиницей