Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:18, реферат
Достижения науки и техники, рост потребностей людей одновременно с возрастающими возможностями их удовлетворения кардинально изменили и само общество, и работу руководителей, менеджеров. В этих условиях руководитель как субъект управления постепенно утрачивает возможность управлять людьми традиционными методами и средствами. В настоящее время требуются поиски новых предпринимательских методов управления,
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие и факторы формирования стиля управления………………..5
Сущность и содержание понятия стиля в управлении………………5
Формирование стиля управления…………………………………..…9
Глава 2. Классификация стилей управления…………………………………..15
2.1 Одномерные стили руководства……………………………………..15
2.2 Многомерные стили руководства……………………………………20
2.3 Дополнительные стили руководства………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………......32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и факторы формирования стиля управления………………..5
Глава 2. Классификация стилей управления…………………………………..15
2.1 Одномерные стили руководства……………………………………..15
2.2 Многомерные стили руководства……………………………………20
2.3 Дополнительные стили руководства………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………......32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В начале XXI в., в условиях динамичных изменений в социальных отношениях и экономике, происходит очевидный переход общества на новый уровень развития.
Достижения науки и техники, рост потребностей людей одновременно с возрастающими возможностями их удовлетворения кардинально изменили и само общество, и работу руководителей, менеджеров. В этих условиях руководитель как субъект управления постепенно утрачивает возможность управлять людьми традиционными методами и средствами. В настоящее время требуются поиски новых предпринимательских методов управления, среди которых главенствующую роль начинает играть делегирование со стороны менеджера предпринимательских методов работы своим подчиненным, создание для подчиненных условий и мотивации для участия в предпринимательском процессе, формирование в организации отношений партнерства. Цена подобного решения – первенство в экономической состязательности, достижение конкурентоспособности и высокого качества продукции, высокой производительности труда. Сложность производимой продукции, оказываемых услуг, применяемых в современной экономике технологий, вызывают необходимость сознательного отношения людей, работающих в организации, ко всем фазам исследовательского и производственного цикла. Для этого они должны брать на себя все большую ответственность, участвуя непосредственно в управлении организацией. Однако для этого необходимо эффективное взаимодействие руководителя и персонала, взаимопонимание между ними. Это осуществимо лишь при использовании конкретных стилей управления, отвечающих требованиям реальной практики хозяйствования. Актуальность этих вопросов обусловила выбор заявленной тематики исследования.
Стили управления достаточно давно являются объектом внимания в теории и практике менеджмента, и на сегодняшний день разработано значительное количество классификаций стилей, причем вполне обоснованных и показавших свою эффективность в практическом использовании. Однако руководители современных организаций вправе применять тот стиль управления, который в наибольшей степени отвечает их внутренним склонностям, профессиональному уровню, личностным особенностям, ценностным установкам, осознанию целей и задач, стоящих перед организацией и т.д. Однако здесь важна и обратная связь, то есть восприятие и оценка стиля управления персоналом организации. Не секрет, что многие современные руководители не всегда готовы взглянуть на себя объективно, критически, с позиции реализуемых в их деятельности стилей работы с подчиненными. В этой связи знание теоретических и практических положений менеджмента, связанных с возможностями оценки индивидуального стиля руководителя, представляется важным как для руководителей организаций, так и для работников, в первую очередь заинтересованных в том, какими методами менеджеры руководят ими, воздействуют на них, осуществляют мотивацию и т.д.
Объект исследования – стили управления (руководства).
Предмет исследования – теория стилей управления.
Цель исследования – изучение стилей управления в их теоретическом аспекте.
Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
Структура работы определяется поставленными задачами. Работа состоит из двух глав, введения, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Понятие и факторы формирования стиля управления
1.1 Сущность и содержание понятия стиля в управлении
В процессе исторического развития
слово «стиль» значительно
Понятия стиля как характерной особенности выражения подходит и для управленческой деятельности – система своеобразных управленческих приемов, способов, подходов, инструментов, «почерк» субъекта управления.
Общность всех разновидностей стиля, их единая сущностная основа позволяют использовать понятия «стиль управления» в рамках тех ограничений, которые заданы целями и объектом исследований. При анализе развития понятия стиля ограничиваться минимальным числом стилеобразующих факторов так же трудно, как и рассматривать стиль происходящим только от этих факторов.
Понятия «стиль управления» возникло вслед за выделением управленческого труда из деятельности предприятия. Но в отличие от менеджмента стиль управления не имеет самостоятельных этапов своего развития и прямой зависимости от развития науки и практики управления. Основное отличие в том, что управление отбрасывает устаревшие методы (методики, модели, положения), обогащаясь новыми формами и методами. Стиль отражает не только передовой опыт. Понятия стиля управления обозначается всякая форма, в которой менеджерами или предпринимателями выполняются задачи управления. Морально устаревшие стили в менеджменте, в отличие от других сфер деятельности, на практике весьма живучи. Авторитарный стиль из середины XIX века сохранился до сегодняшних дней, пройдя путь своего выживания и приспособления.
Новые управленческие формы наполняются содержанием работы реальных руководителей. Стиль аккумулирует все методы, которые используются на практике. Он отражает нарастающий итог освоение практики управления и новых требований. Наиболее живуч командно – приказной стиль, не требующий искусства управления, основанный на безусловном подчинении исполнителей. Эффект накопления и выживания стилей привел к тому, что каждая эпоха отражает в хозяйственной деятельности определенными преобладающими методами исполнения этой деятельности независимо от исполнителей. В этом случае выделяется только то основное, что специфично для конкретного исторического периода.
Из-за отсутствия развитого междисциплинарного анализа стиля существуют различные подходы к нему. Понятие стиля управления встречается в философии, педагогике, психологии, социологии. В теории менеджмента при определении стиля исследователи прямо или косвенно исходят из единства политики, идеологии, экономики, организации, культуры. Такое единство выступает предпосылкой системного подхода к стилю. Но оно предполагает также различные трактовки понятия стиля управления.
Сущность всех понятий стиля управления едина и выражается тем, что эта категория независимо от уровня и пространственно – временных границ ее использования (эпоха, организация, функция управления, личность) определяет форму отношений по реализации целей. В этой связи стиль управления имеет различные единицы измерения и ориентации. Независимо от эпохи и экономики существуют тесные взаимосвязи между различными понятиями хозяйственного стиля, стиля фирмы, стиля подразделения, стиля руководителя, стиля лидерства.
Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным по оказанию влияния на них и побуждения к достижению целей организации.1 Другими словами, стиль руководства отражает степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, его заботу о человеческих, нормальных отношениях в организации и выполнении необходимых задач.
Стиль руководства определяется:
В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных. Это получило название управленческого стиля. Успех работы менеджера зависит от очень многих обстоятельств: содержания задачи и сроков ее решения; личности руководителя, особенностей коллектива или характера подчиненного; специфики сложившийся ситуации и др.
Стиль представляет собой совокупность приемов, форм и методов осуществления какой – либо работы, деятельности, поведения. В теории организации управления этот термин используется для обозначения стиля руководства, стиля организаторской деятельности руководителя, культуры управления и т. п.
Стиль работы руководителя – это относительно устойчивая, обладающая внутренним единством совокупность применяемых руководителем правил и приемов личной работы, а также особенностей его взаимоотношений с окружающими в процессе руководства.3
Стиль работы руководителя представляет собой именно тот фактор, от которого во многом зависит общая эффективность деятельности организации.
В этой связи стиль, как наиболее общая характеристика деятельности конкретного руководителя, выражает характер, особенности воздействия руководителя на коллектив с целью его мобилизации для решения производственных, служебных задач. Понятие стиля руководства охватывает широкий спектр действий руководителя. Эти действия в решающей мере определяют способностью последнего рационально организовывать свой труд и оказывать стимулирующее воздействие на коллектив, что проявляется в формировании конкретных отношений “руководитель – коллектив” при планировании и проведении организаторской работы.
Стиль руководства – это устойчивая совокупность наиболее характерных для руководителя методов управления, конкретных принципов, приемов и норм работы, характеризующая его подход к руководству коллективом, а также линию его поведения в возникающих при этом ситуациях и используемых в данной системе.
В стиле руководства проявляются все важнейшие качества личности руководителя: его социальная направленность; ценностные ориентации (степень ориентации на интересы общества и своего коллектива в целом, отношение к труду и прочее); моральные и волевые качества, способность воздействовать, влиять на коллектив в нужном направлении, использовать продуктивные методы и т. д.
В настоящее время существует ряд теорий об основах формирования управленческих стилей, стили управления складываются в конкретных условиях и обстоятельствах. В связи, с этим можно выделить «одномерные» (обусловленные одним каким-то фактором) и «многомерные» (учитывающие два и более обстоятельств) при построении взаимоотношений «руководитель – подчиненный», стили управления.
1.2 Формирование стиля управления
Формирование стиля руководства – сложный процесс, в котором присутствует большое количество субъективных и объективных факторов.4
Стиль руководства кроме особенностей темперамента, учитывает профессиональную подготовку, развитие организации, ее территориальное расположение и складывается у руководителя в процессе его работы и получения опыта.
Стиль формируется
как осознанная потребность поиска
методов и форм перехода от эмоционального,
иррационального к
При выборе стиля управления, который включает стиль мышления, стиль поведения, манеру общения, стиль речи, технику личной работы, структуру затрат рабочего времени, надо учитывать множество факторов.
Разделяют объективные и субъективные факторы формирования стиля руководства.
Объективные факторы определяют только основу стиля, которая имеет свои особенности для каждого уровня иерархии. Решающая роль в формировании стиля управления на этой основе принадлежит руководителю и параметрам ситуации.
Субъективные
стилеобразующие факторы не сводятся
только к ресурсам личности субъекта
управления. К ним примыкают
Единство стилеобразующих факторов проявляется во взаимодействии:
Всеобщие стилеобразующие факторы вытекают из самой природы общественного труда, порождены кооперацией труда и являются объективными, но не существенными предпосылками стиля управления. К числу таких факторов следует отнести принципы системности, иерархичности, необходимого разнообразия, обратной связи. Чем дальше от стиля управления в иерархии отношений находятся стилеобразующие факторы, тем более опосредованное влияние их на формы этих отношений, и наоборот. В этой связи становится очевидным, что характеристики субъектов управления есть вместе с тем и непосредственные факторы формирования стилей управления.