Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:18, реферат
Достижения науки и техники, рост потребностей людей одновременно с возрастающими возможностями их удовлетворения кардинально изменили и само общество, и работу руководителей, менеджеров. В этих условиях руководитель как субъект управления постепенно утрачивает возможность управлять людьми традиционными методами и средствами. В настоящее время требуются поиски новых предпринимательских методов управления,
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие и факторы формирования стиля управления………………..5
Сущность и содержание понятия стиля в управлении………………5
Формирование стиля управления…………………………………..…9
Глава 2. Классификация стилей управления…………………………………..15
2.1 Одномерные стили руководства……………………………………..15
2.2 Многомерные стили руководства……………………………………20
2.3 Дополнительные стили руководства………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………......32
В — Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.
Г — Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывается общее мнение.
Д — Руководитель постоянно работает совместно группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.
В настоящее время все большее распространение получает концепция атрибутивного подхода к выбору стиля руководства. B основе этой концепции, в отличие от других моделей, лежит реакция руководителя не столько на само поведение подчиненных как таковое, сколько на причины, его вызвавшие. При этом руководитель основывается на трех основных видах информации: о том, насколько поведение подчиненного обусловлено особенностями задания; о том, насколько оно стабильно, и о том, насколько оно уникально.
К дополнительным стилям руководства относятся патернализм, оппортунизм и фасадизм.21
А). Патернализм (материализм) - 9.9.
Графически патернализм представлен в виде дуги, соединяющей углы 1.9 и 9.1 (рис. 4). Данный стиль управления характеризуется сочетанием высокого уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях, дополняющим его. Он является не интеграцией заботы о производстве и заботы о людях, как это характерно для ориентации 9.9, а сочетанием того и другого и поэтому обозначается как 9.9.
- Мотивация. Удовлетворение выражается в демонстрации того, что этот человек является источником мудрости и знаний для других. Когда подчиненные исполняют то, что от них ожидает патерналист в области производства, то они поощряются руководителем и от них в свою очередь ожидается лояльность (оценка достоинств руководителя). В ином случае руководитель считает, что он вкладывает в работу свою душу, а подчиненные не ценят этого. Поэтому в действиях такого руководителя существует тенденция зависимости подчиненных от его желаний, в результате чего они как бы застывают в своем развитии и не стремятся к независимости мышления, суждений, убеждений.
- Преодоление конфликтов. В условиях управления по типу 9.9 подчиненные учатся думать так, как думает и поступает их руководитель. Это синдром "отцов и детей".
- Избежание
конфликта. Конфликта можно
- Устранение
конфликта при его
- Инициатива. Руководитель проявляет немалую инициативу до тех пор, пока подчиненные смогут ему довериться и выполнять то, что от них требуется. Руководитель-патерналист считает своим долгом учить людей. В связи с этим он имеет твердые убеждения и активно их пропагандирует.
- Решения. Руководитель-
- Критика (анализ). Персональная обратная связь является односторонней – от руководителя к подчиненным, т.е. он считает подчиненных частью организационной семьи.
Б). Оппортунизм. Он имеет место, когда полагаются на все стили руководства, не основываясь на определенных принципах. Каждое действие руководителя-оппортуниста осуществляется по "тактическим" причинам и является средством для достижения личного успеха.
- Мотивация. Желание быть исключительным, человеком, который хочет быть наверху, потому что те, кто наверху, по его мнению, находятся в центре внимания, т.е. в положении, которое обеспечивает внимание и поклонение. Поведение оппортуниста непредсказуемо. Движение "вверх", способы достижения целей зависят от того, с кем он имеет дело. Преодоление конфликтов. Предпочитает избегать конфликтов всеми возможными способами, но не прячется, когда конфликт возникает, пытается урегулировать разногласия без конфронтации или поляризации.
Если возникает конфликт с человеком более высокого ранга, руководитель-оппортунист первым делает шаг к примирению. С равным по рангу ведет себя вкрадчиво. Делается попытка найти компромисс. Когда возникает конфликт с подчиненными, позиция оппортуниста заключается в капитуляции или уходе подчиненного.
- Инициатива.
Проявляет инициативу на
- Критика (анализ). Избегает обратной связи, которая может указать на слабость, ограниченность или ошибки руководителя-оппортуниста. Просит высказывать критические замечания только в том случае, если предполагает, что отзыв будет благоприятным.
В) Фасадизм. Имеет место, когда нужно показать внешнюю сторону явлений и процессов (фасад).
- Мотивация. Человек избегает раскрывать свои мысли, хотя создает впечатление, что он честный и откровенный.
Уловки руководителя-фасадиста могут изменяться в зависимости от того, что является выгодным. Основная цель создания "фасада" состоит в том, чтобы скрыть стремление к контролю, господству и власти. Негативная мотивация состоит в стремлении избежать саморазоблачения путем сокрытия истинных целей, по этой причине держит в тайне свой опыт и мотивации.
- Преодоление конфликтов. Руководитель-фасадист не избегает конфликтов. Однако цель заключается не в их разрешении, а получении определенных для себя выгод. Существует множество способов манипулирования конфликтами.
- Инициатива. Характерным для создателя фасада является то, что он действует, проявляя инициативу, и продолжает действовать таким образом до тех пор, пока не будет обеспечен успех. Когда нужно достичь преимуществ, действия со стороны фасадиста не заставляют себя ждать. И, если одно действие не приводит к успеху, предпринимается следующая попытка, и так до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель.
- Принятие
решений. Неполная передача
- Критика (анализ). Возможность критики между руководителем и подчиненным неприятна фасадисту, который использует обратную связь как метод контроля посредством похвалы и наказания. Критика в его адрес ему неприятна.22
У каждого стиля управления есть недостатки и преимущества, но, возможно на конкретном предприятии какие-то из недостатков не будут иметь большого значения: в одних организациях инициативность и использование творческого потенциала не будут актуальны, а жесткий контроль качества работы или быстрое принятие решения будет намного важнее; в других – не нужно четкое разделение труда или строгий контроль руководителя, а сплоченность коллектива, инициативность имеют первостепенное значение.
Все это необходимо учитывать при формировании стиля руководства на предприятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования и на основании поставленных задач необходимо сделать следующие выводы:
Стиль руководства предопределяется особенностями организации и ее подразделений, существующим в них порядком ведения дел, позициями владельцев и высших менеджеров, преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами. В руководстве подчиненными нет абсолютных истин, так как поведение людей не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия, так и субъективные моменты. На практике успешное руководство – это функция трех переменных: руководителя, подчиненного и ситуации. Оно предполагает сочетание научных правил и процедур с искусством их применения.
Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации.
Демократический стиль руководства апеллирует к высшим уровням потребностей. Демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием подчиненных в принятии решений.
Суть либерального стиля управления состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как правило, неспособен, поэтому нужно исходя из ситуации и стоящей задачи помещать его в те условия, когда он сможет наилучшим способом себя проявить.
Стиль руководства – индивидуально-
К "одномерным" то есть обусловленным одним каким-то фактором, стилям управления относятся: авторитарный, демократический и либерально-попустительский.
"Многомерные" стили управления, представляющие собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может реализовываться наряду с ними. Первоначально сложилась идея "двумерного" стиля управления, основывающегося на двух подходах, один из которых ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание человеческих отношений, а другой – на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек достаточно полно сможет раскрыть свои способности
К дополнительным стилям руководства относятся патернализм. Данный стиль управления характеризуется сочетанием высокого уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях, дополняющим его, оппортунизм – каждое действие руководителя-оппортуниста осуществляется по "тактическим" причинам и является средством для достижения личного успеха и фасадизм – имеет место, когда нужно показать внешнюю сторону явлений и процессов (фасад). Уловки руководителя-фасадиста могут изменяться в зависимости от того, что является выгодным. Основная цель создания "фасада" состоит в том, чтобы скрыть стремление к контролю, господству и власти.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
16. Холопова, Т.И. Мудрый руководитель / Т.И. Холопова – М.: ИНФРА-М, 2005. – 236 с.
17. Хорошева, И.А. Основы менеджмента / И.А. Хорошева – М.: ИНФРА-М, 2010. – 250 с.
18. Худаева, И.Н. Менеджмент / И.Н. Худаева – М.: «ЮНИТИ», 2006. – 310 с.
19. Цыпкин, А.Н. Менеджмент / А.Н.Цыпкин – М.: НТ-ДИАНА, 2010. – 439 с.
20. Царев, Л.Г. Менеджмент / Л.Г. Царев – М.: Академия, 2008. – 218 с.
21. Шейнов, В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: (Искусство менеджера) /В.П.Шейнов – Минск.: Амалфея, 2006. – 260 с.
22. Шекшня, С.В. Управление
персоналом современной
23. Шигда, А.В. Основы менеджмента / А.В.Шигда – М.: ИНФРА-М, 2008. – 250 с.
24. Шипунов, В.Г.
Основы управленческой
25. Щербаков, И.А. Управление кадрами / И.А.Щербаков – М.: ИНФРА-М, 2010. – 198 с.