Стили управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение стиля руководства используемого руководителем на предприятии ООО «Спорт-Мастер».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты стиля руководства в организации.
Проанализировать стили руководства ООО «Спорт-Мастер».
3. Провести анализ стиля руководства используемого руководителем предприятия и его влияние на эффективность деятельности.

Файлы: 1 файл

Готовое.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

      Введение. 

     Стиль руководства является одним из основных понятий в менеджменте. Под ним  подразумевается способ или система  способов, с помощью которых руководитель воздействует на своих подчинённых  с целью успешного выполнения своих функций и успешной работы организации.

     Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. ТЕЙЛОРА. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.

     Вопрос  выбора эффективного стиля руководства  особенно остро стал в последние  годы. Возникшие на рубеже 70-80-х годов  застойные явления в общественном производстве самым непосредственным образом были связаны с серьезными изъянами в управлении и, прежде всего в работе с кадрами.

     Выбор стиля управления, который стоит  осуществить, влияет не только на эффективность  деятельности организации в целом, но и на социально-психологический климат в коллективе. Изучение теоретического материала позволило определить особенность каждого стиля, выявить их достоинства и недостатки, возможность применения в том или ином случае.

     Сейчас  создаются новые, исключительно  благоприятные возможности для становления высокорезультативного стиля руководства, что до недавнего времени сдерживалось, в частности, слабостью демократических начал в управлении, господством коммерческо-бюрократических приёмов работы, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками.

     Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства  зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения  и многое другое.

     Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.                             3

     Руководитель  всегда должен быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства.

     Очень немногие из тех, кто выбрал карьеру  руководителя, согласны оставаться долгие годы на одной и той же работе. Многие активно стремятся к продвижению  на должности с большей ответственностью. Руководитель, который выбрал определённый стиль лидерства и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации на более высоком посту, где все его непосредственные подчинённые ориентированы на достижения. Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить всё, что можно от подчинённых, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.

     Целью данной работы является изучение стиля руководства используемого руководителем на предприятии  ООО «Спорт-Мастер».

     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть теоретические аспекты стиля руководства в организации.
    2. Проанализировать стили руководства ООО «Спорт-Мастер».

                  3. Провести анализ стиля руководства используемого руководителем предприятия и его влияние на эффективность деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4

Глава 1. Характеристика стилей руководства.

1.1. Понятие стиля  руководства. 

     Слово “стиль” греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода “почерк” в действиях менеджера1.

     Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели. Одной из составляющих функций управления является лидерство (руководство).

     Стиль руководства – индивидуально-типические характеристики устойчивой системы  методов, способов, приемов воздействия  руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

     Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль руководства во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица. Но при всей их значимости особенности личности не исключают другие компоненты, формирующие стиль управления. Компоненты эти составляют субъективный элемент стиля, но стиль всегда имеет и общую объективную основу. 
 

     5

     Таблица 1

     Характерные черты классических стилей руководства.

  Критерий Авторитарный Демократический Попустительский.
1. Постановка целей Цели ставит руководитель Цели — результат  группового решения при поддержке  руководителя Полная свобода  для принятия индивидуальных и групповых  решений, минимальное участие руководителя
2. Распределение заданий Все задания  дает руководитель, причем сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз Устанавливается определенный порядок распределения  работ. В зависимости от пожеланий  сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание Руководитель  предоставляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию
3. Оценка работы Руководитель  лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует Руководитель  стремится использовать объективные  критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы Руководитель  дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой  работы отсутствуют
4. Трудовая атмосфера Высокая напряженность, враждебность Свободная, дружеская  атмосфера Атмосфера произвола отдельных сотрудников
5. Групповая сплоченность Покорное, беспрекословное  повиновение Высокая групповая  сплоченность, низкая текучесть Низкая групповая  сплоченность
6. Интерес к выполняемым заданиям Низкий Высокий Минимальный
7.Качество, интенсивность работы Высокая интенсивность Высокая оригинальность результатов
8.. Готовность к работе При отсутствии руководителя перерыв в работе При отсутствии руководителя продолжение работы Перерывы в  работе по желанию
       
       
       

     6

     Таким образом, можно сделать вывод, что к стилю руководства предъявляют достаточно высокие требования. Это связано, прежде всего, с тем, что условия конкуренции между производителями, ориентация на рынок, присущие нынешней экономической системе, требуют высокого качества товаров и услуг. А это в значительной степени зависит от грамотного и эффективного управления. 

1.2. Современная интерпретация  стилей руководства. 

     В современной литературе получили дальнейшее развитие представления как о  демократическом (теперь его обычно называют кооперативным стилем), так и об авторитарном стиле руководства. Согласно уточненным в последние десятилетия представлениям, авторитарный стиль может быть эффективным при решении однообразных, рутинных задач. Применение этого стиля вполне оправдано в случае большого разрыва в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных, а также ориентации их преимущественно на материальную систему мотивации, и прежде всего денежное вознаграждение2.

     Эффективное использование авторитарного стиля требует от руководителя высокой ответственности; строгого самоконтроля; широкого предвидения; развитой способности принятия решений; хороших организаторских качеств, способности проводить решения в жизнь.

     При этом предполагается, что подчиненные, которые рассматриваются как исполнители приказов, должны быть послушными. К ним подходят характеристики концепции «X» теории «XY» Мак. Грегора, согласно которым средний работник старается по возможности избегать работы, не проявляет инициативы, боится ответственности и желает, чтобы им руководили. Он может хорошо работать лишь при строгом контроле и достойном вознаграждении.

     Для эффективности авторитарного стиля  необходимо, чтобы подчиненные:

  • признавали начальника единственной руководящей инстанцией и ориентировались только на него;
  • правильно воспринимали и строго исполняли его распоряжения;

    7

  • отказывались от реализации контрольных прав по отношению к руководителю3.

     Авторитарный  стиль имеет свои сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их, осуществление, позволяет быстрее стабилизировать ситуацию в не сложившихся, конфликтных группах. Этот стиль имеет тенденцию быть эффективным при рутинных работах, а также в условиях низкого профессионального уровня и организационной мотивации сотрудников.

     Недостатки  авторитарного стиля — ограничение  возможностей мотивации, самостоятельности  и развития подчиненных, а также  опасность принятия ошибочных решений  из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности руководителя. При  этом стиле руководства мотивация подчиненных существенно ограничивается тем, что руководитель социально отделяет себя от подчиненных, дает им малоинтересную работу и угрозой наказаний порождает у них страх. В такой ситуации у работников обычно формируется индифферентное, а то и вовсе негативное отношение к руководителю, в целом к предприятию. Из-за чинимых начальником препятствий в получении полной и достоверной информации подчиненные вынуждены добывать ее неформальным путем, что часто ведет к ее искажению, распространению различного рода слухов и сплетен, негативно влияющих на атмосферу в коллективе4.

     Современные исследователи, отмечая научную  и методическую ценность ранних разработок проблематики стилей руководства, отвергают  упрощенный подход к классификации  всего многообразия поведения руководителей и деление их лишь на три указанных стиля, а применительно к практике — даже на два, поскольку попустительский стиль в целом не эффективен и не может культивироваться сознательно. Исследователи отмечают крайнюю сложность или даже практическую невозможность операционализации данных стилей, они подчеркивают их идеально-типический характер и оторванность от реальности.

     8

     Идеально-типический характер рассматриваемых стилей означает, что все они представляют собой  крайние, идеальные образцы поведения, точное соответствие которым очень трудно найти в жизни. В поведении подавляющего большинства руководителей обычно сочетаются различные элементы, присущие каждому из этих стилей. Вот почему для характеристики практики руководства необходимы более точные теоретические конструкты и инструменты исследования.

     Одной из весьма успешных попыток более  дифференцированно отразить по существу главный параметр стилей руководства  — принятие решений, а также приблизить их к практике является выделение Р. Танненбаумом и В.Х. Шмидтом семи образцов поведения, характеризующих пространство между авторитарным и демократическим стилями руководства и постепенное движение от первого стиля ко второму.

1.3. Одномерные и многомерные  стили руководства. 

     Используя для анализа различные источники можно определить разные классификации стилей руководства. Существует два подхода к изучению стилей: традиционный и современный. К традиционному подходу относятся «одномерные» стили управления. «Одномерные» стили, характеризуются одним каким - то фактором, к ним относятся: авторитарный, демократический и либерально-попустительский5.

Информация о работе Стили управления