Стили управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания этой работы состоит в рассмотрении и анализе стилей руководства, и их достоинств и недостатков.
Попытаемся ответить на вопрос, как должен вести себя руководитель, и какие стили поведения наиболее эффективны для направления усилий людей на достижение целей организации. Для этого дадим характеристики существующих стилей управления, рассмотрим теории одномерных и двумерных стилей, сравним их преимущества и недостатки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Стили управления 4
1.1 Понятие сталей управления 4
1.2 Область применения стилей управления 5
2 Характеристика стилей управления 8
2.1 Одномерные стили управления 8
2.2 Двумерные стили управления 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Стили управления.docx

— 81.82 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Стили управления 4

1.1 Понятие сталей управления 4

1.2 Область применения стилей управления 5

2  Характеристика  стилей управления 8

2.1 Одномерные  стили управления 8

2.2 Двумерные стили управления 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В наше время требуется  большое число руководителей  высшего и среднего уровней, способных  принимать грамотные рациональные решения, умеющих работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требуется высокий  профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими  законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям  уже не нужно держать своих  подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях  обеспечения наибольшей прибыли  собственникам фирмы. Эти люди стали  называться менеджерами.

В настоящее время существует некоторый минимум различных  характеристик для современного менеджера. Одной из характеристик  является стиль управления персоналом.

Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят  мотивация работников, их отношение  к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область  менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна  и полезна для изучения.

Целью написания этой работы состоит в рассмотрении и анализе стилей руководства, и их достоинств и недостатков.

Попытаемся ответить на вопрос, как должен вести себя руководитель, и какие стили поведения наиболее эффективны для направления усилий людей на достижение целей организации. Для этого дадим характеристики существующих стилей управления, рассмотрим теории одномерных и двумерных стилей, сравним их преимущества и недостатки.

 

 

 

  1. Стили управления

 

    1. Понятие стилей управления

Управление, то есть власть, сопровождает человека с незапамятных времен. С появлением первых общин  появились различия в социальном положении людей. Как мы помним все  началось с совета старейшин, и власть постепенно разрослась до сосредоточенной  в одних руках имперской.

Конечно, стиль управления государством и стиль управления организацией – это не одно и  то же, но, тем не менее, и в том  и в другом случае руководит человек, и руководит он людьми.  Естественно, стиль руководства зависит напрямую от характера, привычек, мировоззрений  человека, но все - таки различают несколько  разновидностей. Я же буду рассматривать  эти разновидности с точки  зрения управления в менеджменте.

Слово “стиль” греческого происхождения. Первоначально оно  означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось  в значении “почерк”. Отсюда можно  считать, что стиль руководства  – своего рода “почерк” в действиях  менеджера.

Ниже приведены несколько  понятий стиля управления.

Стиль управления - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели. Одной из составляющих функций управления является лидерство (руководство).

Стиль управления – индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Стили управления - способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.

Большинство исследователей выделяют следующие стили управления (руководства):  
• директивный стиль (авторитарный);  
• демократический стиль (коллегиальный);  
• либеральный стиль (попустительский или анархический).

Всю работу по управлению можно разделить на две части: 
• управление деятельностью фирмы; 
•  управление людьми (персоналом).

 

1.2 Область применения стилей управления

Под стилем руководства мы будем понимать совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер и т.д.) исполнения этих методов.

Конкретных методов  управленческого воздействия существует великое множество. В аналитических целях обычно различают три основных типа:

  • административный (командный);
  • экономический (договорный);
  • социально-психологический.

Методы управления каждого из приведенных типов  имеют свою область применения, свои достоинства и недостатки, которые могут проявляться в зависимости от конкретной ситуации в рабочей группе. Искусство руководства в том и состоит, чтобы в данное время, в данном месте и для данной группы работников подобрать такой комплекс управленческих воздействий (из трех типов), который обеспечит максимальную эффективность работы группы. При этом на объективную необходимость выбора методов управления того или иного типа накладывается субъективная предрасположенность руководителя к "любимым" навыкам делового общения. Все это вместе и образует в каждом случае своеобразный характер делового общения с подчиненными, который и называют стилем руководства.

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации  и т.п. Эти методы воздействия  отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.

В советский период предметом  регулирования экономическими методами считались централизованное планирование, хозяйственный расчёт, заработная плата, т.е. имело место узкое толкование роли и места экономических методов, что ограничивало диапазон принимаемых  решений и рычагов регулирования  на уровне предприятия. Экономические  методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что  вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических  методов.

Социально-психологические  методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

При выборе стиля управления нужно учитывать субъективные и  объективные факторы.

К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:

  1. Принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью.
  2. Специфика психического склада руководителя (темперамент, характер).
  3. Выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации.
  4. Неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк».
  5. Индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя.
  6. Уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.       

В общем, объективные слагаемые  стиля могут быть сведены к  следующим:

  1. Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры.
  2. Закономерности управления.
  3. Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности.
  4. Окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами).
  5. Особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей).
  6. Уровень практики управления.
  7. Способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством.

 

 

  1. Характеристика стилей управления

 

    1. Одномерные стили управления

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом  и полезным инструментом понимания  сложностей лидерства.

Степень, до которой управляющий  делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.  Рисунок 1 показывает автократичный - либеральный континуум.


 

По сути МакГрегор в  своей теории  X и Y отразил традиционную систему. Разница лишь в том, что за основу он взял авторитарный стиль (X) и демократический (Y).

Согласно теории “Х”:

1. Люди изначально не  любят трудиться и при любой  возможности избегают работы.

2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться  от ответственности, предпочитая,  чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди  хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей  трудиться, необходимо использовать  принуждение, контроль и угрозу  наказания.

На основе таких исходных предположений, автократ обычно как  можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных  и почти не дает им свободы в  принятии решений, стремится упростить  цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить  свою специфическую задачу, что позволяет  легко контролировать ее исполнение, т.е. плотно руководит всей работой  в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое  давление, как правило, угрожать.

Иерархическое деление в таких организациях, как правило, очень строгое, каналы сбора информации работают четко и оперативно. Руководитель такого типа концентрируется на удовлетворении элементарных потребностей своих подчиненных и использует наиболее автократичный стиль управления.

Когда автократ избегает негативного  принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа. Хотя он продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный автократ проявляет  активную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Он может даже пойти  на то, чтобы разрешать или поощрять их участие в планировании заданий. Но он сохраняет за собой фактическую  власть принимать и исполнять  решения.  И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он простирает свой автократический стиль дальше, структурируя задания и навязывая  неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.

Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. МакГрегор назвал их теорией “Y”:

1. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

2. Если люди приобщены  к организационным целям, они  будут использовать самоуправление  и самоконтроль.

Информация о работе Стили управления