Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:44, курсовая работа
Целью написания этой работы состоит в рассмотрении и анализе стилей руководства, и их достоинств и недостатков.
Попытаемся ответить на вопрос, как должен вести себя руководитель, и какие стили поведения наиболее эффективны для направления усилий людей на достижение целей организации. Для этого дадим характеристики существующих стилей управления, рассмотрим теории одномерных и двумерных стилей, сравним их преимущества и недостатки.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Стили управления 4
1.1 Понятие сталей управления 4
1.2 Область применения стилей управления 5
2 Характеристика стилей управления 8
2.1 Одномерные стили управления 8
2.2 Двумерные стили управления 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
4. Способность к творческому
решению проблем встречается
часто, а интеллектуальный
Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.
Организации, где доминирует демократичный стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал. Вместо того чтобы осуществлять жесткий контроль над подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку. Руководитель действует как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы.
Поскольку демократичный лидер предполагает, что люди мотивированы потребностями более высокого уровня - в социальном взаимодействии, успехах и самовыражении, - он пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными. В некотором смысле он старается создать ситуацию, в которой люди до некоторой степени сами мотивируют себя, потому что их работа, по природе своей, сама является вознаграждением. Он также способствует тому, чтобы подчиненные понимали, что им предстоит решать большую часть проблем, не ища одобрения или помощи. Но руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем, что если подчиненным и понадобится помощь, они, не стесняясь, могли бы обратиться к руководителю. Чтобы добиться этого, руководитель организует двухстороннее общение и играет направляющую роль.
Существует еще одна теория об одномерных стилях руководства, которую представил Курт Левин. В ее состав входит сравнение трех стилей управления: авторитарного, демократического и либерального, по таким параметрам как идея, сущность стиля, его слабые и сильные стороны. Суть этой теории представлена в Таблице 1.
Между этими стилями руководства существует определенное равновесие, и увеличение относительной доли одного из них приводит к уменьшению доли других.
Таблица 1 - Теория Левина
Хар-ка |
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
Природа стиля |
Власть сосредотачивается в руках лидера; прерогатива в постановке целей и выборе средств в руках руководителя; коммуникационные потоки идут непосредственно вниз |
Полномочия делегированные, но основные в руках лидера; принятие решений по уровням управления на основе участия; коммуникативные потоки в обоих направлениях |
Отречение от власти лидера в пользу организации; предоставление возможностей самоуправления в желаемом для группы решении; коммуникационные потоки по горизонтали |
Сильные стороны |
Четкость и оперативность в принятии решений; видимое единство действий; быстрая реакция на изменение во внешней среде |
Возможность решения нестандартных инновационных задач; эффективное использование стимулов труда; усиление обязательств по выполнению работы в участии управления |
Позволяет начать дело без вмешательства лидера |
Слабые стороны |
Подавление инициативы творческого потенциала исполнителей; отсутствие действенных стимулов труда; волевой прессинг руководителя; невысокая степень удовлетворения своими трудами |
Требует много времени и достаточной зрелости коллектива |
Без лидерского вмешательства группа может потерять скорость, направление, движение |
Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений.
Положительные моменты:
Отрицательные моменты:
В результате снижается удовлетворенность
сотрудников своей
А где же сейчас используется этот стиль управления?
● Промышленность (любая отрасль) т. к. на любом промышленном предприятии требуется жесткий постоянный контроль над качеством продукции, технологией производства, соблюдением техники безопасности, выполнением сроков поставки. Обеспечить все это может только сильная рука во главе организации. Отчасти поэтому большинством предприятий руководят люди, прошедшие суровую, еще советскую школу управления.
● Театр. Казалось бы, что в
актерской среде авторитаризму делать
нечего. На самом деле это не так. Во главе
всех успешных театров в нашей стране
стоят люди, исповедующие принципы авторитарного
управления в работе. Театр должен иметь
четкую и понятную структуру, а главный
режиссер должен вмешиваться в творческий
процесс. Так было в "Ленкоме", Театре
имени Маяковского при Гончарове, в "Таганке"
при Юрии Любимове.
● Радио. Радиостанции сегодня все чаще
объединяются в медиагруппы. Таким образом
они получают возможность работать с различной
аудиторией - от высоколобых профессоров
до подростков или восторженных домохозяек.
При этом все радиостанции, входящие в
группу, должны придерживаться общей политики
и не отнимать друг у друга хлеб. Поэтому
руководители таких медиа-групп, как, например,
RMG ("Русское радио", радио "Монте-Карло"
и другие), предпочитают жесткий, авторитарный
стиль управления.
● Архитектура. В любом крупном архитектурном
бюро мира руководители применяют авторитарный
стиль управления. Между сотрудниками
четко делятся обязанности, распределяется
ответственность, а шеф постоянно контролирует
выполнение всех работ. Как правило, руководят
такими бюро мировые или местные звезды:
Норман Фостер, Даниэль Либескинд, Доминик
Перро, Сергей Киселев, Михаил Хазанов.
Любой проект, реализуемый мастерской,
может прославить или ославить ее руководителя.
Поэтому авторитаризм в управлении и востребован
в архитектурном деле, без него - никуда.
Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.
Положительные моменты:
Отрицательные моменты:
Примерами использования демократического стиля в российской практике могут служить такие организации как ЗАО «Неруд Сервис» и ЗАО "Петербургская топливная компания", занимающаяся горюче – смазочными материалами.
Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность.
Особенности:
• данный стиль управления возможно
использовать при высокой квалификации
работников и низком уровне подготовки
руководителя.
• подчиненным предоставляется
полная свобода, которая может привести
к анархии.
В качестве примера можно привести большинство государственных ВУЗов России. Так же либеральный стиль управления имеет место быть в частных рекламных агентствах, таких как «Аврора» и «Брусилов».
2.2 Двумерные стили управления
Начиная с 1945 г. группа ученых,
работавшая под эгидой Бюро по исследованиям
в области бизнеса в
Структура |
Распределяет производственные роли между подчиненными Расписывает задания и объясняет требования к их выполнению Планирует и составляет графики работ Разрабатывает подходы к выполнению работ Передает свое беспокойство о выполнении задания |
Внимание к подчиненным |
Участвует в двустороннем общении Допускает участие подчиненных в принятии решений Общается в одобрительной и неугрожающей манере Дает возможность людям удовлетворить свои потребности, связанные с работой |
Рисунок 2 - Типы поведения
Было выявлено, что люди
могут вести себя с разной степенью
внимания к подчиненным и
Высокая
Низкая |
Низкая степень структурирования
Высокая степень внимания к подчиненным |
Высокая степень структурирования
Высокая степень внимания к подчиненным |
Низкая степень структурирования
Низкая степень внимания к подчиненным |
Высокая степень структурирования
Низкая степень внимания к подчиненным | |
Низкая | ||
|
Несмотря на то, что самая высокая производительность ассоциировалась с руководителем, который владеет и тем и другим стилем поведения, более поздние исследования показали, что эта классификация применима не ко всем ситуациям.
Концепция, разработанная в университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована Блэйком и Мутоном, которые построили решетку (схему), включавшую 5 основных стилей руководства (Рисунок 4).
11 |
11.9 |
11.1 | |||||||
22 |
|||||||||
33 |
|||||||||
55 |
55.5 |
||||||||
66 |
|||||||||
77 |
|||||||||
88 |
|||||||||
99 |
99.9 |
99.1 | |||||||
99 |
88 |
77 |
66 |
55 |
44 |
33 |
22 |
11 |